Приглашаем посетить сайт

Благовестный А. Ю.: Особенности художественной системы романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

А. Ю. Благовестный

Особенности художественной системы
романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

http: //main.isuct.ru/files/publ/vgf/2007/02/157.htm

– американская писательница середины девятнадцатого века, чей первый роман «Хижина дяди Тома» (Uncle Tom’s cabin), вышедший в 1852 году, внес весомый вклад в развитие литературы США. Он отразил все нравственно-эстетические, этические, литературные тенденции США середины девятнадцатого века, являясь и ярко выраженным аболиционистским манифестом, одой нравственности и гуманизма, а также в нем слились различные элементы литературных направлений - «реализм и романтизм, перерастающий в откровенный сентиментализм, показательно характерный для многих литературных произведений этого периода» [5].

Целью статьи является анализ преломления четырех различных социально-политических, философских и литературных направлений в романе. Такие советские исследователи, как Р. Орлова [4] и М. Тугушева [5] отмечали явный аболиционистский характер произведения. Литературоведы А. Зверев [1], А. Краснов [2], Н. Михальская [3] выделяли в нем романтические и сентиментальные черты. В американской науке до сих пор рассматривается религиозно-нравственный характер творчества Бичер-Стоу, а роман анализируется как исторический документ эпохи гражданской войны (Б. Смит [6], Н. Джонстон [7], Ш. Гэлловей [8]).

На наш взгляд, целесообразнее рассматривать роман как многоаспектное произведение, со сложной художественной системой.

По своей теме, пафосу, идейной направленности роман является аболиционистским, резко социальным, а система его образов служит иллюстрацией жестокости и аморальности рабства. По сути, изображая жизненные пути двух главных героев романа – дяди Тома и Джорджа Гарриса, Бичер-Стоу отобразила нарастание общественного протеста против рабства, недовольство и возмущение, зреющее в стране.

Писательница указывает два выхода, рассматривая вопрос о разрешении данного конфликта. Путь Джорджа Гарриса и его жены Элизы – это путь активных действий (побег, сопротивление при попытке преследования и достижение результата - мирная жизнь в Канаде), ведущий героев к освобождению. Путь дяди Тома для Бичер-Стоу более приемлем. Нравственный бунт и противостояние героя тупой жестокости своего последнего хозяина Легри писательница рассматривает как основу для решения сложившегося конфликта.

качества. Бичер-Стоу разрушает «веру во всемогущий разум», говорит, что жизнь гораздо сложнее и многообразнее.

Одной из особенностей сентиментализма восемнадцатого века был интерес к демократическому герою. Бичер-Стоу в своих философских, нравственно- эстетических исканиях показывает нового для американской литературы героя - раба, чье социальное положение незавидно, а система взглядов и жизненных ценностей не уступает, а чаще всего и превосходит других людей.

Как известно, в основе сентиментализма лежит культ чувств, их высвобождение и совершенствование. Можно сказать, что подобно сентименталистам, Бичер-Стоу, изображая жизнь американского общества, обвиняет его в излишнем рационализме, атрофии чувств. Испытания чувствами проходят все герои романа и те из них, кто был более исполнен сочувствием к ближнему, смогли возвысить себя над обыденностью. Так, например, утратившая веру в искренние человеческие чувства Касси, меняется при общении с дядей Томом. Она будет защищать героя от побоев Легри, лечить его; из-за его доброты Касси захочет спасти Эммелину, несмотря на все опасности, грозящие ей самой.

Как и в творчестве сентименталистов, миру естественной морали в романе Бичер-Стоу противостоит мир разума и холодного, расчетливого материализма. Таковы, например, хитрый работорговец Гейли, охотник на рабов Мэркс, эгоцентричная жена Сент-Клера Мари и, конечно, последний хозяин дяди Тома – Саймон Легри - настолько привыкший жить ради прибыли, что забыл все свои истинные человеческие качества и превратился, по мнению писательницы, в животное.

Особое место занимает в романе образ автора. Большая роль авторских комментариев и пояснений являлась характерной чертой сентиментальной литературы. Благодаря им, писательница смогла лучше описать чувства и эмоции своих героев.

«Хижине дяди Тома» заметны в том, что автор возвеличивает дух свободного человека, интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным порывам души отдельного индивида. Создавая систему образов романа, писательница намеренно наделяет некоторых из них романтическими чертами. Это сближает ее с Ч. Диккенсом. Так, дядя Том - герой, который не может быть полностью мотивирован окружающей средой и изначально является нравственным (у Диккенса такой герой, например, Оливер Твист). Также Бичер-Стоу использует мотив нравственного перевоплощения, то есть метаморфозы отрицательного персонажа под воздействием определенных обстоятельств-Том Локкер осознает свою вину в поселке Квакеров (пафос нравственного исправления Домби у Диккенса).

В романе можно проследить мотив романтического бегства героев Джорджа и Элизы в Канаду от жестокости американской действительности.

Трансценденталистские концепции нравственного очищения, единой церкви для всех людей, свободны отдельного индивида, его духовного развития и совершенствования, близости человека к природе проявляются на уровне системы образов. По Бичер-Стоу, человек должен воспитать себя, изменить свою внутреннюю сущность, то есть стать нравственной и духовно целостной личностью. Образ дяди Тома воплотил идею трансценденталистов о самоценном, свободном индивиде, совершенствующемся духовно, который не желает оставаться в стороне от страданий других.

Во многом идеи Бичер-Стоу утопичны. Ситуации, в которые попадают герои, намеренно обобщены. Писательница, скорее всего, задает пропагандистский пафос, направляющий читательское сознание. Синтез различных литературных, социально-политических и философских направлений обусловлен не только веяниями времени, но и общей концепцией, а также желанием Бичер-Стоу заставить своего читателя размышлять, задуматься над проблемами, существующими в обществе.

Таким образом, художественная система романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» неоднородна. Во многом ее обусловили рассмотренные выше социально-политические и литературно-философские течения. Их влияние не изменило художественную систему, но творчески усложнило ее.

1. Зверев А. М. Послесловие // Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». М., 1989.

2. Краснов А. П. Г. Бичер-Стоу и ее роман «Хижина дяди Тома»: к 175 - летию со дня рождения Г. Бичер-Стоу // Лит. в шк., 1986. № 3.

3. Михальская Н. П. Гарриет Бичер-Стоу // История зарубежной литературы 19 века. Под ред. А. М. Зверева. М., 1972.

4. Орлова Р. Д. Хижина, устоявшая столетия. М., Книга, 1975.

«Хижина дяди Тома». М., Высшая школа, 1985.

6. Galloway S. Martyrdom and the Unjust Society. http: //www.cyperpat.com/shirlsite/essays/martyr.html

7. Johnston N. Harriet: The Life and World of Harriet Beecher-Stowe. N. Y., 2000.

“A Little Bit of a Woman”. http: //www.chfweb.net/smith/harriet.html