Приглашаем посетить сайт

Майшева К. А., Суслова И. В.: Романтические реминисценции в романе Ф. С. Фицджеральда "Внликий Гэтсби".

Майшева Кристина Андреевна, Суслова Инга Валерьевна

РОМАНТИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»


Пермский государственный национальный исследовательский университет


www.psu.ru/files/docs/science/books/sborniki/VestnikMU2014-new.pdf

–американский писатель, представитель «потерянного поколения». Наибольшую известность ему принес роман «Великий Гэтсби» (1925), а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов

Хотя роман Фицджеральда фабулой вписан в «эпоху джаза», традиции американского романтизма выделяются в романе на всех его уровнях. Многими советскими/российскими исследователями были уже неоднократно отмечены обращения Ф. С. Фицджеральда к романтической традиции, но проблема романтических реминисценций в романе «Великий Гэтсби» основательно ещё не разрабатывалась.

В данной статье рассмотрены романтические реминисценции в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», определена их роль в создании образа «эпохи джаза», особенностей, сюжета, хронотопа, образов героев, символики света и цвета. Для творчества Фицджеральда характерны аллюзии к самым разным культурным эпохам и литературным традициям (Античность, Возрождение, Просвещение и др.), но наиболее значимой для него являлась романтическая традиция. Реминисценция –это особый вид интертекстуальности. В «Литературном энциклопедическом словаре» термин получает такое определение: «реминисценция в художественном тексте - черты, наводящие на воспоминания о другом тексте. Реминисценция – нередко невольное воспроизведение автором чужих образов илиритмико-синтаксических ходов. В отличие от заимствования и подражания реминисценции бывают смутными и неуловимыми, напоминая творческую манеру, характерный комплекс мотивов и тем какого-либо автора. Часто трудно установить грань между осознанной установкой автора на заимствование чужого образа и его бессознательной реминисценцией»[1,с. 443].

Романтические реминисценции предполагают отсылки к романтической традиции, позволяющую переосмыслить этот тип мировидения по отношению к современности, или, учитывая традиции романтизма, по- новому рассмотреть произведение, относящееся к другой эпохе.

В соответствии с романтической традицией и провозглашённым ею культом индивидуализма Фицджеральд представляет главного героя как уникального. Джей Гэтсби главный герой романа рассмотрен как представитель романтического стремления современной нации к успеху. Гэтсби создал романтический миф о себе и пытался воплотить его в жизнь. Гэтсби как романтический герой стремится к абсолюту, его движимой силой и целью является его возлюбленная Дэзи, она воплощает для него все лучшие качества мира, концепцию идеальной любви и красоты. Гэтсби как истинно романтический герой, испытывает ностальгию по ушедшей эпохе, эпохе невинности и надежды.

«following of a grail» («... он обрек себя на вечное служение святыне») , что является эпической чертой романтизма [2,с. 185;3,с. 145].

Поклонение Гэтсби Дэзи вызывает ассоциации с концепцией куртуазной любви. Безусловно, любовь Гэтсби, как романтический идеал, процветает в рамках непостижимого, недостигаемого. Дейзи принимает символический образ в воображении героя «towards the dark water in a curious way (...) trembling» (протянул руку в темной воде, несмотря на расстояние между ними, ..., он весь дрожит» [Там же,с. 29;ibid.,с. 24].

Концепция куртуазной любви усиливается с появлением Дэзи. Образ Дэзи описан как безмятежный и счастливый, ее лицо «миловидное и грустное» ее оживляли «только яркие глаза и яркий чувственный рот» [Там же, с. 12]. Дэзи царит в « High in a white palace the king’s daughter, the golden girl» («во дворце высоком, беломраморном, королевна, дева золотая...») [Там же, с. 149;ibid.,с. 117]. Она олицетворяет собой девицу в башне, далекая, недосягаемая возлюбленная рыцаря. Можно сказать, что Дэзи существует для Гэтсби в параллельной вселенной, как часть памяти, как часть сна.

Мир рыцарства и идеализма, невинность любви Гэтсби ломается под жестокостью современного мира, который воплощает муж Дэзи Том Бьюкенен. Том и Гэтсби–антиподы, и этот контраст между героями является романтическим. Самообман Гэтсби (он уверен, что Дэзи всегда любила только его) бросает вызов реальности (по всей видимости, она любит только себя и деньги) В итоге создается впечатление, что иллюзия любви для героя важнее, чем реальность возлюбленной.

Таким образом, святыни Гэтсби, любовь и верность, низвергнуты. Он сам становится трагическим узником своей романтической мечты. В своей преданности принципам романтического идеализма, главный герой не может ужиться в реальном мире. Его преданность идеалу позволяет ему выйти за приделы мирского существования, связывая его с романтическим видением архетипических романтических героев.

Время и действия в романе даются через призму света и цвета.

Лунный свет ассоциируется с неземными желаниями, романтическим томлением и порывами, с призрачной, недосягаемой, прекрасной и в тоже время обманчивой и иллюзорной мечтой. Гэтсби, как истинный романтический герой, с самого начала предстает перед читателем в лунном свете.

Лунный свет над домом главного героя «сравнивается с облаткой, раздаваемой при причастии, что возводит образ в некий символ веры, особого исповедания, героя же делает причастным этой вере, посвященным с лужителем и рыцарем» [4]. «Облатка луны сияла над виллой Гэтсби и ночь была все так же прекрасна, хотя в саду, еще освещенном фонарями, уже не звенел смех и веселые голоса. Нежданная пустота струилась из окон, из широкой двери и от этого особенно одиноким казался на ступенях силуэт хозяина дома с поднятой в прощальном жесте рукой» [2,с. 63].

В лунном свете совершаются превращения, плиты тротуара превращаются в ступени лестницы, которые ведут героя в небо, взобравшись по этим ступеням Гэтсби может пить чудесный сок жизни, лицо Дэзи в лунном свете под звучание камертона, задевшего звезду превращается в цветок. Лунный и звездный свет сопутствуют Гэтсби как знак его романтического избранничества.

–цвета романтических мечтаний, неземного желания. С зеленым огоньком читатель впервые встречается в эпилоге романа. Этот романтический символ изображается в образе зеленого огонька причала, а затем, отделившись от него, зеленый цвет абстрагируется в значении цвета надежды: «Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья» («Gatsby believed in the green light, the orgiastic future...») [Там же,с. 239-240;ibid.,с. 176].

Символика солнечного света, отражена в оттенках золотого и желтого цвета. Золотой цвет ассоциируется с богатства–подчеркивающее социальное положение героя. Но золотой цвет имеет и поэтическую направленность. Оба смысла–социальный и поэтический переплетаются в голосе Дэзи, в котором слышится необъяснимое очарование, и звон монет. Дэзи не только девушка из высшего общества, «девушка золотой мечты героя».

Важно отметить, что лунный солнечный свет представляют главного героя в разных обличиях,что характеризует его двоемирие. Если при лунном свете Гэтсби представляется нам романтиком и мечтателем, то при солнечном свете – это нувориш, расточительный богач, характерный носитель качеств «эпохи джаза».

После пяти лет разлуки Гэтсби предстает перед Дэзи в серебристой рубашке и золотистом галстуке: «Gatsby in a white flannel suit, silver shirt , and gold - colored tie » («Гэтсби в белом фланелевом костюме, серебристой сорочке и золотистом галстуке») [Там же, с. 93;ibid.,с. 81]. Эти детали можно рассмотреть как признак времени и моды Фицджеральда. Но вместе с тем они свидетельствуют о дурном вкусе героя, вкусе нувориша. С другой стороны, эта поэтическая деталь, Гэтсби является на свидание облаченным в доспехи рыцаря мечты.

Романтические реминисценции при создании образов природы играют ключевую роль в романе. Фицджеральд использует прием художественного параллелизма: пейзажи, как правило, соотносятся с внутренним состоянием героя, характеризует их мысли, чувства. Описание природы во время визита Дэзи к Гэтсби повествует о там, как цветут весенние сады на вилле Гэтсби, хотя по хронологии произведения время визита, скорее всего конец лета август месяц. Цветущие сады являются символом обновления и очищения любви Дэзи и Гэтсби.

– о начале осени. «За ночь погода круто переломилась, и в воздухе веяло осенью». [Там же, с. 169].

Таким образом, система романтических реминисценций соотносит эпоху «джаза» с эпохой романтизма. Поколение, вернувшееся домой с первой мировой войны, захлестнула иллюзия изобилия, роскоши и погони за развлечениями. «Век джаза» восхваляет романтический идеал «американской мечты», но по сути является обманом и подделкой. Трагичность этого мира заключается в поражении мечты перед жестокой реальностью.

Фицджеральд иллюстрирует основные искания своего времени, что позволяет ему вступить в диалог с предшествующей романтической традицией. Идеалы и идеи романтизма становятся отправным пунктом диалога между двумя эпохами: романтизма и началом эпохи модернизма. Использование писателем реминисценций расширяет смысловое пространство романа «Великий Гэтсби». Они указывают на романтическую традицию как на эстетический ориентир писателя.

Библиографический список

1. Литературный энциклопедический словарь / под общ ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская Энциклопедия, 1987. 752 с.

3. Fitzgerald F. S. The Great Gatsby / F. S. Fitzgerald. New York: Scribner, 2004. 180 p.

«Великий Гэтсби»: композиция, герой, образный строй //URL: http: //fitzgerald.narod.ru/critics-rus/itkina-gatsby.html (дата обращения: 24.05.2014).

5. Толмачев В. М. Ф. С. Фицджеральд: Последний романтик. URL: http: //fitzgerald.narod.ru/critics -rus/tolmachev- romantic.html (дата обращения: 01.05.2014)