Приглашаем посетить сайт

Галиева Л. Ю.: Автобиографические мотивы в романе Ф. С. Фицжеральда "Великий Гэтсби"

Л. Ю. Галиева

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. С. ФИЦЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
 

Приволжский научный вестник
Выпуск № 4 (32) / 2014
https: //cyberleninka.ru/article/n/avtobiograficheskie-motivy-v-romane-f-s-fitszheralda-velikiy-getsbi
 

Автобиографическая тема очень важна в творчестве любого писателя, так как ее раскрытие предполагает отражение в произведениях событий, пережитых самим автором. Личность как социальный феномен, продукт исторического развития общества и как носитель социальных свойств человека является концептуальным центром любого произведения [8]. Автор создает персонажей, описывает их жизненный путь часто на основе событий, произошедших в его собственной жизни. В любом художественном произведении всегда присутствует автобиографическое представление созданной писателем личности в форме монолога либо посредством автобиографического жанра самого произведения. Постичь художественное произведение и понять представленные в нём образы личностей - значит стать конгениальным автору, вступить с ним в общение, в диалог на равных.

Исследователь Н. Богомолов отмечает, что «автобиографичность - общая черта литературы, ее степень выраженности в произведении различна, и в каждом отдельном случае перед исследователями возникает особая проблема, для решения которой необходимо прибегать к самым разнообразным методам изучения - от источниковедческих до психоаналитических». Он считает, что главной задачей автобиографического анализа является соотнесение реальностей действительной и художественной [2].

Великий американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940 гг.) вошел в историю как летописец «века джаза», то есть периода американской истории с момента окончания Первой мировой войны до Великой американской депрессии 1930-х годов. Характеризуя это время, писатель говорит о «жажде наслаждений, охватившей всю страну и о погоне за удовольствиями» [5, с. 4]. В центре почти всех его произведений - успешные богатые мужчины или прекрасные женщины, окруженные роскошью и вниманием. Фицджеральду удалось изобразить мир высшего общества настолько точно и ярко, что он завоевал славу писателя, преклоняющегося перед богачами.

Большинство же критиков считало его лишь певцом «века джаза», воспевающим забавы молодых миллионеров и вызывающим у молодежи тягу к «сладкой жизни» и желание внешне подражать привлекательным «прожигателям» жизни [4, с. 33]. На первый взгляд творчество писателя и вправду производит такое впечатление. Однако для того, чтобы хорошо понять реальные предпосылки написания художественных произведений, необходимо прежде проанализировать биографию автора. Подобный анализ стал возможен после выхода в свет в 1945 году серий эссе «Крах» (The Crack-Up) и ряда прежде неопубликованных писем Фицджеральда.

Начиная с первого романа «По эту сторону рая» (1920 г.) и до неоконченного, посмертно опубликованного «Последнего магната» (1941 г.), растет критическое отношение Ф. С. Фицджеральда к богатым. Вуаль внешнего блеска и роскоши их жизней, по мере развития сюжета каждого произведения автора, приоткрывается, демонстрируя равнодушное и испорченное скукой и пресыщенностью лицо высшего света.

Роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» был опубликован в апреле 1925 г., работу же над этим произведением автор начал с 1923 г. На создание величайшего из своих творений Фицджеральда вдохновила история о прогремевшем на весь Нью-Йорк деле Фуллера-Макги. Этот нью-йоркский маклер объявил себя банкротом, но, как выяснило следствие, руководство фирмы Фуллера-Макги незаконно использовало средства своих акционеров для рискованной биржевой игры. В 1922 г. Фицджеральд провел лето на Лонг Айленде - по соседству с виллой Фуллера, чем объясняется повышенный интерес писателя к этому делу. Указанный эпизод позволяет провести безусловную аналогию Гэтсби с Фуллером.

Исследователь Гиленсон Б. А., анализируя роман, отмечает его компактность, отсутствие лишних деталей, лаконичный стиль и тональность, хороший ритм повествования, искусно выстроенные диалоги и разнообразные языковые приемы. Важным представляется также реализация авторской позиции не через прямые комментарии, а посредством всего художественного строя романа. Гиленсон пишет: «Невероятно удачно был подобран угол зрения на события: рассказчик в большей мере свидетель, чем участник событий. Таким образом, читатели могут смотреть на события не так, как герои, а находясь на более высокой точке обзора» [3, с 387].

Прототипом Гэтсби является сам писатель. Начиная с описания детства героя, невозможно не заметить автобиографических черт в романе. Родителей Гэтсби, как и семью самого автора, вечно преследовали неудачи и бедность. «Гэтсби у меня в сердце. Какое-то время я его потерял, но теперь я знаю, что он со мной снова, - пишет Фицджеральд в своём письме Пер-кинсу. - Образ Гэтсби нечеток, потому что сначала он был задуман как один мой знакомый, а потом превратился в меня» [7].

Сюжет романа «Великий Гэтсби», который по праву называют вершиной творчества писателя, в значительной степени повторяет обстоятельства знакомства писателя со своей будущей женой. Как и главного героя романа, Фицджеральда забирают на фронт, как только США вступает в войну, однако ему так и не удается принять участие в военных действиях. В 1917 году писателя отправляют в военный лагерь в Алабаме. Во время прохождения службы Фицджеральд знакомится с Зельдой Сейер - прототипом Дейзи Бьюкенен. Подобно Гэтсби, Фрэнсис Скотт проводит с любимой все лето. Как и Гэтсби, Фицджеральду невероятно везет: после публикации своего первого романа, уже на следующий день он просыпается богатым и знаменитым.

«Гэтсби» - развенчание несправедливости, при которой бедный молодой человек не может жениться на любимой, но богатой девушке. «Эта тема всплывает во мне снова и снова, потому что я пережил ее», - пишет сам Фицджеральд [1]. Сцены вечеринок в доме Джея Гэтсби ярко вырисовываются на страницах «Великого Гэтсби», вероятно, как отражение того образа жизни, который молодая чета Фицджеральдов вела свои первые совместные годы. В газетах жизнь писателя зачастую описывали как непрекращающийся карнавал: яркие, экстравагантные наряды, толпа случайных гостей, море джина, сумасшедшие выходки, скандалы, безудержное веселье. Фраза Фитцджеральда - «не знаю, настоящие ли мы с Зельдой люди или персонажи моих книг» - станет позже доказательством неразделимости и жизненной, и вымышленной реальностей. Спустя годы, в письме своей дочери Фицджеральд признает их брак с Зельдой -женщиной, «воспитанной для безделья», - величайшей своей ошибкой.

Осознавая, что вся его жизнь - есть борьба за жизнь близких, за право создавать литературные шедевры, в то время как другие баловни судьбы погрязают в скуке и сомнительных развлечениях, Фицджеральд не только не соглашался, что богачи - «такие же люди», но иногда приходил к заключению, что они, в некотором смысле, - «вовсе не люди» [9].

Отдельные критики считают, что даже несмотря на то, что Гэтсби - прототип самого писателя, Фицджеральд отнюдь не показывает его в качестве положительного персонажа. К примеру, писатель не раз в романе обращает внимание на сомнительный и даже на преступный способ заработка Гэтсби. В отличие от главного героя произведения, сам автор добился популярности и богатства с помощью труда и своего писательского таланта. По этой причине автор называет главного героя «великим» с иронией: ведь большая часть его жизненной энергии, стремлений и воли была потрачена на заработок денег и на недостойную его женщину [10]. «Когда я мог считать достигнутыми главные свои цели - любовь и деньги, когда прошло первое опьянение непрочной славой, передо мной открылись целые годы, которые я был волен растрачивать и о которых, по совести, я сожалею», - пишет Фицджеральд в статье «Ранний успех» [5, c. 38]. Он признается, что погоня за деньгами погубила не только Гэтсби, но и его самого.

Всегдашний выбор любого писателя - либо «писать хорошо», писать для души, либо писать «плохо», писать ради денег, - приводит в результате к попытке оседлать обоих коней сразу. В данном случае, Фицджеральд не является исключением, и автобиографический роман «Великий Гэтсби» представляет собой своеобразную культурно-личностную саморефлексию писателя. Роман не просто создает образ цельной личности писателя, он олицетворяет собой те формы взаимодействия автора с миром, которые являются для него наиболее актуальными и значимыми.

Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что данное художественное произведение не просто связано с самораскрытием личности на фоне определённого историко-культурного контекста, но и играет в творческой биографии писателя ключевую роль. Тесно переплетенная с автобиографией, поливариантная авторская философия творчества отражает сложную многоплановую реальность человеческой жизни [6].

ей сплавом как индивидуальных, так и общечеловеческих черт и свойств личности.

Список литературы:

1. Американская трагедия Фицджеральда [Электронный ресурс]. URL: http: //www.tabmag.ru/page1.php?n=113&r=53&id=2212 (дата обращения: 21.03.2014).

2. Богомолов Н. А. Автобиографическое начало в раннем творчестве М. Кузмина: статья первая // Блоковский сборник ХII. Тарту, 1993. С. 131-146.

3. Гиленсон Б. А. История литературы США: уеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. М.: Академия, 2003. - 704 с.

5. Зверев А. М. Френсис Скотт Фицджеральд. Портрет в документах. Письма. Из записных книжек. Воспоминания /А. М. Зверев. М.: Прогресс, 1984. 344 с.

6. Казакова Ю. К. Традиции магического реализма в романе Даниэля Кельмана «Измеряя мир» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30), ч. 1. С. 98-101.

7. Колесникова Н. Б. Роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» [Электронный ресурс]. URL: http: //fitzgerald.narod.ru/critics-rus/kolesnikova-gatsby.html (дата обращения: 21.10.2013).

«От Уитмена до Хемингуэя» [Электронный ресурс]. URL: http: //fitzgerald.narod.ru/critics-rus/starcev-ocen.html (дата обращения: 21.10.2013).

10. Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби; Последний магнат; Рассказы / Ф. С. Фицджеральд. М.: Художеств. лит., 1990. 335 с.

11. Френсис Скотт Фицджеральд [Электронный ресурс] // Wikipedia, свободная энциклопедия. URL: http: //ru.wikipedia.org/wiki/Фицджеральд,_ФрэнсисСкотт (дата обращения: 21.03.2014). 1