Приглашаем посетить сайт

Дягтерёва В. В.: Образ моря в «Моби Дике» Г. Мелвилла и «Повелителе мух» У. Голдинга

Дягтерёва В. В.

Образ моря в «Моби Дике» Г. Мелвилла и «Повелителе мух» У. Голдинга

(тезисы)

Одно из наиболее значимых произведений английского писателя Уильяма Голдинга – роман «Повелитель мух» (1954) – не стоит особняком в мировой литературе. В частности, оно типологически близко к роману классика американской литературы Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» (1851). Несмотря на ряд отличий (разные эпохи, стили, литературные направления и др.), легко обнаружить точки соприкосновения не только этико-философских концепций (оба романа представляют собой притчи), но и образных систем данных произведений. В обоих герои оказываются на долгое время изолированными в замкнутом пространстве: у Мелвилла на корабле, у Голдинга на острове, имеющем, однако, выраженное внешнее сходство с кораблём, традиционной персонификацией человека и человечества. Наиболее ярко это сходство проявляется в раскрытии образа моря в каждом из них.

«Моби Дик» морское пространство является одновременно и хронотопом произведения, и полноправным его героем, даже сама повествовательная манера Мелвилла напоминает поверхность океана. По Мелвиллу, власть моря/ океана над человеком безгранична, а потоп – перманентное состояние нашей планеты. Образ моря в романе полисемантичен, при этом раскрывается он не изолировано, а через чётко выраженные дихотомии. Противопоставление огненной и водной стихии находит свою параллель в ненависти Ахава к Белому Киту, поскольку сам капитан является адептом огня, в то время как в Моби Дике персонифицируется мифологема воды/ океана. Дихотомия океана и неба не менее ярко воплощена в романе. Если образ океана знаменует собой оплодотворяющее мужское начало, небо, наоборот, олицетворяет стихию женскую, гармонично соединяющуюся с мужской в одно целое.

В романе также постоянно присутствует и дихотомия суши/ моря, сознательного/ бессознательного, тела/ души. Океан как олицетворение Божественного начала, единой Души природы и человека является одной из центральных метафор романа. Однако океан как воплощение мировой души не часто пребывает в состоянии блаженного покоя, его волнующаяся поверхность порождает в уме Измаила сравнение с больной совестью, терзаемой раскаянием за сотворенные ею грехи. В то же время мировая душа удручена еще и алчностью, гордыней, жестокостью человека, созданного ею и поднявшего руку на своего Творца и одно из Его воплощений – «божественного Белого Кита». И потому гибель «Пекода» со всем его экипажем в финале произведения воспринимается абсолютно заслуженной карой за совершенное людьми зло. И орудием возмездия в романе становится не что иное как могучий вечный океан и его олицетворение и одновременно орудие – Моби Дик.

Кроме того, в противоположность суше, олицетворяющей стереотипное, «рабское» восприятие действительности, море/ океан символизирует у Мелвилла ещё и независимое мышление, превращаясь в гносеологический символ. С позиции метафоры океан – познание, плавание «Пекода» – это путешествие за Высшей Истиной, персонификацией которой и является Моби Дик. И, подобно тщетной погоне за Белым Китом, человек находится в вечных поисках неуловимой истины, познать которую невозможно, даже раздобыв ее скелет.

Однако океан-познание в романе не является коварным деспотом, он позволяет героям перемещаться по своим просторам, но лишь до определенной черты. Он совершенно заслуженно карает или, напротив, утешает людей – в зависимости от их намерений и поступков. Но всегда перед ними стоит несокрушимая стена – белоснежный лоб Моби Дика. На протяжении романа океан постоянно посылает человеку знаки, предупреждающие его о неминуемой расплате за покушение на запредельное, и только сам он несет ответственность за свое пренебрежение ими. Таким образом, в мифообразе океана/ моря нашла свое воплощение не только художественная концепция, но и эколого-этическая позиция Г. Мелвилла.

Всё действие романа Голдинга происходит на острове. Тем не менее, образ моря в произведении весьма глубок и многослоен, кроме того, его смысловая наполненность меняется по ходу сюжета, как меняется непосредственное восприятие моря юными персонажами романа. Море у Голдинга – живое существо, оно спит, просыпается, дышит, тяжко вздыхает, словно оплакивая смерть ребёнка (Хрюши). Так же, как и Мелвилл, он называет его Левиафаном. Море разрастается в романе до глобальных масштабов, дети затеряны не в конкретной чётко обозначенной части Мирового океана, а в беспредельном водном пространстве.

красоту природы, к которым вскоре прибавляется спасение и надежда (так именно с моря, на корабле, а не, например, с воздуха дети ожидают прибытия взрослых). Однако по мере осознания мальчиками всей серьёзности произошедшего, их полной изолированности, заброшенности в непривычную, пугающую среду, море начинает восприниматься ими как непреодолимая преграда, отделяющая их от мира / человечества. Постепенно море теряет в их глазах всякую привлекательность, превращаясь в опасную, враждебную человеку, чужую стихию («Зверь выходит из моря»). Сама густота его синевы внушает им страх своей насыщенностью, своим могуществом. Одолеть это чувство мальчики не в силах, так же как практически все они не готовы ещё осознать, что так пугающая их опасность исходит не извне, а от них самих.

«Повелителе мух» становится не только местом упокоения трёх безвинно погибших героев (лётчика, Хрюши, Саймона), подобно Мелвиллу, Голдинг делает море олицетворением истины. Именно оно выявляет подлинную красоту личности маленького философа-визионера Саймона, одевая светом его жёсткие космы, заставляя его лицо серебриться, а плечи сверкать мрамором статуи. В отличие от страшной и отвратительной сцены убийства, описание упокоения мальчика в море, его слияния с природой, вселенной глубоко поэтично. Развитие образа моря в романе от персонификации безмятежной идиллической красоты и надежды через олицетворение необоримой преграды и смертельной опасности к воплощению прозрения и истины явилось одним из наиболее удачно и одновременно ненавязчиво использованных Голдингом средств, помогающих читателю в постижении нравственного урока его романа-притчи.

раз становится чудовищный зверь, реальный или мнимый. И в том, и в другом случае данные образы служат раскрытию этико-философской позиции их авторов: декларативно и мощно у Мелвилла и ненавязчиво, на уровне подтекста у Голдинга.

Опубликовано:

Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев [Электронный ресурс]. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).