Приглашаем посетить сайт

Лидский Ю.: Фенимор Купер и его морской роман

Ю. Лидский

Фенимор Купер и его морской роман

В: Купер Д. Ф. Красный корсар: Роман. – М.: Правда, 1988. – 384 с. – (Мир приключений («Правда»)).

http: //jsulib.ru/Lib/Articles/971/719/index.htm

Фенимор Купер занимает особое место в литературе США. Он создал американский роман, получивший мировое признание, обогатил литературу оригинальными образами, совершил немаловажные художественные открытия. Слава, которую еще при жизни писателя принесли ему его лучшие произведения, не была случайной. Многие десятки лет романы Купера восхищали читателей Англии, Франции, России.

Воспитательное значение и ценность его произведений несомненны. Творчество писателя привлекало Бальзака и Лермонтова, Кюхельбекера и Белинского.

Великий Бальзак, многое почерпнувший у Купера, писал: «Если бы Куперу удалось обрисовать характер с той же полнотой, с какой он сумел обрисовать явления природы, ему принадлежало бы последнее слово в нашем искусстве». Французский классик подметил одно из важнейших несоответствий в творчестве знаменитого американца. В силу ряда исторических причин общественная мысль в США в XIX веке отставала от европейской. В суждениях о Купере Бальзак исходил из достижений развитых европейских литератур.

Творчество Купера не только неравноценно. Оно отмечено существенными противоречиями. Симпатизируя феодальным порядкам, писатель в то же время выступал как убежденный республиканец и демократ.

Ключ к загадкам Купера, человека и писателя, – в его биографии, в истории его эпохи и страны.

Джеймс Фенимор Купер, сын судьи и крупного землевладельца, родился 15 сентября 1789 года в Берлингтоне, штат Нью-Джерси. Мальчику едва исполнился год, когда отец перебрался в Куперстаун (штат Нью-Йорк), большое поместье на озере Отсего, названное по имени владельца.

Там прошла юность будущего писателя, эти места впоследствии не раз оживали на страницах его книг.

Жизнь Купера началась всего через несколько лет после окончания войны за независимость Соединенных Штатов (1775 – 1783), Англия стремилась использовать заокеанскую колонию в собственных целях, препятствовала свободе ее торговли, ее развитию. Купер рос в атмосфере патриотического подъема, воспринимал «носившиеся в воздухе» республиканские и демократические идеи, но ему очень нравился и упорядоченный строй жизни культурного помещика, каким был его отец.

Проучившись три года в Иельском колледже, Купер в 1806 году поступил на морскую службу. Он совершил океанский рейс на торговом судне, узнал море, а в 1808 году стал мичманом военного флота, ходил в плавания, изучил парусный флот, изведал морскую романтику. Когда же его откомандировали на озеро Онтарио для участия в строительстве военного корабля, он познакомился с районом Великих озер. Весь этот опыт очень пригодился в дальнейшем.

В 1811 году Купер вышел в отставку, женился и поселился в Куперстауне.

Семь лет (1826 – 1833) писатель с семьей провел в Европе, посетил Англию, Швейцарию, Германию, Италию, жил во Франции, был свидетелем событий июльской революции 1830 года. Он отличался острой наблюдательностью, и пребывание в Европе значительно расширило его кругозор.

Вернувшись домой, Купер навсегда обосновался в Куперстауне. Умер писатель 14 сентября 1851 года.

Писать Купер начал, поспорив с женой, что сможет создать более увлекательное произведение, чем популярный тогда английский роман, который он читал ей вслух. Написанный «на пари», незрелый и подражательный роман «Предосторожность» (1820) не отличался художественными достоинствами, но уже в следующем году увидел свет роман «Шпион», положивший начало мировой славе автора. С этого времени Купер пишет очень много. Он оставил более тридцати романов, путевые очерки, огромное количество публицистики.

США – относительно молодое государство. Территория его осваивалась постепенно, за счет завоевания и заселения земель, принадлежавших индейским племенам. В истории страны существовало понятие «фронтира» – подвижной границы, все дальше отодвигавшейся на запад. Жизнь на этой границе изобиловала событиями, проходила на фоне нетронутой природы и, конечно, представляла особенный интерес для писателя.

На многих американских авторов XIX века большое влияние оказала европейская просветительская философия с ее идеей «естественного человека», воспитанного на лоне природы, крепко с нею связанного.

Купер знал и любил девственную природу, его юность прошла вблизи фронтира, и это оказало на его формирование огромное влияние. Испытал он и влияние европейского романтизма.

В течение длительного времени на западе США существовали свободные земли, которые могли стать пристанищем многих поселенцев. По этой и некоторым другим причинам капиталистические противоречия не сразу проявились в стране со всей остротой. Так возник миф об исключительности американского пути развития, о равных возможностях для каждого. Обретение независимости дало толчок развитию буржуазных отношений в США. Купер гордился родиной и не сразу оценил тревожные социальные симптомы. В его сознании лишь постепенно росло понимание общественного неблагополучия.

Столкновение идеальных представлений писателя с действительностью обусловило основное противоречие его мировоззрения и творчества.

В 1835 году вышла сатирическая аллегория Купера «Моникины», выдержанная в духе Свифта. В ней сопоставлены Англия и США. Оба государства оказываются очень схожими в лицемерии, эгоизме и стяжательстве.

Позже Купер более конкретно разработал эту проблематику в некоторых романах из американской жизни.

В целом в художественном творчестве Купера выделяются три группы произведений.

Пребывание в Европе пробудило у него интерес к истории европейских стран, и в начале 30-х годов вышли три романа из истории европейского феодализма, но неувядающую славу писателя составили два других цикла. Это, прежде всего, серия из пяти романов о Кожаном Чулке и во многом перекликающиеся с нею морские романы, в лучших из которых романтическое дарование автора проявилось особенно ярко.

Пенталогию о Кожаном Чулке Купер создавал с перерывами начиная с 1823 года, когда вышел роман «Пионеры», до 1841 года («Зверобой»).

Главным героем всех пяти романов является охотник Натти Бумпо, пионер, друг благородных индейцев, в образе которого ясно отразился исполненный трагизма разлад между благородством, бескорыстием и гуманизмом первооткрывателя и вытесняющими его, хищнически использующими родную ему природу людьми буржуазной Америки.

– с начала 40-х годов XVIII века. В завершающем цикл романе «Прерия» (1827) Бумпо силою обстоятельств вынужден уйти еще дальше на запад, расстаться с дорогими ему местами. Трагедия его не в том, что он состарился, а в том, как и насколько изменился окружающий мир. Бумпо чужды буржуазные отношения, он не понимает новых законов, не может к ним приспособиться.

Всю свою жизнь он прожил на фронтире, как бы на границе общества. В лесу ему привольнее, чем в душных поселениях. Ему хорошо среди детей природы – индейцев, мужественных, стойких, благородных. Он сам до конца сохраняет черты «естественного человека», живущего по простым, глубоко человечным нравственным законам.

В литературе США Бумпо – прямой предшественник Гекльберри Финна, готового «удрать на индейскую территорию», чтобы избавиться от докучных попечений вдовы Дуглас.

Образ Кожаного Чулка едва ли не лучший у Купера. Натти Бумпо воспринимается как живой человек, неизменно вызывает симпатии читателя.

В том, как писатель показывает своего героя, нетрудно заметить отражение идей европейского просвещения и романтизма, но в то же время Бумпо – характер совершенно американский, порожденный американской историей.

От начала 40-х годов XVIII века до 1805 года, к которому относится действие романа «Прерия», прошло не только шестьдесят лет жизни Бумпо. Эти годы охватывают целый период истории страны, и Купер в образе своего героя, его судьбе и судьбах его друзей – благородных индейцев показывает, критически и с грустью, характер неотвратимо наступающих перемен.

ему событиям, косвенно или прямо откликается на них, выносит свой приговор современности. Это относится и к морским романам Купера.

Морская тема рано вошла в творчество писателя и не переставала интересовать его до самого конца. Разработка ее началась в знаменитом романе «Лоцман» (1823), а в последний раз Купер обратился к ней за два года до смерти в романе «Морские львы». У морского романа Купера были предшественники в английской литературе, но оригинальность его не вызывает сомнений, и сегодня, читая Майн Рида и Стивенсона, Марриота и Лондона, Мелвилла и Конрада, мы помним об их долге Куперу.

Уже в «Лоцмане», рисующем яркие картины войны за независимость, обнаруживается сочетание черт приключенческого и исторического жанров, характерное для лучших морских романов писателя. Подобно девственному лесу, в котором находил убежище Натти Бумпо, корабль тоже оказывается как бы на границе общества. На паруснике царят собственные законы, стихия требует от моряков мужества, честности, преданности долгу, готовности к самопожертвованию.

Для писателя-романтика море – благодарная тема, и Купер широко использует предоставляемые ею возможности.

Романтика моря предстает в двух главных аспектах. Писателя привлекает борьба человека с могучей стихией, требующая прежде всего мужества, такое же мужество необходимо в борьбе патриотам, отстаивающим на море интересы родины. Здесь морское, приключенческое и историческое начала сливаются воедино.

промысла. Это знание, естественно раскрывающееся в морских романах писателя, придает им немалый познавательный интерес, а описываемому – удивительную убедительность.

В образах простых моряков не раз проявляется глубокий демократизм Купера. Нельзя не восхищаться, например, смелостью и хладнокровием Тома Коффина («Лоцман»), простодушного канонира, героически погибающего вместе с любимым судном. В романе «Красный корсар» (1827) особое место принадлежит образам друзей-матросов Фида и Сципиона. Внешне хвастливый и грубый, Фид по-новому раскрывается в отношении к негру Сципиону, которого нежно любит и душевные качества которого высоко ценит. А сам Сципион, при всем своем невежестве, очень, впрочем, близком простодушию, оказывается человеком несгибаемой стойкости и благородства. Этот чернокожий, подобно благородным индейцам из пенталогии о Кожаном Чулке, нравственно безупречен. Такие образы во многом предвосхищают известных героев Мелвилла.

Главное в морских романах Купера, конечно же, люди и море. И в том, как писатель рисует море, состоит одно из его важнейших художественных открытий.

Морской пейзаж у Купера ничуть не менее значителен и точен, чем лесной. Кюхельбекер, читавший «Лоцмана» в сибирской ссылке, записал в своем дневнике: «Глава 5-я первого тома, в которой изображен трудный, опасный переход фрегата между утесами ночью в бурю, должна быть удивительна, потому что даже меня, вовсе не знающего морского дела, заставила принять живейшее участие в описанных тут маневрах и движениях».

В записи ссыльного поэта очень точно отмечено новаторство Купера в описании природы. Морской пейзаж, море вообще никогда не служат у него только фоном происходящих событий. Морской пейзаж Купера всегда активен, он не существует сам по себе, но лишь во «взаимодействии» с людьми. Море помогает или мешает героям писателя, оно обладает огромной силой. Оно несет горе и радость, дает убежище и утешение. Именно в активности, действенном характере морского пейзажа Купера разгадка его поэтичности и притягательности. В последние десять лет жизни Купер писал не меньше, чем прежде, но творческий облик его едва ли обогатился. Наступала новая историческая эпоха в жизни страны, приближалась война Севера и Юга, обострялись социальные противоречия, выхода из которых писатель не видел. Некоторые из его идей этого периода имеют даже реакционный характер. Возможности романтизма Купера исчерпались. С ними была исчерпана и морская тема его творчества.

«Морская волшебница» (1830), действие которого относится к началу второго десятилетия XVIII века.

Роман «Мерседес из Кастилии» вышел в 1840 году. В нем писатель еще дальше углубляется в историю. Купера, конечно, не могла не волновать тема открытия Америки. Он внимательно следил за обнародованными только в XIX веке материалами, посвященными Колумбу.

В 1825 году испанский историк Фернандес Наваррете опубликовал ряд архивных документов о плаваниях великого генуэзца. В следуюшем году вышла «История жизни Христофора Колумба», принадлежащая перу американского писателя Вашингтона Ирвинга, по, вероятно, замысел Купера окончательно созрел, когда он познакомился с книгой Прескотта «История царствования Изабеллы и Фердинанда» (1838). Повествуя об исторических событиях, писатель руководствовался этими, тогда новейшими источниками, и допущенные им конкретные неточности объясняются, в основном, современным ему уровнем знаний.

«Мерседес из Кастилии» во многом напоминает другие лучшие морские романы Купера, но и отличается от них. В романе есть обычная любовная коллизия, а вот сцены морской погони, абордажных схваток, таинственных исчезновений и неожиданного спасения в нем либо вообще отсутствуют, либо не занимают, если некоторые из них и появляются, большого места. Это и понятно. Стоило Колумбу пройти кордон португальских кораблей, и он оказался в открытом океане, где до него никто не плавал. Нет в повествовании и намека на романтическую тайну, того ореола таинственности, который окутывал героев «Лоцмана» или «Морской волшебницы». Сама тема произведения препятствовала появлению в нем подобных романтических аксессуаров.

Читатель легко заметит недостатки романа. Купер крайне идеализирует Изабеллу Кастильскую. Эта расчетливая и жестокая правительница умело и хитро добивалась своих целей. Использовав Колумба, она обдуманно лишила его потом дарованных ему прав и привилегий. Идеализация ее образа оказалась возможной потому, что писатель ограничил рамки своего повествования только первым плаванием Колумба.

Вообще, экспозиция романа очень растянута, сам Колумб впервые появляется только в четвертой главе. Однако образ Колумба, описание его плавания очень интересны и в значительной мере искупают художественные просчеты автора.

Колумб был сыном своей эпохи. Его деятельность проходила в период, когда над Европой вставала заря Возрождения. В его характере, планах, настойчивости, в мужестве и уверенности с которой он осуществлял свои замыслы, – во всем сквозят черты человека нового времени. Разумеется, Колумб, как и другие морские первооткрыватели той поры, думал о золоте, о богатстве. В расчете на сказочные богатства восточных стран, на покорение новых земель европейские правители тех времен и снаряжали морские экспедиции. Все это верно, но Купер, создавая образ мореплавателя, раскрывает и другие его черты.

У причала Барселонского порта стоит памятник – точная модель «Санта-Марии», флагманской каравеллы Колумба. Кажется удивительным, что в те времена, когда еще спорили, круглая земля или плоская, когда не был открыт Тихий океан, человек мог предпринять столь длительное и опасное плавание на таком жалком деревянном суденышке в сопровождении только двух совсем уж маленьких скорлупок.

Колумб умер, так и не узнав, что открыл Америку, он рассчитывал добраться до Азии, не представляя себе истинных размеров земли. Разумеется, это ни в коей мере не умаляет его мужества. Моряк и романтик Купер прекрасно понимал это. Его Колумб – прежде всего мужественный человек.

суевериям, его не пугала неизвестность, его вела ищущая мысль. Таким он и изображен в романе.

Кроме того, Колумб был настоящим руководителем. Ему удавалось рассеять суеверные страхи невежественных моряков, сплотить их. Купер рассказывает, как адмирал находил помощников среди матросов, рассказывает не только о борьбе со стихией, но и о борьбе со страхом людей, которых пугала любая неожиданность. Повествуя об этом, писатель сумел создать запоминающиеся образы Санчо Мундо и Пепе, матросов, ставших настоящими сподвижниками Колумба.

Автор показывает, что его герой был гордым человеком, обладал высоким чувством собственного достоинства. Колумб никогда не унижается, в споре о своем вознаграждении он не идет на уступки не из-за жадности или ложного честолюбия. Им руководит сознание значительности и величия его цели. Он не хочет умалять ни себя самого, ни стоящую перед ним задачу. Безродный небогатый человек, он разговаривает с монархами как равный.

– главный в романе. Создавая его, писатель стремился не только показать историческую личность такой, какой ее рисовали известные ему материалы и документы. Трижды повествование «перебивается» словами, в которых обнаруживается отклик на ситуацию в самих Соединенных Штатах. Два таких эпизода особенно интересны. В первом Купер прямо говорит о жесточайшем контроле церкви и создаваемого ею общественного мнения над американским народом. Вторую важную мысль писатель вкладывает в уста Колумба: «Если страна тебя не защищает, если она не уважает твои мысли и твои права, тем самым она освобождает своего подданного от его обязанностей». В этих словах героя романа трудно не заметить отражения раздумий автора, все более ощущавшего несоответствие своих идеалов и действительности. Купер как бы противопоставляет гигантскую личность Колумба, человека большой внутренней свободы, ничтожным характерам американских торгашей. И в этом также проявляется значение центрального образа произведения.

Кроме упомянутых, особенно интересен образ Озэмы, гаитянки, привезенной Колумбом в Испанию. Озэма – еще один «естественный человек» Купера. Она храбра и благородна, простодушна и способна на глубокое чувство. Мелкими выглядят рядом с нею важные служители церкви. Душевные качества Озэмы возвышают ее, несомненно ее моральное превосходство над церковными догматиками.

– море. Мастерство писателя в обрисовке морского пейзажа, множества деталей, связанных именно с морем, ничуть не ослабело. Море и на этот раз остается активным участником действия; картины моря, как прежде, доставляют читателю истинное наслаждение.

Через год после выхода «Мерседес из Кастилии» был опубликован «Зверобой».

Оба романа достойно завершают лучший период творчества Фенимора Купера.