Приглашаем посетить сайт

Леонова Н. Е.: Мотив бегства от цивилизации в романе Д. Стейнбека "Квартал Тортилья-флэт"

Н. Е. Леонова

МОТИВ БЕГСТВА ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В РОМАНЕ Д. СТЕЙНБЕКА «КВАРТАЛ ТОРТИЛЬЯ-ФЛЭТ»

http: //conf.phil.spbu.ru/Archives/book/2005/foreignlit/

За основу мировоззрения героев-пайсано в романе «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) Стейнбек берет принцип «единения с природой», ухода от цивилизации. Принцип, который провозгласили еще трансценденталисты, считавшие, что одна из главных причин деградации человечества – это разрыв с природой. Цивилизация становится как бы символом бездушия и разрушения.

В ХХ веке мотив неприятия цивилизации для многих писателей (У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Д. Сэлинджера) становится в большинстве случаев определяющим. Подобная ориентация на «патриархальную простоту» стала достаточно распространенной благодаря фрейдизму и многим модернистским течениям. З. Фрейд писал о том, что именно цивилизация повинна в большей части наших несчастий и призывал отказаться от нее и вернуться к простому (примитивному) состоянию. Однако Стейнбек показывает другой уход от цивилизации. Главные герои романа не сознательно уходят «в природу», их не интересует мотив очищения, – это привычное для них существование. Все попытки жить по-другому (цивилизованно) для Дэнни и его друзей заканчиваются крахом (сгорают дома Дэнни и сам герой гибнет).

Стейнбек, раскрывая в романе особенности национального менталитета, исследует проблему целенаправленного освоения США Калифорнии (как некогда принадлежавшей Мексике), последствий подобной экспансии в духовной жизни коренных жителей. Пайсано – потомки мексиканцев, воспринимают жизнь как чудо и радость, бытие которых в «согласии с гармонией природы»1.

Цивилизация – явление повсюду повторяющееся, она безлична. Поэтому писателя интересует человек, казалось бы, культурно и интеллектуально примитивный. Однако под этой внешней примитивностью скрывается сложный характер, противоречивый, строящийся на множестве переходов. Е. А. Стеценко считает, что Стейнбек подверг критической переоценке тему «естественной жизни»: «…попытки многих героев «опроститься», убежать от цивилизации заканчивается потерей человеческого облика, деградацией и гибелью»2. Но думается, что писатель не столь категоричен – он не идеализирует своих героев, часто иронизирует над ними, но не считает их существование лишенным морали.

современной цивилизации. В силу своей естественности и наивности, пайсано, конечно же, привлекательнее, нежели цивилизованные обыватели Монтерея. Образы главных героев помогают автору всесторонне отразить свои взгляды на проблему «цивилизация и культура». Стейнбек нарисовал психологически убедительную картину душевной драмы незаурядной личности – смерть Дэнни является логическим финалом, так как герой зашел в тупик в своих нравственных исканиях.

Писатель прекрасно понимает несовершенство и историческую невозможность возврата к общественно-экономическим укладам докапиталистической Америки. Однако Стейнбек считает, что человек обязан быть ближе к природе. В этом видна связь романиста с идеями трансценденталистов Р. У. Эмерсона, Г. Д. Торо, У. Уитмена и др., которые видели в природе первооснову всего, считали, что между миром природы и миром человеческой души существует таинственная связь. Эти мысли созвучны сентенциям Дэнни и Пилона, которые часто рассуждали на подобную тему.

Мир героев на воле (когда пайсано возвращаются в свой дом или уходят в лес) поразительно интересный, красочный, веселый; в нем торжествует «живая жизнь», которая теснит «окаменевшие условности». Для пайсано лес – это «выход на простор», пространство, где они предаются покою и мечтам, а все остальное – это место, где они живут по законам «большого мира», хотя и в этом мире они пытаются остаться верными своим принципам.

Основным предметом художественного исследования в романе становится жизнь простых людей, повседневный быт, исключающий чрезвычайные интриги и катастрофы. Воспроизведение жизни в формах и пропорциях самой жизни становится главной художественной задачей Стейнбека, он выступает принципиальным противником любой формы романтической идеализации героев. Медленно и незаметно течет жизнь персонажей, незначительными оказываются изменения в их настроениях и мыслях, не происходит ничего исключительного, но постепенно складывается общая картина трагизма самой жизни, торжества скрытого зла и неблагополучия.

Внутренние переживания героев, их попытка разобраться в происходящих событиях, их стихийные (сиюминутные) порывы оказать помощь или совершить тот или иной поступок становятся средствами освоения писателем ментальности пайсано. Стейнбека интересовало это своеобразное сообщество как некое единое целое, которое существует само по себе, не считается с общественным мнением и в то же время авторитетно и значимо.

«Квартале Тортилья-Флэт» нет гневных тирад против ужасов существующего миропорядка, но какая-нибудь незаметно и непринужденно введенная в повествование деталь заставляет читателя остро чувствовать трагизм положения пайсано.

Стейнбек показал современный, цивилизованный мир, в котором рыцарская дружба не смогла выжить. Трагедия Дэнни состоит в том, что он не смог подчиниться условиям цивилизации. Именно в этом кроется причина его гибели. В романе автор подводит читателя к проблеме гуманизма – противостоянию человека и зла. Зло писатель видит в «чудовищном» техническом прогрессе, который убивает в человеке душу. Стейнбек не ставил в романе цели вскрыть пороки общества и указать путь к спасению. Он не выступает здесь обвинителем. Но он с большой симпатией относится к пайсано. Мы можем проследить, как меняется общий тон повествования, когда речь заходит о дельцах или когда дело касается похождений Дэнни и его друзей. Писатель не раз говорит о лени, нежелании трудиться, пассивности своих героев. Но в тоже время они привносят в этот мир нечто большее. Пайсано – это образное воплощение бескорыстия и духовной силы народа, не случайно Стейнбек изобразил своих героев мексиканцами, коренными представителями земель Верхней Калифорнии. Именно таким людям присуща любовь к своей родине и величие души.

Человек, по мнению писателя, должен жаждать цельности, и лишь живя в согласии с природой, он может добиться этого. Жизнь непрочна, мимолетна, но человек не желает замечать этого: рвутся привычные общественные, семейные связи, нет своего угла, своего дома.

В этом романе Стейнбек еще далек от сатиры – она появится несколько позже, но уже намечаются тенденции к обличению пороков американского общества (особенно это видно в описании сцен городской (цивилизованной) жизни). Писатель не ставил в романе задачи разоблачить «теневую» сторону жизни американцев, но ясно обнажил мысль о несовершенстве и пустоте обывателей.

Стейнбек, конструируя художественное пространство в «Квартале Тортилья-Флэт», исходил из того, что Лепешечная долина представляет собой синтез нескольких культур – мексиканской и ее общим началом – латиноамериканской, а также формирующейся субкультурой – американской. Соответственно происходит семантическое насыщение того или иного образа. Образ квартала Тортилья-Флэт соотносится с образами Дэнни и его друзей, а образ Монтерея – нет, так как в городке идет смешение культур, а в квартале – естественное существование бедняков индейского происхождения «без оглядки» на правила американского образа жизни. То есть Стейнбек сумел передать атмосферу насаждения «своих способов видения, чувствования и восприятия действительности Нового Света в целом на Мексику в частности»3

Стремление Стейнбека представить в художественном произведении синтетический образ «внутренней» и «внешней» реальности (что так характерно для писателей первой половины ХХ века), актуализация проблем целостного, интуитивного знания и восприятия, включение в структуру текста действенных элементов служило основой для разработки в его творчестве темы природы и человека.

1. Зверев А. Американский роман 20-х–30-х годов. М., 1982. С. 242.

2 Стеценко Е. А. Экологическое сознание в современной американской литературе. М., 2002. С. 33.

–1992. Май 1993. № 1. С. 65.