Приглашаем посетить сайт

Колтун О. А.: Джеймс Джонс в американской литературе послевоенного времени

О. А. Колтун

Джеймс Джонс в американской литературе послевоенного времени

Минский инновационный университет, г. Минск, Беларусь

 

http: //media.miu.by/files/store/items/uses/xxv/miuusesxxv05004.pdf

художественных методов писателей послевоенного времени в США. В данном случае хотелось бы упомянуть таких авторов, как Норман Мейлер, Ирвин Шоу и Джеймс Джонс, последний из которых является ярким представителем антимилитаристской литературы.

Антимилитаристская литература США начала развиваться с конца XIX века. Изображение человека на армейской службе всегда было характерно для антивоенных романов, однако на первый план выступало желание осмыслить феномен войны. В антимилитаристской прозе, напротив, армия (часто вооруженные силы мирного времени) становится центральным объектом изображения, определяется роль этого социального института в жизни отдельного солдата и государства, а война отходит на задний план, а иногда и вовсе отсутствует.

Исходным пунктом в развитии антимилитаристской прозы США можно считать роман Стивена Крейна «Алый знак доблести» (1895). В этом произведении уже заметно внимание писателя к армии военного времени как особой организации, хотя на первый план выходит изображение феномена войны и осмысление ее влияния на человека. «Алый знак доблести» совмещает черты как антивоенного (интерес к войне как таковой), так и антимилитаристского (интерес к армии военного времени) романа, что позволяет считать его первым звеном в цепи многочисленных антимилитаристских книг США XX века [1].

Когда же жанр американского антимилитаристского романа начинает активно развиваться? Это произошло после окончания Второй мировой войны, когда он начал доминировать над антивоенной прозой. Однако этот жанр нельзя считать однородным, и в литературе этого периода прослеживается развитие всех разновидностей антимилитаристского романа. В таких романах, как «Нагие и мертвые» (1948) Нормана Мейлера и «Тонкая красная линия» (1962) Джеймса Джонса изображалась армия военного времени. В произведении Джеймса Джонса «Отныне и вовек» (1951) описывалась армия мирного времени. Существовали также произведения, сочетавшие в себе изображение армии мирного и военного времени. Примерами такой прозы являются «Молодые львы» (1948) Ирвина Шоу и «Только позови» (1978) Джеймса Джонса. Таким образом, романы Джеймса Джонса представляют большой интерес, так как его произведения позволяют изучить антимилитаристскую прозу во всем ее разнообразии.

Джеймс Рамон Джонс (1921-1977) - один из наиболее ярких и самобытных прозаиков США второй половины XX века. Он родился и вырос в городе Робинсон, штат Иллинойс. В 1939-1945 годах служил в составе 25-й пехотной дивизии, стал свидетелем атаки Перл-Харбора и участвовал в битве за Гуадалканал. Уже в 1952 г. он получил Национальную Книжную Премию за свой первый роман «Отныне и вовек» (1951), обойдя основных претендентов на эту награду -Дж. Д. Сэлинджера («Над пропастью во ржи») и Г. Вука («Восстание на «Кейне»). Дебютное произведение американского писателя печаталось огромными тиражами в 1950-е годы и до сих пор остается в списке бестселлеров.

другой, смог не только прекрасно изобразить армию - особый мужской мир, но и осмыслить весь комплекс существующих в сознании людей представлений об этой организации. В результате центральное место в творческом наследии Джеймса Джонса заняли три романа, основанные на личных впечатлениях: «Отныне и вовек» (1951), где он описал события, произошедшие во время службы писателя на Гавайях; «Тонкая красная линия» (1962), где основой для романа послужила битва за Гуадалканал; «Только позови» (посмертная публикация в 1978), где описано пребывание Джонса в госпитале Мемфиса.

При этом в произведениях Джеймса Джонса усложняется интерпретация понятия «армия». В романе «Отныне и вовек» армия изображается в нескольких аспектах. Прежде всего она предстает в качестве некоей живой сущности - «единой личности, сформированной из множества людей». Однако в произведении Джемса Джонса армия-гигант является уже не враждебным человеку устрашающим монстром или бездушным механизмом, а логически выстроенной космической системой.

В то же время в романе «Отныне и вовек» армия интерпретируется как универсальный идеал, способный трансформироваться в трактовках различных героев. Каждый из персонажей произведения оказывается своеобразным поклонником армии, что позволяет выделить в книге Джеймса Джонса совершенно новый тип героя, которого можно охарактеризовать как «возлюбившего армию» (определение Щукиной В. А.). При этом в романе «Отныне и вовек» обнаруживается два варианта таких персонажей: 1) «возлюбившие армию-мечту» как утопический идеал чести, справедливости и патриотизма; 2) «возлюбившие армию-реальность» как лучшую модель иерархического общества будущего, характеризующегося безграничной властью вышестоящих над порабощенными нижестоящими.

Герои первого типа представляют собой «исчезающую расу». На армию они смотрят сквозь призму Рожденного прошлым Возвышенного Американского Духа Романтики и стремятся воссоздать утраченные ценности былых времен. Для этих персонажей понятия «армия» и «несбыточная мечта» становятся синонимами. По Джеймсу Джонсу, армия как мир мечты в некотором смысле олицетворяет собой всю Америку, которую пионеры считали идеалом земли свободы, равенства и счастья. Живущие в XX веке Пруит и Уорден уже не в состоянии воспринимать свою страну подобным образом, в то же время они не могут отказаться от «американской мечты» об утопическом мире и сужают его границы до рамок армии [2].

Весьма важное значение в произведении Джеймса Джонса приобретают также постоянно волнующие американцев проблемы национальной идентичности и межнациональной коммуникации. Показывая пестроту армии США, в которой практически каждый солдат имеет либо европейские, либо индейские корни, Дж. Джонс пытается понять, кто же из них вправе называться американцем [3].

«Отныне и вовек», по мнению некоторых исследователей, выходит за рамки этого жанра, демонстрирует стремление автора осмыслить истинную сущность человека и мира вне зависимости от времени и пространства.

1. Щукина, В. А. Роман С. Крейна «Алый знак доблести» и традиция изображения войны в литературе США / В. А. Щукина // Труды молодых ученых. - 2010. - №№1-2. - С. 371-376.

2. Щукина, В. А. Тип «возлюбившего армию» героя в романе Дж. Джонса «Отныне и вовек» / В. А. Щукина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. -№1(2). -С. 138-141.

3. Щукина, В. А. Проблема межнациональной коммуникации в романе Джеймса Джонса «Отныне и вовек» / В. А. Щукина // Культура общения и ее формирование: межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 25 / Под ред. И. А. Стернина. - Воронеж: Истоки, 2012. - С. 132-135.