Приглашаем посетить сайт

Комаровская Т. Е.: Роман Р. П. Уоррена «Дебри» как философский исторический роман

Комаровская Татьяна Евгеньевна

Роман Р. П. Уоррена «Дебри» как философский исторический роман

http: //elib.bspu.by/bitstream/doc/7108/1/Роман Р. П. Уоррена Дебри как философский исторический роман.pdf

Реконструкции исторических событий посвящен роман о Гражданской войне крупнейшего послевоенного американского писателя, Р. П. Уоррена. Хью Муре, автор книги "Р. П,Уоррен и история", справедливо считает "Дебри" /1961/ кульминацией,победой вымысла над фактом в историческом романе Уоррена (1).

"южной школы, одного из двенадцати авторов сборника-манифеста "Вот моя позиция", легализовавшего "южный ренессанс". Хью Муре связывает этотг интерес со взглядами Уоррена на мифологию, с его отношением к Гражданской войне как к событию, способному дать рож/дение национальным мифам: и потому, что она лично затронула большую часть американцев, и потому, что это "наша единственная прочувствованная история - история, прожитая национальным воображением", и потому, что национальные мифы всегда основываются на историческом событии, от которого народ начинает свое развитие как нация и в котором он видит истоки проблем, политических и социальных сил, определяющих его современную жизнь. В "Наследии" Уоррен называет Гражданскую войну "этим мистическим облаком, из которого возникла наша современность" и настаивает на том. что изучение Гражданской войны помогает лучше понять себя, дает ключ к природе и предназначению американцев. В его восприятии Гражданская война является прототипом любой войны, потому что распад страны - это зеркало глубоких конфликтов в жизни и в человеке. Изучая эту войну, можно прийти к национальному самосознанию, к пониманию "нашей общей человеческой сути, а это, как и положено мифу, поможет американцам лучше подготовиться к будущему". В этих словах Уоррена -ключ к трактовке Гражданской войны в "Дебрях".

В своем романе Уоррен и относится к Гражданской войне как к мифу; на мифологическое восприятие романа настраивают читателя и его первые прекрасные поэтические строки, напоминающие зачин произведений древнего эпоса, а его стиль, родственный эпосу своими постоянными повторами, аллитерацией, особой ритмической организацией фраз -набором стилистических средств, столь важных в художественной системе романа. Да и центральный персонаж романа тоже задуман автором как фигура до большой степени мифологическая. Недаром его зовут Адам.

Несмотря на подзаголовок романа - он может быть переведен и как "Рассказ о Гражданской войне" и как "История времен Гражданской войны" - Гражданская война в идейно-художественной системе романа является условностью, историческим прецедентом, на котором автор возводит здание своего романа для решения интересующих его нравственных, этических проблем. И дело, конечно же, не только в том, что в романе почти нет /за исключением краткой сцены с генералом Грантом/ реальных исторических личностей и исторических событий. Гражданская война в нем остается за кадром. В романе она представлена следующими историческими эпизодами, вряд ли претендующими на то, чтобы выразить ее суть: стихийным выступлением толпы в Нью-Йорке, вызванным принятием закона об общем призыве и направленным против негров и зажиточных слоев населения; зимовкой армии северян в Виргинии в 1663-64 годах и их выступлением в мае 1664 года из лагеря накануне крупной битвы. Важно другое: автора не интересуют движущие силы или действующие пружины действительного исторического конфликта, в его художественную задачу не входит их анализ, воссоздание подлинных исторических событий, определение идеи истории людей, живших в ней и творивших ее. Единственное значительное историческое событие, описанное в романе, Битва в Дебрях, одно из решающих сражений армий Ли и Гранта, рассматривается автором не как исторический факт, который он должен описать и интерпретировать, но как блестящие декорации, подходящий фон, на котором разыгрывается душевная драма героя. Персонажи романа не являются исторически конкретными социальными типами, не воплощают в себе тенденции, типичные для определенных социальных групп населения США во время войны Севера в Юга; своим существованием они словно бросают вызов принципу исторической социальной конкретики образа.

выпущен с туберкулезом в nocледней стадии. Перед смертью отец Адама отрекся от того, что состалвляло цель и смысл его жизни - от борьбы за свободу. Сын решает продолжить дело своего отца в отправляется воевать за свободу и справедливость в Соединенные Штаты, где в это время идет Гражданская война. Поиски героем и другими персонажами Правды, Справедливости, нравственного идеала составляют сюжетную основу и определяют идейную доминанту произведения. Мечта о свободе -движущая пружина, мотив действий почти всех персонажей романа: героя; сапожника, сделавшего Адаму, калеке от рождения, специальный сапог на изуродованную ногу и не взявшего за него денег: "тогда он - мой, это как-будто бы я сам буду ходить по земле Америки" (2); солдат, оравших на корабле "Fur die Freiheit"; Джеда, маркитанта, свихнувшегося в конце на деньгах и кричащего Адаму в поступлении: "Никто не свободен!"

В Америке Адама постоянно ожидают разочарования и тяжкие прозрения, начиная с первых шагов по священной для него земле Свободы, ибо первое, что он видит - негр, повешенный на фонаре, и картина линча другого негра. Конфликт романа основан на столкновении абстрактных мечтаний и намерений героя воевать за Свободу, за Справедливость с реалиями жизни в Соединенных Штатах, где нет ни подлинной свободы, ни справедливости. Пройдя тяжкие испытания, преодолев соблазны, почти теряя веру в людей, Адам все же выстоял. В последней сцене романа /действие разворачивается во время Битвы в Дебрях/ Адам переборол отчаяние, овладевшее им после убийства мятежника-южанина, первого убийства, которое он совершил. Он снова берет винтовку - его идеализированная любовь к абстрактной свободе, к людям наполнилась конкретным содержанием, закалилась в испытаниях, обрела материальную цель - он готов снова убивать, но "о, с другим сердцем"! Символична смена обуви героем, он, потеряв своя башмаки, одевает башмаки убитых, словно теряет свою искалеченную сущность идеалиста-одиночки и приобщается к человечеству и подлинной человечности; он хочет быть достойным тех безымянных людей, которые до него носили эти башмаки. В последней сцене романа он исполнен желания жить и воевать ради уже познанной цели.

"Дебрях" находится в согласии с общей гуманистической жизнеутверждающей направленностью всего творчества Уоррена, суммированной им в эссе "Демократия и поэзия" /1975/: "Утверждающий смысл литературы - в прославлении способности человека противостоять темным импульсам его натуры и его судьбы". В то же время исторический роман Уоррена о Гражданской войне вписывается в общую картину развития американского романа в 60-е годы, основополагающие признаки которого Р. Чейз (3) определил как разрешение конфликта не через примирение, компромисс, но через исключительный опыт ужаса, героизма, любви или смерти, причем жизнь торжествует над смертью. Основной метафорой, суммирующей атмосферу американского романа 60-х годов, определяющей вектор его развития, Олдермен (4, 7) считает метафору «waste land", "пустоши", в которой оказывается герой и из которой /в этом и состоит своеобразие романа 60-х/ он выбирается даже ценой смерти или внешнего поражения. Герой Уоррена тоже выбирается из пустыни своего одиночества и абстрактного идеализма,. В этой связи представляется значительным наличие той внутренней общности, семантической, понятийной, образной, которая прослеживается между метафорой, суммирующей идейную направленность американского романа 60х годов - образом "waste land» и центральным образом, которому подчинена идейно-художественная система романа Уоррена - "wildernesы", "ДЕБРИ".

Роман построен на противоречии, на принципе парадокса. Все персонажи оказываются своей противоположностью, внешний вид событий противоречит их сути. Маркитант Джед - выходец из семьи плантатора Северной Каролины, в юности изгнанный с позором из родного штата за то; что в суде осмелился свидетельствовать в пользу негра против его белого хозяина, крупнейшего местного плантатора. В конце романа выясняется, что этот поступок, давший смысл и значение его жизни, он совершил не ради справедливости или опасения негра, а из мести отцу, пресмыкавшемуся перед этим плантатором, ради самоутверждения. Негр Моисей, спасший Адама, оказывается, сделал это ради собственной безопасности и спасения. В армии он был трусом и дезертировал оттуда. На уме у него - одни грязные мысли, свое присутствие в романе он оканчивает убийством ради денег. Однако в момент нравственного очищения он, рыдая, кричит, что мог бы быть не хуже, чем другие солдаты, мог бы отдать жизнь за другого, но неграм не доверяли участие в битвах, их использовали только для рытья и чистки сортиров. Спившийся доктор, бальзамирующий умерших, в прошлом спас одного ив персонажей - отсосал у него из горла гной при дифтерите.

него умирает: "Я не просил черного сукина сына спасать меня!" Северяне, прославляющие на кладбище героев Геттисберга, брезгуют пить из одного кувшина с чернокожим Моисеем. Принцип приближения - основной стилистический художественный прием автора в "Дебрях".

Диалектическая сложность и противоречивость характеров и ситуаций отражают диалектическую сложность и противоречивость самой жизни, какой ее видит Уоррен, призваны выразить его философию истории. "Дебри" представляют дальнейшее развитие концепции истории Уоррена, изложенной им еще во "Всей королевской рати": "все имеет свою причину, все взаимосвязано и взаимообусловлено, даже самые дикие поступки людей". "История - вот причина всего". Персонажи романа также созданы автором для выражения его философии бытия, для того, чтобы показать, насколько сложен, многомерен человек, заявить о его готовности "пасть и возвыситься», для того, чтобы герой, этот вполне американский Адам, продолжающий своим образом развитие знакомой темы Адама, познающего мир в условиях Нового Света, мог приобщиться подлинной человечности и познать истинный смысл борьбы за свободу в условиях несвободы внешней и внутренней. Герои романа предстают не как объекты художественных наблюдений, а как субъекты этического выбора. Принципы создания характеров, отношения к истории, ее фактам, свидетельствуют о том, что "Дебри" принадлежит к жанровой разновидности философского, условно-исторического романа. Справедливую оценку того, насколько автор справился с поставленной перед собой художественной задачей при создании этого философского исторического романа, не понятого и не оцененного по достоинству критикой, мы находим а упоминавшейся уже книге Муре: "роман... предоставляет наилучшую возможность наблюдать, как историческое воображение Уоррена и его философия истории взаимодействуют с определенным историческим событием" (1, 143).

Литература

2. Warren R. P. Wilderness. -N. Y., 1961.

3. Chase R. The American Novel and Its Tradition. -L., 1958.