Приглашаем посетить сайт

Аксенов А. В.: Н. Готорн и социальные реформы: скепсис сердцееда

А. В. Аксенов,

МГУ, филологический факультет, Россия

Н. ГОТОРН И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ: СКЕПСИССЕРДЦЕВЕД А

Тезисы докладов конференции" АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗМ ", Москва - 2001.

Современная нам западная цивилизация является плодом перемещения интересов европейских народов с реальности духовной на реальность земную и проистекающей из этого сугубой активности по благо-устроению земной жизни. При этом возрождаются надежды на достижение идеального человеческого мироустройства. В XIX веке окончательно идейно оформилось то, что воплотилось в жизнь в XX веке и перешло в век XXI. Поэтому в обращении к XIX веку обретается возможность осмысления нашей современности.

Классика американской литературы Н. Готорна (1804-1864) отличает интроспективность и внимание к нравственным основам жизни. В эмпирической реальности он склонен видеть проявления неизменных законов человеческого духа. Такая особенность мировидения, выстроенного на христианском фундаменте, сообщила Готорну (как его русскому современнику Достоевскому) своего рода "пророческий дар", и в то же время обусловила его внутреннее одиночество в кругу современников.

"бытоулучшательного" воодушевления и хилиасти-ческого оптимизма окружающих его передовых людей. Его убеждение в несостоятельности проектов рационального переустройства мира отразилось в некоторых произведениях, созданных после 1843 года.

В настоящем докладе мы коснемся некоторых актуальных аспектов этой темы. В качестве основы мы избрали новеллу Н. Готорна "Огненное искупление земли" (Earth's Holocaust, 1844), дополнив ее отрывками из других его произведений, писем и дневников.

"Огненное искупление земли" повествует о попытке человечества избавиться от накопившегося веками культурного "хлама" через предание его огню посреди обширной прерии. Инициаторами всесожжения выступают энтузиасты-реформаторы; их неизменно поддерживает восторженными криками толпа. Каталог того, что подлежит сожжению в огромной костре, открывают атрибуты иерархического устройства общества: знаки геральдики и военного отличия, дворянские грамоты и скипетры царей. Затем сторонники воздержания сжигают все горячительные напитки, пацифисты - все оружие, филантропы -орудия смертной казни. В огонь также летят все книги, освобождая мысль от груза прошлого. Эмансипированные особы избавляются от предметов туалета и манер, отличающих их от противоположного пола, свободомыслящие пары — от брачных контрактов, анархисты - от законов и конституций. Наконец, огню предаются все священные символы и атрибуты религии, в том числе Библия, которая, однако, не поглощается огнем. Итак, уничтожено все, что каким-либо образом ограничивает свободу человека. Однако, по мысли автора, титанические усилия реформаторов являются тщетными, поскольку они не затрагивают внешние преобразования, человек только умножает зло в мире. Таким образом, скепсис Готорна по поводу преобразовательных проектов коренится в его христианской антропологии, согласно которой природа человека поражена грехом.

Двадцатый век был свидетелем трагических попыток воплощения в жизнь некоторых из упомянутых Роторном проектов. Тем не менее, они и сегодня являются предметом все новых практических и интеллектуальных усилий. Предупреждение Готорна о "роковой ошибке в самой сути борьбы" за счастье человечества не было услышано его веком, как не слышится оно и теперь. Очевидно, впереди нас ожидают новые попытки создания на земле идеального миропорядка. По мысли Готорна, они обречены на неудачу, так как отвергают необходимость очищения человеческого сердца от греха.