Приглашаем посетить сайт

Николюкин А. Н.: Американская литература.

Американская литература.

Краткая литературная энциклопедия.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-0211.htm

СОЕДИНЕ́ННЫХ ШТА́ТОВ АМЕ́РИКИ ЛИТЕРАТУ́РА (американская литература) — англоязычная лит-pa населения США. О фольклоре коренных жителей Америки см. ст. Индейские литературы.

—1783. Автором первых печатных произв. амер. лит-ры был колонист Джон Смит (1580—1631), писатель, дипломат, воин. Его «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии» (1608) и др. книги освещают быт колонистов и индейцев; образ индианки Покахонтас, спасшей от голода жителей виргинской колонии, стал каноническим в амер. лит-ре. Популярным рукописным произв. того же времени было «Истинное повествование о кораблекрушении на Бермудах» (1610, опубл. 1625) У. Стрейчи. Среди первых писателей-южан известны также: Дж. Хаммонд (ум. 1707), автор кн. «Лия и Рахиль, или Две плодовитые сестры, Виргиния и Мэрилэнд» (1656); Дж. Олсоп (1638 — ?), создавший соч. в стихах и прозе «Характерные черты провинции Мэрилэнд» (1666); У. Бэрд (1674—1744), обрисовавший социальный быт плантаторского юга в книге «История пограничной линии» (опубл. 1841).

Особое место занимает лит-pa Новой Англии. Как и в Виргинии, она начинается с историко-мемуарных соч. Предшественником амер. историков считают У. Брэдфорда (ок. 1590—1657), написавшего «Историю поселения в Плимуте» (опубл. 1856). К историкам Новой Англии относятся и Дж. Уинтроп (1588—1649), первый губернатор шт. Массачусетс, автор «Дневника», охватившего события 1630—49, и два представителя т. н. «династии Мезеров»: И. Мезер (1639—1723) и его сын К. Мезер (1663—1728). К обширной истории Новой Англии К. Мезера («Великие деяния Христа в Америке», 1702) обращались писатели 19 в. как к наиболее полному источнику. «Дневник» гл. судьи Массачусетса С. Сьюолла (1652—1730) отразил события повседневной жизни 1673—1729 (т. 1—3, 1878—82). Его памфлет «Продажа Иосифа» (1700) был первым антирабовладельч. соч. Популярный и доныне «Дневник г-жи Найт» (1704—05), принадлежащий перу Сары Найт (1666—1727), описывает ее трудное путешествие из Бостона в Нью-Йорк по безлюдным местностям.

Помимо документальных соч., широкое хождение в Новой Англии имели богословские трактаты. Выразители теократич. пуританского идеала — Дж. Коттон (1584—1652), прозванный «патриархом Новой Англии», и Дж. Элиот (1604—90), сформулировавший основы патриарх. -теократич. утопии в «Христианской республике» (1659). Реакц. доктринерство вызывало оппозицию. Т. Хукер (1586—1647) написал «Обзор церковного устава» (изд. 1648) — образец демократич. простоты слога. Еще смелее критиковал пуританскую теократию Р. Уильямс (ок. 1603—83), автор памфлета в защиту веротерпимости «Кровавый догмат преследования» (1644) и первого пособия по изучению индейских языков под назв. «Ключ к американскому языку» (1643). Против реакц. теократов выступил Дж. Уайз (1652—1725) в книгах «Ссора церквей» (1710) и «Защита управления церквей Новой Англии» (1717). Сатирич. отповедь пуританам содержит ранний образец светской лит-ры Новой Англии — вольнодумная сатира Т. Мортона (ок. 1590 — ок. 1647) «Новоанглийский Ханаан» (1637), изд. в Амстердаме. Памфлет «Простой сапожник из Агавама» (1647) Н. Уорда (1578—1652) — один из первых образцов реалистич. сатиры в амер. лит-ре. Поэма М. Уиглсуорта (1631—1705) «День страшного суда» (1662) переиздавалась в 18 и 19 вв., как и сб. стихов Анны Брэдстрит (1612—72) «Десятая муза, недавно появившаяся в Америке» (1650) — первые светские стихи в США. Одним из первых поэтов в колониях был Э. Тейлор (1645—1729). Борьба за веротерпимость переросла в широкую пропаганду рационализма и деизма, нашедших сторонников в среде первых амер. просветителей, идеологов и участников амер. революции. Таким был И. Аллен (1738—89), автор памфлета «Разум — единственный оракул человека». Ведущим амер. просветителем был Б. Франклин (1706—90), ученый, литератор и политич. деятель. Его идеи и практич. деятельность оставили глубокий след в истории амер. лит-ры. Он был первым амер. писателем, получившим мировую известность (его «Автобиография» опубл. на франц. яз. в 1791, на англ. яз. лишь в 1868). Популярен был «Альманах простака Ричарда» (1732—58). Изречения и поговорки из этого альманаха (вошли в кн. «Наука простака Ричарда»,1748) высмеивали расточительность и праздность, прославляли трудолюбие. Пользовались успехом также «Притчи» (1778—80) Франклина.

Е. М. Двойченко-Маркова.

Литература между Войной за независимость и Гражданской войной 1861—65. В эпоху Войны за независимость (1775—83) нац. лит-pa формируется в творчестве революц. просветителей, отразивших политич. и социальные преобразования в стране: Т. Пейн (1737—1809), идеи к-рого создали эпоху не только в демократич. амер. лит-ре, но и в английской (соч. «Здравый смысл», 1776, «Права человека», 1791—92, «Век разума», 1794—96); Т. Джефферсон (1743—1826), творец амер. «Декларации независимости» (1776); Ж. де Кревкёр (1735—1813), автор «Писем американского фермера» (1782), Б. Раш (1745—1813). В публицистике этих писателей содержатся резкие высказывания против рабства. Первыми выступлениями писателей-негров были памфлет «Негритянское рабство» (1789), подписанный «Отелло, свободный негр», и вышедшая в 1789 автобиография бывшего раба Г. Вассы. К лит-ре революц. периода относится группа «университетских поэтов», известных также под именем «коннектикутских умов»: Дж. Трамбалл (1750—1831), автор сатирич. поэмы «Макфингал» (1775—82); Т. Дуайт (1752—1817), автор эпич. поэм «Завоевание Ханаана» (1785) и «Гринфилд Хилл» (1794). Дж. Барло (1754—1812), последователь демократич. идей Пейна, опубликовал героико-эпич. поэму «Колумбиада» (1807). В обширной массовой поэзии периода амер. революции (цикл песен о Янки Дудле, о событиях Войны за независимость, в т. ч. популярная доныне баллада «Натан Хейл») революц. -классицистич. тенденции сочетаются с фольклорно-песенными приемами. Политич. поэтами-песенниками были Дж. Дикинсон (1732—1808) и Ф. Хопкинсон (1737—91), автор популярной в армии Вашингтона песни «Битва бочонков» (1778, опубл. 1779). Противниками революционных идей были поэты-сатирики проангл. лагеря, т. н. лоялисты, Дж. Стэнсбери (1742—1809) и Дж. Оделл (1737—1818).

—1832), в творчестве к-рого наряду с классицизмом (политич. стихи, поэма «Британская плавучая тюрьма», 1781) заметны ростки романтизма (поэма «Дом ночи», 1779). Френо — первый профессиональный поэт США — выступил проповедником идей Великой франц. революции; в его стихах («Индейское кладбище», 1788; «Студент-индеец», 1788) возникла одна из ведущих тем лит-ры США — романтич. изображение индейцев и их гибели в результате наступления капитализма. Политич. поэзия и публицистика были первыми нац. лит. жанрами. В конце 18 в. возникает амер. роман. Х. Брекенридж (1748—1816) в традициях англ. просветит. реализма пишет сатирич. роман «Современное рыцарство, или Приключения капитана Джона Фарраго и Тига О’Ригана, его слуги» (ч. 1—2, 1792—1815). Создателем предромантич. романа в США был Ч. Брокден Браун (1771—1810); мрачные герои его «готических» книг («Виланд», 1798; «Ормонд», 1799; «Артур Мервин», 1799—1800; «Эдгар Гентли», 1799) предвосхищают романтич. бунтарей лит-ры 19 в. «Отцом» амер. театра считается У. Данлеп (1766—1839), написавший патриотич. пьесу «Андре» (1798); он был первым историком амер. театра. Нек-рый спад в развитии лит-ры отмечается в нач. 19 в., когда с лит. сцены сходит революц. поколение. Первым из новых писателей-романтиков выступает У. Ирвинг (1783—1859), который вместе с Дж. К. Полдингом (1778—1860) выпустил анонимную серию шутливых нравоучительных очерков «Сальма-гунди» (1807—08). В 1809 появляется «История Нью-Йорка» Ирвинга — сатирическое изображение колонизации Америки и нравов современного буржуазного общества.

Новеллистика Ирвинга (сб. «Брейсбридж-холл», 1822; «Рассказы путешественника», 1824; «Альгамбра», 1832) отражает разрушение патриарх. уклада жизни колониальной Америки, в романтич. свете представляет прошлое Испании, Италии, Англии, Германии. В знаменитом рассказе «Рип Ван Винкль» Ирвинг выразил романтич. понимание амер. истории. В лучшем творении Дж. Ф. Купера (1789—1851) — пенталогии о Кожаном Чулке — просветит. идеи «естественного человека» переплетаются с романтич. мечтой о герое, противостоящем миру собственничества и наживы. У крупнейшего амер. поэта того времени У. К. Брайанта (1794—1878) поэтизация природы предваряет романтич. неприятие промышленной цивилизации («Охотник прерий»); он воспевал героику войны за независимость, нац. -освободит. борьбу народов Греции, Италии, Испании. К ранним романтикам относятся также Ф. Халлек (1790—1867), Дж. Р. Дрейк (1795—1820), Н. П. Уиллис (1806—67). Романтич. мотивы «фронтира» (т. е. границы между «цивилизованными» землями атлантич. побережья и «дикими» просторами за Аппалачскими горами) разрабатывали писатели Р. М. Бэрд (1806—54), О. Лонгстрит (1790—1870) и др.

—1823), жившим долгие годы среди индейцев; к индейскому фольклору обратился и Г. У. Лонгфелло (1807—82) во время работы над «Песней о Гайавате» (1855).

Развитие жанра историч. романа — характерная черта лит-ры США этого периода. Отд. элементы жанра зародились еще у Брауна и Ирвинга. Наиболее значит. представители историч. романа — Купер («Лоцман», 1823; «Лайонель Линкольн, или Осада Бостона», 1825) и южане Дж. П. Кеннеди (1795—1870; «Робинзон-Подкова», 1835), У. Г. Симс (1806—70; «Партизан», 1835; «Йемасси», 1835), позднее Г. Мелвилл (1819—91; «Израиль Поттер», 1855). Историч. тематика легла в основу поэм Лонгфелло «Эванджелина» (1847), «Сватовство Майлза Стендиша» (1858) и др. Создателем жанра романтич. биографии выступил Ирвинг («История жизни и путешествий Христофора Колумба», 1828). В школе южных романистов (Симс и др.) возникают консервативные тенденции амер. романтизма.

Выдающимся писателем был южанин Э. А. По (1809—1849), первый сб. стихов к-рого опубл. в 1827 («Тамерлан и другие стихотворения»). Его творчество характеризует трагич. разлад с действительностью; художник создает гротескные пародии на все страшное и античеловеческое в бурж. мире. Сб. рассказов «Гротески и арабески» (1840) отмечен интересом к исключительному, аномальному, сочетанием трагизма и юмора. Писатель бежал от «делового человека», с его идеологией бизнеса, в область фантастики и детектива. Его мастерство аналитич. повествования оказало влияние не только на амер., по и на европ. новеллистику, а лучшие стихи По (в сб-ках «Ворон и другие стихотворения», 1845; «Улялюм», 1847; «Колокола», 1849) стали для амер. поэзии хрестоматийными. Лирич. поэзия сер. 19 в. представлена стихами Лонгфелло (сб-ки «Ночные голоса», 1839; «Перелетные птицы», 1858), О. У. Холмса (1809—94) и др.

«Молодая Америка», выступавшая в журн. «Arcturus» («Арктурус», 1840—42) за создание нац. лит-ры. В 40-е гг. развернулась полемика сторонников «Молодой Америки» (Э. Дайкинк, 1816—78; К. Мэтьюс, 1817—89) с «универсалистами» (Л. Г. Кларк, 1808—73), призывавшими не замыкаться в рамках нац. лит-ры, обращаться к европ. опыту. Споры вокруг проблемы амер. лит-ры вновь обострились в связи с ее подъемом накануне Гражд. войны. В это время на плантаторском Юге все настойчивее проявляются шовинистич., сепаратистские настроения. Апологеты т. н. региональной лит-ры (У. Г. Симс) провозгласили девизом писателей Юга — «Быть американским — это значит быть местным».

—91) в «Басне для критиков» (1848). Пятидесятые годы называют периодом «амер. Возрождения». В это время появляются выдающиеся романтич. произв.: «Алая буква» (1850) и «Дом о семи шпилях» (1851) Н. Хоторна (1804—64), «Представители человечества» (1850) Р. У. Эмерсона (1803—82), «Моби Дик, или Белый кит» (1851) Г. Мелвилла, «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854) Г. Д. Торо (1817—62), «Песнь о Гайавате» Лонгфелло. Романтизм в США — детище амер. революции и эпохи послереволюц. разочарований в бурж. республике. Романтизм стал выражением эстетич. протеста против действительности США. Бурж. историки лит-ры на первый план выдвигают писателей-романтиков, прославлявших новое гос-во. Но в амер. романтизме были две стороны: одна — утверждающая, возникшая из патриотических устремлений эпохи Войны за независимость и продолжавшаяся до появления «Астории» (1836) Ирвинга и «Нашей старой родины» (1863) Хоторна; другая сторона — критич. заряд отрицания бурж. Америки. Революционно-романтич. линия представлена в творчестве Френо и раннего Брайанта, в раннем романе Мелвилла «Марди» (1849), где дана сатирич. и аллегорич. картина бурж. мира Европы и Америки, в публицистике Торо, позднее в лит-ре, связанной с аболиционизмом. Революц. романтизм был существ. стороной всего лит. развития в США.

В 30—40-е гг. вокруг философа, поэта и публициста Р. У. Эмерсона сложилась группа «трансценденталистов», подвергавших капиталистич. прогресс романтич. критике. Трансцендентализм, отрицая существующие формы гос. и обществ. устройства, выдвигал идеи личного самосовершенствования, уповая на добро, заложенное в каждом индивидууме. К виднейшим представителям трансцендентализма относятся: Торо, Маргарет Фуллер (1810—50), У. Э. Чаннинг (1818—1901), Т. Паркер (1810—60). Внутри трансцендентализма существовали различные течения. Манифестом движения стала лекция Эмерсона «Американский ученый» (1837), провозгласившая интеллектуальную независимость США от Англии, а также его трактат «Доверие к себе» (1841), в к-ром выражены принципы этич. индивидуализма. Двойственный характер философии Эмерсона сказывается в индивидуалистич. и идеалистич. тенденциях, с одной стороны, и в резкой критике амер. культа стяжательства, агрессивных войн и рабства негров — с другой. Бурж. характер идей Эмерсона особенно проявился в поздних его книгах.

Идеализация докапиталистич. форм жизни и обличение совр. социального строя нашли отражение в первых повестях Мелвилла «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847). Грандиозная символика добра и зла, конфликт между личностью и обществом делают роман Мелвилла «Моби Дик» своеобразной философ. энциклопедией амер. романтизма, оценить к-рую смогли лишь в 20 в. Одним из первых Мелвилл нарисовал трагедию одиночества «маленького человека» в мире деловой Америки («Писец Бартльби»). Новеллистика Мелвилла (сб. «Рассказы на веранде», 1856) развивает традиции По и Хоторна. В романе «Пьер» (1852) Мелвилл продолжает философ. тему поисков смысла жизни и декларирует непобедимость зла. Этот конфликт американца с его страной впервые открыт в лит-ре романтиками.

Трагичны романы и новеллистика Хоторна: «Дважды рассказанные истории» (1837 и 1842), «Легенды старой усадьбы» (1846), «Снегурочка и другие дважды рассказанные истории» (1852). Отличит, черты его романтизма — столкновение мира реального и иллюзорного, действительность в форме гротеска и символики. Торжеством социального реализма явилось творчество У. Уитмена (1819—92). Над гл. своим произв. «Листья травы» (1855) он работал всю жизнь; воспевая амер. природу, Уитмен утверждал идеалы гуманности, свободы, духовной и физич. красоты человека, созидат. труд народа. Поэтизация будничной жизни сочетается у Уитмена с ее реалистич. изображением. В кн. «Демократические дали» (1871) он обосновал реалистич. теорию иск-ва. Идеи Уитмена, его новаторство в области стихосложения оказали воздействие на всю амер. поэзию.

«Уолден, или Жизнь в лесу», одно из самых поэтич. произв. амер. прозы, где ставились острые проблемы обществ. развития и будущего США. Ненависть Торо к бурж. стяжательству нашла выражение в мысли о справедливости и совести отд. человека, к-рые должны стать законом об-ва. Романтич. индивидуализм Торо не носил, однако, антисоциального характера; он отказался от идеи пассивного сопротивления (памфлет «Гражданское неповиновение», 1849) и выступил сторонником аболиционизма (три статьи-речи в защиту Дж. Брауна, казненного в 1859 за вооруженную попытку освободить амер. рабов). Это было продолжением революц. -демократич. традиций публицистики эпохи Войны за независимость.

Провозвестниками критич. реализма в лит-ре США являются представители т. н. филадельфийской школы писателей: Ф. Томас (1806—66) и Дж. Липпард (1822—1854), автор трилогии о городах США («Город квакеров», 1844; «Назарет», 1846; «Город империи», 1853). Новый этап в развитии критич. реализма связан с Гражд. войной между Севером и Югом.

А. Н. Николюкин.

—50-х гг. проблема рабства стала первостепенной для амер. лит-ры. Почти все писатели касались этой проблемы, а для многих она была центральной (см. Аболиционистская литература). До 30-х гг. 19 в., пока рабство не стало угрожать экономике Севера, против него выступали лишь немногие литераторы: публицист Дж. Мэдисон (1751—1836), поэт Брайант, писательница Сара Дж. Хейл (1788—1879), автор первого антирабовладельч. романа «Жизнь на Севере и на Юге» (1827). В лит-ре этого периода занимает значит. место памфлет «Призыв» (1829) свободного негра Д. Уокера (1785—1830) и сб. лирич. стихов поэта-раба Дж. М. Хортона (1797—1883) «Надежда на свободу» (1829). Все эти авторы, кроме Уокера, призывавшего рабов к восстанию, ограничивались моральным осуждением рабства. Организованное аболиционистское движение возникло лишь в нач. 30-х гг. Его зачинателем был журналист и поэт У. Л. Гаррисон (1805—79), к-рый с 1831 выпускал антирабовладельч. газ. «Liberator» («Освободитель») и писал стихи против рабства («Сонеты и другие стихотворения», 1843). Рабство обличали в публицистике Брайант, У. Филлипс (1811—84), Дж. Г. Бёрни (1792—1857), Т. Д. Уэлд (1803—95), У. Э. Чаннинг (1780—1842) и др.; романисты А. Грин (1789—1837), У. А. Карузерс (1800—46), Р. Хилдрет (1807—65), автор повести «Раб» (1836), впоследствии переделанной в роман «Белый раб» (1852); поэт Дж. Г. Уитьер (1807—92; «Голоса свободы», 1846). В ответ на атаки аболиционистов участились выступления писателей Юга в защиту рабства (Дж. П. Кеннеди, Симс), а иногда и Севера (Дж. К. Полдинг).

«Стихи о рабстве» (1842). С антирабовладельческими стихами продолжают выступать поэты аболиционисты Дж. Пирпонт (1785—1866), У. Тэппен (1794—1849), Дж. Уитфилд (1830? — 1870?), Д. А. Пейн (1811—93) и Ч. Д. Ризон (ум. 1898). Беглый раб Ф. Дуглас (1817—95) выразил чувства соплеменников в своей автобиографии «Повесть о жизни Фредерика Дугласа, американского раба» (1845). Дж. Р. Лоуэлл внес в аболиционистскую литературу новую струю, сделав рабство объектом беспощадной сатиры в своих стихах и особенно в цикле стихотв. памфлетов «Записки Биглоу» (1848—67).

—96) «Хижина дяди Тома». Хотя писательница хотела прославить христ. покорность и смирение, чувство худож. правды оказалось сильнее морализаторских намерений, и настоящими героями романа стали те, кто активно протестует против рабства. Бичер-Стоу нарисовала яркую картину ужасов рабства, показала его несовместимость с гуманностью.

В нач. 50-х гг. к аболиционистам примкнули писатели, прежде державшиеся в стороне: философ и поэт Эмерсон, писатель-маринист Р. Г. Дана (1815—82), просветитель Х. Манн (1796—1859), поэты О. У. Холмс (1809—94), Т. Тилтон (1835—1907) и др. С апологией рабства выступали писатели Юга: М. Г. Истмен (1818—1880), М. В. Терьюн (псевд. — М. Харленд, 1830—1922), Дж. Фиц-Хью (1806—81), Дж. Б. Кобб (1819—58) и др., а также нек-рые писатели Севера (напр., романистка К. Л. Хенц, 1800—56). Ярче всех выразил позицию Юга У. Дж. Грейсон (1788—1863) в поэме «Наемник и раб» (1856), где утверждается, что рабу живется лучше, чем наемному рабочему. В антирабовладельческом трактате Х. Р. Хелпера (1829—1909) «Неминуемый кризис Юга» (1857) доказательства невыгодности рабства с экономической т. з. сочетаются с неприкрыто расистскими взглядами на негров как на неполноценную расу.

Неудавшееся восстание Дж. Брауна вызвало целый поток аболиционистской лит-ры (Уитьер, Э. К. Стедмен, 1833—1908, Торо и др.). Накалившаяся обстановка в стране, назревание конфликта Севера с Югом революционизировали эту лит-ру.

—65 большую роль играла песенная поэзия. Солдаты Севера шли в бой с анонимной песней «Тело Джона Брауна» (приписывается Ч. С. Холлу). Популярен был «Боевой гимн республики» (1862) поэтессы Дж. У. Хау (1819—1910). Ряд песен-маршей написали О. У. Холмс и Уитьер. Повсеместно пелись патриотич. песни Г. К. Уорка (1832—84), Дж. Ф. Рута (1820—95), Дж. С. Гиббонса (1810—92), Дж. Г. Бокера (1823—90). Амер. поэзию в годы войны пронизывали оптимизм, ненависть к рабству, любовь к свободе, революц. страстность.

Во время войны выступила блестящая плеяда сатириков, призывавших к освобождению рабов и едко высмеивавших раскольников-южан: А. Уорд (псевд. Ч. Ф. Брауна, 1834—67), П. В. Нэсби (псевд. Д. Р. Локка, 1833—88), Дж. Биллингс (псевд. Г. У. Шоу, 1818—1885) и др. Событиям войны посв. романы «Пещера Куджо» (1864) Дж. Т. Траубриджа (1827—1916), где описывается восстание рабов в Теннесси во время войны, «Жизнь и приключения рядового Майлза О’Рэйли» (1864) Ч. Г. Халпина (1829—68) и др.

Литература после Гражданской войны (конец 19 в.). Победа Севера и отмена рабства привели к стремительному пром. подъему, к разительным общественным переменам. В своих поздних произв. Уитмен воспевал индустр. прогресс (стих. «Локомотив зимой», 1876, и др.), резко критиковал пороки бурж. демократии. Большое место в поэзии Уитмена занимает тема дружбы всех наций и рас.

«брамины» Р. Г. Стоддард (1825—1903), Т. Б. Олдрич (1836—1907), Э. К. Стедмен создавали лит-ру, отгороженную от «низменной» действительности, «простонародного языка». Книги «браминов» предназначались для узкой группы избранных читателей. Так укреплялась «традиция благопристойности» (genteel tradition). В то же время «брамины» сыграли немалую роль в приобщении США к ценностям европейской лит-ры. Либеральные философы и апологетически настроенные беллетристы рассматривали бурж. прогресс как наступление «золотого века». Между тем Марк Твен (1835—1910) назвал свой роман «Позолоченный век» (написан совм. с Ч. Д. Уорнером, 1829—1900), дав точное определение наступившего периода.

Творчество У. Д. Хоуэлса (1837—1920) называют «нежным реализмом»; для этого есть известные основания. Он призывал к изображению реальной жизни и вместе с тем утверждал, что в США несправедливость почти незаметна и потому романистам следует заниматься «более улыбчатыми сторонами» амер. действительности. Впоследствии, однако, взгляды Хоуэлса радикализировались. В его проблемных критич. произв.: «Анни Кильберн» (1889), «В поисках нового счастья» (1890), «В мире случайности» (1893) и социально-утопич. романах «Путешественник из Альтрурии» (1894), «Сквозь игольное ушко» (1907) ставится вопрос о цене бурж. прогресса.

Г. Джеймс (1843—1916) писал гл. обр. психологич. романы и повести, исполненные холодной утонченности, — «Американец» (1877), «Дейзи Миллер» (1879), «Женский портрет» (1881), «Бостонцы» (1886), «Княгиня Казамассима» (1886) и др. Джеймс по-своему выразил отрицат. отношение к «позолоченному веку». Скептик и пессимист, он не верил ни в бурж. прогресс, ни в революц. перевороты; в его творчестве сильны элементы сатиры, иронии. Одна из гл. его тем — трагедия художника, противостоящего торгашескому обществу (романы «Родрик Хадсон», 1876; «Трагическая муза», 1890; рассказы «Смерть льва», 1894; «Урок мастера», 1892). Творчество Джеймса оказало воздействие на лит-ру 20 в. К созданной им школе психологич. романа относятся книги Эдит Уортон (1862—1937). Интерес к нюансам человеч. психологии сказывается в любовной лирике Эмили Дикинсон (1830—86).

лоцманов, золотоискателей, бродяг. Его юмор тесно связан с фольклором. Творчество Твена включает и одну из самых светлых книг амер. лит-ры — «Приключения Тома Сойера» (1876), и полного отчаяния «Таинственного незнакомца» (1916), и др. поздние произведения. Твен запечатлел и приверженность т. н. «американской мечте» и ее крах. Его герои страстно стремятся к свободе и постоянно ощущают обществ. путы.

—1914?). Сб. его афоризмов «Словарь сатаны» (1911) примыкает к записным книжкам и афоризмам Твена; в них звучит скепсис, временами цинизм. Драматич. протест против тусклой и жестокой действительности сказывается в остросюжетных рассказах Ф. Брет Гарта (1836—1902), героями к-рых чаще всего выступают чудаки, эксцентрики, люди, отвергнутые бурж. обществом.

«Вторая американская революция», как называли Гражд. войну, отменив рабство, не искоренила расизма. Социальные противоречия в амер. обществе в конце 19 в. нарастают. В этой связи продолжает развиваться лит-ра факта, документа, демократич. журналистика. Складывается реализм натуралистич. толка. Молодые писатели, выступившие в 90-е гг., испытали влияние творчества и теорий Э. Золя. Эстетика натуралистов противостояла не только эстетике «браминов», но и Хоуэлсу и Джеймсу. Х. Гарленд, Стивен Крейн, Ф. Норрис, отчасти Дж. Лондон, не составляли единой группы. В отличие от европейского, амер. натурализм возник и развивался не после реализма, а одновременно с ним. Он противостоял офиц. апологетич. лит-ре и содержал резкую социальную критику. Первым эстетич. манифестом амер. натурализма стала книга Х. Гарленда (1860—1940) «Разрушающиеся идолы» (1894). Он выступил в защиту «веритизма» (от слова «verity» — истина), против академичности бостонцов, подражательности, ухода в историю; натуралисты считали необходимым вторжение «провинции» в лит-ру, призывая к расширению ее тематич. и географич. границ. Наиболее значит. произв. Гарленда «Главные проезжие дороги» (1891) изображает сельскую Америку, людей и обычаи Среднего Запада.

По-иному преломилась действительность в творчестве С. Крейна (1871—1900). Его мироощущение трагично. В повести «Мэгги, девушка с улицы» (1893) описана горькая судьба девушки из бедной семьи. Роман «Алый знак доблести» (1895), в к-ром изображен парень из маленького города в обстановке Гражд. войны, начинает важную традицию амер. антивоен. романа. В книгах Крейна натурализм сочетается с напряженным лиризмом; ощущается воздействие Л. Н. Толстого. Ф. Норрис (1870—1902) подытоживает развитие амер. натурализма в сб. статей «Ответственность романиста» (изд. 1903). Норрис утверждает жанр романа как нац. эпос современности. Он резко критикует совр. лит-ру, призывает писателей к правдивому отражению социальных противоречий, считая при этом необходимым и прямое выражение позиции автора. В гл. произв. Норриса «Эпос пшеницы» («Спрут», 1901, и «Омут», незаконч., изд. 1903) представлены классовые антагонизмы, изображены безликие силы, управляющие жизнью людей.

В прозе О. Генри (псевд.; наст. имя — У. С. Портер, 1862—1910) амер. новелла приобрела свою классически законченную форму. Лучшие рассказы О. Генри — «Последний лист», «Дары волхвов», «Дороги, которые мы выбираем» и др. сохранили живое значение призыва к человечности. Иные из них глубоко трагичны, но чаще новеллист пытается неожиданным и счастливым концом примирить противоречия и смягчить жизненные коллизии. Региональную лит-ру нач. 20 в. представляли Уилла Кэсер (1873—1947), бытописательница штата Небраска, и Б. Таркингтон (1869—1946), писавший об Индиане.

—18, предшествующие и сопутствующие ей кризисы существенно влияли и на духовную культуру, на развитие литературы. В отличие от Европы, для США не характерны лит. объединения, группировки, манифесты (кроме объединений вокруг журналов). Нек-рые социально-критич. выступления, однако, приобретали коллективный характер, напр. движение «разгребателей грязи». Среди них наиболее интересен Линкольн Стеффенс (1866—1936), автор кн. «Позор городов» (1904) — манифеста движения. Радикальные публицисты обличали лицемерие и коррупцию. К «разгребателям грязи» примкнул молодой Э. Синклер (1878—1968), в романе «Джунгли» (1906) рассказавший о чудовищных условиях труда на чикагских бойнях.

20 век — век экономич. могущества, новых иллюзий об избранности Америки и одновременно век кризиса. В этом — истоки амер. трагедии и вместе с тем истоки худож. открытий амер. лит-ры. В творчестве Дж. Лондона (1876—1916) реалистич. установка сочетается с романтизацией, изображением характеров сильных, волевых людей, преодолевающих труднейшие препятствия («Северные рассказы»). Личность в лучших произв. Лондона выступает относительно свободной, а не фатально детерминированной в своих поступках, — тем самым Лондон вступил в полемику с натуралистич. эстетикой. Он изображал важнейшее для амер. лит-ры единоборство человека с природой и победу человека. В «Железной пяте» (1907) предсказано нарастание открыто реакц. тенденций в политич. жизни; «Мартин Иден» (1909) — трагедия художественно одаренного, волевого человека, вступившего в конфликт с обществом и с самим собой.

Первые романы Т. Драйзера (1871—1945) «Сестра Керри» (1900), «Дженни Герхардт» (1911) связаны с натурализмом и его разоблачит. направленностью, с бунтом против пуританского ханжества. В более поздней «Трилогии желания» («Финансист», 1912, «Титан», 1914, «Стоик», изд. 1947) он вторгается в святая святых бурж. об-ва, изображая людей, единственная цель к-рых — деньги. В «Американской трагедии» (1925) Драйзер всесторонне обличает бурж. «процветание». Это был писатель кристальной честности.

В 1911 возник журнал «Masses» (см. «Мейнстрим»), собравший вокруг себя передовых, радикально настроенных американцев. Здесь началась деятельность Дж. Рида (1887—1920). Близок к социализму в начале творч. пути был К. Сэндберг (1878—1967) — один из первых поэтов амер. города, продолживший традиции Уитмена. Первые драматич. опыты Ю. О’Нила (1888—1953) также пронизаны духом бунтарства. Социалистич. идеалы запечатлены в песнях Джо Хилла (1882—1915).

— Р. Фроста (1874—1963), Э. Л. Мастерса (1869—1950), У. К. Уильямса (1883—1963), В. Линдзи (1879—1931). Развитие социалистич. лит-ры продолжалось, несмотря на политич. репрессии времени 1-й мировой войны и послевоен. лет. Значит. вехой в этом развитии явилась книга Дж. Рида о людях и событиях Великого Октября «10 дней, которые потрясли мир» (1919), где живой, документированный репортаж сочетается с глубоким постижением значения революции. Его книга — одна из первых и самых талантливых на эту тему. Р. Борн (1886—1918) в «Истории литературного радикала» (изд. 1920) осуждает войну, шовинизм, либералов, поддерживавших президента В. Вильсона. Лит. -критич. выступления Борна близки марксизму, он пропагандировал творчество М. Горького и М. Андерсена-Нексё. Симпатии к рус. революции запечатлены в романе Э. Синклера «Джимми Хиггинс» (1919). После войны шла всеобщая переоценка ценностей, господствовал дух отрицания. Молодые писатели утверждали совр. темы. Именно с 20-х гг. начинается все растущее мировое влияние творчества лучших амер. писателей.

—1956). В сб-ках рассказов Ш. Андерсона (1876—1941) «Уайнсбург, Огайо» (1919), «Торжество яйца» (1921) и др. представлен мир людей нравственно искалеченных, с подавленными желаниями. В антипоэтич. действительности Андерсон открывает источники поэтического; в его рассказах одинокие, «маленькие» люди окружены стеной непонимания, опутаны сетью предрассудков. Чудачества его героев — антитеза самодовольному мещанству, возможность сохранить человечность. Причудливый мир, сочетающий гротеск и сострадание, стал одним из важнейших худож. открытий амер. прозы.

—1951), Т. К. Вулфа (1900—38), запечатлены гнетущая пошлость, скука, бескультурье амер. городов. Особенно показательны в этом отношении романы Льюиса «Главная улица» (1920) и «Бэббит» (1922). Бэббит — имя, ставшее нарицательным в США, — преуспевающий обыватель; робкие попытки вырваться из рутины отступают перед властью «главной улицы». Творчество Льюиса в целом дает широкую реалистич. панораму амер. жизни. Многие его романы проникнуты сатирой.

Реакция на 1-ю мировую войну отражена в книгах писателей «потерянного поколения». В первых книгах Э. Хемингуэя (1899—1961) «В наше время» (1924), «И восходит солнце» (1926), «Прощай, оружие!» (1929); У. Фолкнера (1897—1962) «Солдатская награда» (1926); Дж. Дос Пассоса (1896—1970) «Посвящение одного человека» (1920), «Три солдата» (1921); Ф. С. Фицджеральда (1896—1940) «По эту сторону рая» (1920) и др. воплотилось мироощущение молодых людей, утративших прежние нравств., религ., обществ. идеалы, веру в свободу и демократию, былые представления о гармонии, об устойчивом миропорядке. К ним близок роман Т. Уайлдера (р. 1897) «Мост святого Людовика» (1927). Взамен обесцененных «высоких слов» амер. писатели искали конкретной, осязаемой правды. Хемингуэй стремился к новому виду прозы, он хотел преодолеть инерцию привычного восприятия, передать внутр. облик и речь людей, к-рая скрывает мучит. невозможность общения. Открытия Хемингуэя — открытия мирового значения. В романе Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925) герой капитулирует перед властью денег морально и эстетически. Герой романа Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» (1929) — человек худож. склада, сталкивающийся с меркантилизмом, с пошлой мещанской косностью. Четыре романа Вулфа объединены одним лирич. героем и образуют своеобразную эпопею амер. жизни. Вулф пытается объять жизнь в ее целостности; романтика, философ. осмысление мира сочетаются с социальной сатирой, сталкиваются начала символическое и реальное. Эти книги развенчивали нац. мифы.

—1946) экспериментировала в области поэтич. прозы, сдвигая нормы и каноны языка. Связанные с иррационализмом, подобные стремления явственнее всего сказались в поэзии Э. Паунда (р. 1885). Среди поэтов, выдвинувшихся в первое 30-летие 20 в., следует назвать Р. Фроста, антимодерниста и создателя «трагических пасторалей»; сатирика и новатора футуристич. толка Э. Каммингса (1894—1961); социального поэта, а также публициста и драматурга А. Мак-Лиша (р. 1892); Р. Джефферса (1887—1962), воспевшего единство природы и человека, противопоставленное буржуазной цивилизации.

Индустриально-технич. прогресс в условиях монополистнч. капитализма вел к стандартизации не только в области производства, но и в человеч. жизни. В книгах Андерсона, Хемингуэя, Фолкнера выражено это трагич. противоречие. Уже в 20-е гг. по-новому поставлены больные вопросы о пропасти между обещаниями и свершениями историч. прогресса.

«процветания» («просперити») в стране разразился жестокий кризис. Но именно в годы кризиса в амер. лит-ре произошло «второе открытие» Америки. Мн. писатели ощутили органич. связь с людьми труда, с теми, кто страдал от безработицы, нищеты, голода; борьба масс оказывала влияние на лит-ру.

Первой выступила публицистика — документ. книги «Трагическая Америка», 1931, «Америку стоит спасать», 1941, Т. Драйзера; «Америка в замешательстве», 1935, Ш. Андерсона. Манифест «Культура и кризис» (1932), подписанный крупнейшими деятелями иск-ва и выражавший их антикапиталистич. взгляды, призывал помочь народу худож. словом, картиной, спектаклем. Группа литераторов во главе с Драйзером поехала к бастующим горнякам в штат Кентукки и создала колд. труд «Говорят горняки Харлана» (1932). В тот период литераторы стремились объединиться (напр., Клубы Джона Рида, Лига американских писателей); было проведено два съезда (1935 и 1937). Впервые в истории лит-ры США в таких масштабах и в таких значит. худож. произв. именно социальные факторы, классовая борьба прямо или опосредованно определяли мысли и чувства героев, ситуации и конфликты. Хемингуэй выступил с памфлетом «Кто убил ветеранов во Флориде?» (1935) и романом «Иметь и не иметь» (1937); Андерсон опубл. роман «По ту сторону желания» (1932); Дж. Стейнбек (1902—68) — романы «В схватке с сомнительным исходом» (1936), «О мышах и людях» (1937), «Гроздья гнева» (1939); Льюис — «У нас это невозможно» (1935); Дос Пассос — первые две части трилогии «США» (1930—36); У. Франк — роман «Смерть и рождение Дэвида Маркенда» (1934); К. Сэндберг — демократич. поэму «Да, народ» (1936); М. Голд (р. 1894) — книгу «Еврейская беднота» (1931); Л. Стеффенс — «Автобиографию» (1931); Дж. Фаррелл (р. 1904) — романтич. трилогию «Стадс Лониган» (1932—35). В романе «Глубинный источник» (1940) А. Мальц (р. 1908) обращался к теме мужества амер. коммуниста перед лицом гибели. В 30-е гг. окрепло и мастерство Э. Колдуэлла (р. 1903). В его романах («Табачная дорога», 1932; «Акр Господа Бога», 1933; «Случай в июле», 1940) и новеллах чаще всего в гротескной форме запечатлены убожество фермерской жизни, страшные картины расовой дискриминации.

—39. Лига амер. писателей обратилась к писателям с вопросом: «Вы за или против Франко?». Подавляющее большинство высказалось против фашизма, за республику, в т. ч. Андерсон, Фолкнер, П. де Крайф (1890—1971), Э. Л. Мастерс (1869—1950), Кэтрин Энн Портер (р. 1894), И. Шоу (р. 1913), У. К. Уильямс (1883—1963) и др. Хемингуэй, написавший сценарий фильма «Испанская земля», статьи и рассказы об Испании, пьесу «Пятая колонна»; Дж. Норт (р. 1904), автор кн. «Среди людей нет чужих» (опубл. 1958) и Алва Бесси, автор кн. «Антиамериканцы» (опубл. 1957) сражались в Интернац. бригадах. В потоке книг, созданных в 30-е гг., есть и художественно слабые, упрощенные. Амер. социалистич. лит-pa переболела левизной, догматизмом. В критике часто встречалось пренебрежение к худож. уровню лит-ры. Сложный процесс создания новой лит-ры понимался прямолинейно.

Возникшие на антифаш. общедемократич. основе лучшие книги 30-х гг. — романы Дос Пассоса «42-я параллель» (1930), Стейнбека «Гроздья гнева» (1939), Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940) — по-разному воплотили дух общности, защиту справедливости, веру в активность человека, в героич. действие. В «42-й параллели» Дос Пассос запечатлел вздыбленную, хаотич. Америку: автор пытался в самой форме романа передать глубину и размах амер. социальных потрясений конца 19 — нач. 20 вв. «Гроздья гнева» Стейнбека — эпич. роман, где история семьи Джоудов, согнанных с земли фермеров, перемежается лирико-публицистич. отступлениями. В языке сочетаются диалекты Оклахомы и высокий библейский стиль. «По ком звонит колокол» Хемингуэя — роман, изображающий трагич. судьбы партизанского отряда в Испании. В книге переплетаются точность реалистич. прозы и напряжение высокой поэзии.

Социальные темы задавали тон в лит-ре 30-х гг., однако возникали и др. тенденции; на юге США П. Элмер Мор (1864—1937), И. Бэббитт (1865—1933) и др., называвшие себя «новыми гуманистами», критиковали совр. направления в лит-ре. В манифесте «Мое кредо» Р. П. Уоррен (р. 1905), Дж. Рэнсом (р. 1888), А. Тейт (р. 1899) декларировали принципы «новой критики» — внесоциальный, формальный анализ худож. произв. Неприятие капиталистич. действительности (преим. Севера) сочетается с мифами о «старом Юге». Эти противоречивые элементы запечатлены и в популярном романе Маргарет Митчелл (1900—49) «Унесенные ветром» (1936). Созданный писательницей образ Скарлет О’Хара — женщины, исполненной жизненной силы, храброй, но неразборчивой в средствах для достижения своих целей, стал нарицательным.

«Шум и ярость», 1929; «Святилище», 1931; «Свет в августе», 1932; «Авессалом, Авессалом», 1936). Действие большинства его книг происходит в вымышленной области Юга — Йокнапатофе. В созданной им саге о Йокнапатофе, законч. цикле произв., представлена история за 200 лет, от первых поселенцев. В отличие от раздробленности восприятия, присущей совр. прозе, он стремился увидеть жизнь в целом. Человека, по Фолкнеру, определяют не только поступки, но и действие подсознательного. Фолкнер обличает механич. цивилизацию, он видит два историч. проклятья на старом Юге — рабство и частную собственность. В трилогии «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959) обличается «сноупсизм» (по имени персонажа Флема Сноупса) — разновидность разрушения человека в бурж. обществе. В основе книг Фолкнера — осознание почвенности, общности («Мы — это Джефферсон»), раскалываемой внутр. противоречиями. Человек у Фолкнера сопротивляется обстоятельствам и часто побеждает их. По видимости «региональный» автор, Фолкнер воплотил великие универсальные проблемы 20 в.

—45, нападение японцев на Пёрл-Харбор (дек. 1941) побудили США войти в состав антифаш. коалиции. После войны, с 1946, началась т. н. холодная война против СССР и стран нар. демократии, полоса реакции. Комиссия по расследованию антиамер. деятельности во главе с сенатором Маккарти создала в стране атмосферу подозрительности и страха; мн. профессора ун-тов, ученые, писатели (А. Миллер, Л. Хелман, А. Мальц), сценаристы Голливуда предстали перед сенатскими комиссиями. Книги о 2-й мировой войне, написанные с разной степенью худож. и конкретно-историч. правдивости, дают представление об амер. армии в годы войны и о нек-рых сторонах текущей амер. действительности. Роман Н. Мейлера (р. 1923) «Нагие и мертвые» (1948) рассказывает о войне на Тихом океане, о бессмысленном походе одного взвода в тыл япон. армии. Сурово и правдиво изображает автор хаотич. действительность войны, пробуждение животных инстинктов в человеке; в романе воплощен образ фашиствующего генерала — новый феномен в амер. военщине. Среди наиболее интересных книг о войне — произв. Дж. Джонса (р. 1921) «Отныне и во веки веков» (1951), У. Сарояна (р. 1908) «Приключения Весли Джексона» (1946), И. Шоу «Молодые львы» (1948), Дж. Херси (р. 1914) «Хиросима» (1946) и «Возлюбивший войну» (1959).

Один из лучших политич. романов послевоен. периода — «Вся королевская рать» (1946) Р. П. Уоррена воссоздает характер, возвышение и гибель крупного политич. деятеля США, местного диктатора, демагога Вилли Старка.

Особняком в лит-ре 50-х гг. стоит роман Дж. Сэлинджера (р. 1919) «Над пропастью во ржи» (1951). Обостренная чувствительность отгораживает его героя Холдена Колфилда от окружающих. Бегство Холдена в мир детства утверждает гуманность, противопоставленную бездушию взрослых. Живая, разговорная интонация во многом определила худож. своеобразие книги. Поиски духовных ценностей Сэлинджер продолжил в «Саге о Глассах» (1961—63).

К сер. 50-х гг. на обществ. -лит. арене США появилось т. н. разбитое поколение (beat generation), представителей к-рого с 1957 стали называть «битниками»; они считали себя последним поколением человечества. Наиболее известный прозаик-битник — Дж. Керуак (1922—69). Его романы «На дороге» (1957), «Бродяги Дхармы» (1958) лишены сюжета, в них запечатлен неустойчивый быт молодежи, к-рая отреклась от пресловутого амер. образа жизни, искала прибежища в анархич. богемном своеволии, в наркотиках и буддизме, в бродяжничестве. Среди поэтов-битников — Л. Ферлингетти (р. 1920); Г. Корсо (р. 1930), А. Гинзберг (р. 1926) — автор поэмы «Вопль» (1956), ставшей своеобразным манифестом «битнического» неприятия бурж. цивилизации.

мыслей и настроений.

Для этого периода характерно преобладание публицистики. Среди мастеров документ. жанра выделяется Н. Мейлер («Каннибалы и христиане», 1966; «Ночные армии», 1968; «Два съезда», 1968; «Пожар на Луне», 1970), откликающийся на важнейшие совр. события. Публицистику Мейлера характеризуют острый репортаж, ярко выраженное лирич. начало, гневная памфлетность. С публицистич. работами выступают Дж. Болдуин (р. 1924), Дж. Херси, Т. Капоте (р. 1925), М. Маккарти (р. 1912), С. Зонтаг и др.

Противоречивые последствия индустриально-технич. развития сказываются все трагичнее. Углубляется разочарование в действительности, доходящее до отчаяния. Тема «отчуждения» воплощена в романе С. Беллоу (р. 1915) «Герцог» (1964), показывающем разобщенность героя с миром. Идейно-худож. итоги 60-х гг. подводятся в романе Беллоу «Планета г-на Самлера» (1970). В отличие от лит-ры 30-х гг., когда писатели искали прежде всего, что означает слово «мы», совр. литераторы ищут прежде всего смысл понятия «я». «Кто я такой?» — этот вопрос трагически звучит во мн. романах. Однако в период все усиливающегося конформизма, давления на человеч. личность даже такого рода защита индивидуального начала становится фактором общественным. Во мн. произв. — сострадание к одинокому, непонятому человеку. Это особенно характерно для К. Мак-Каллерс (1917—67); в ее романах и повестях «Сердце — одинокий охотник» (1940), «Гостья на свадьбе» (1946), «Баллада о печальном кафе» (1951), «Часы без стрелок» (1961) проходят бессмысленно прожитые жизни людей разобщенных, бессильных; впрочем, писательница и в изуродованных судьбах находит проблески радости и добра.

Многие авторы, замкнувшиеся в проблематике индивидуалистич. судеб, ищут выхода из мрака. Т. Капоте, создавший произв. преим. об одиноких и больных человеч. душах («Иные голоса, иные места», 1948; «Лесная арфа», 1953; «Завтрак у Тиффани», 1958), в документ. романе «Обыкновенное убийство» (1965) ставит актуальнейшую для США проблему преступности. Среди писателей, выступивших в 50-е гг., выделяется Дж. Апдайк (р. 1932), автор романов «Ярмарка в богадельне» (1958), «Беги, кролик» (1960), «Кентавр» (1963), повести «На ферме» (1965); тонкий психолог, в распадающемся мире он ищет прочные связи между людьми. Подчас отдает дань бурж. моде («Супружеские пары», 1968). Фолкнеровскую школу интересно представляют Флэннери О’Конор и У. Стайрон (р. 1925), автор романов «Сникаю во мраке» (1951), где показан распад южной семьи, «Подожги этот дом» (1960), повести «Долгий марш» (1952); совр. Америка в этих книгах осуждена с позиций нравственности. В романе «Признания Ната Тернера» (1967), проникнутом острой ненавистью к расизму, писатель обратился к истории восстания рабов в штате Виргиния.

«черного юмора»: произв. Д. Барта (р. 1930), Т. Пинчона (р. 1937), отчасти Д. Хеллера (р. 1923; «Уловка 22», 1961). Само повествование у них нередко бессвязно, абсурдно.

вопросов.

Амер. драматургия уступает роману; до сер. 20 в. только пьесы О’Нила приобрели междунар. значение. В 30—40-е гг. были широко известны пьесы Л. Хелман (р. 1905), особенно «Лисички» (1939), И. Шоу, К. Одетса (1906—63); в 50-х гг. выступают А. Миллер (р. 1915) и Т. Уильямс (р. 1914). Миллер развивает реалистич. традиции Г. Ибсена, А. Чехова и социальной лит-ры 30-х гг. В его драмах «Все мои сыновья» (1947), «Смерть коммивояжера» (1949), «Суровое испытание» (1953), «После грехопадения» (1964), «Это случилось в Виши» (1965), «Цена» (1967) утверждается ответственность человека за прошлое и настоящее, за себя и за других, возможность и необходимость борьбы. В пьесах Уильямса «Стеклянный зверинец» (1945), «Трамвай „Желание“» (1947), «Орфей спускается в ад» (1955), «Ночь игуаны» (1961) и др. изображен мир распадающийся, непостижимый и враждебный человеку; в этих драмах сильны элементы социальной критики, в т. ч. критики расистского Юга. Свой театр Уильямс назвал «пластическим»: драматург стремится к одновременному воздействию слова, звука, цвета, света, ритма. В 50—60-е гг. происходит возрождение драматургии О’Нила, впервые ставятся его поздние пьесы автобиографич. цикла. Мн. молодые драматурги США принадлежат к «театру абсурда». Выделяется Э. Олби (р. 1928), в произв. к-рого черты абсурда сочетаются с сатирич. критикой действительности (пьесы «Случай в зоопарке», 1960; «Смерть Бесси Смит», 1960; «Кто боится Вирджинии Вулф?», 1963; «Всё в саду», 1967).

В поэзии 50—60-х гг. рождаются остросюжетные стихи Р. Лоуэлла (р. 1917), пацифиста, католика, носителя традиций Новой Англии; саркастич. сатира О. Нэша (р. 1902), воплощенная в наивных до абсурдности формах, близких гор. фольклору; Дениза Левертов (р. 1923) в свободных стихах запечатлевает реальный мир; повествоват. поэмы Л. Симпсона (р. 1923) отличаются изощренной пластичностью и музыкальностью.

и моральные «идеалы американизма», культ доллара (романы и повести Эйн Рэнд, книги Слоана Уилсона, р. 1920, Германа Вука, р. 1915, особенно тетралогия Аллена Друри, р. 1918, и др.), восхваляющих бизнесменов — «героев» совр. жизни. Прославляются амер. экспансия, милитаризация, империалистич. политика США. Подобные произв., вместе с порнографией, полицейскими детективами (М. Спиллейн и др.), разжигающими шпиономанию, находятся за пределами иск-ва. Однако бурж. -охранит. подделки под литературу воздействуют на умы и души мн. амер. читателей. В нек-рых случаях влияние реакции сказывается и в творч. кризисах, в деградации писателей, ранее игравших значит. роль в лит-ре (напр., Дос Пассос).

«освобожденных» негров, возникла новая нар. негр. поэзия («песни кандальных команд», «песни протеста») и новая демократич. лит-pa (романы и новеллы Ч. Чеснатта, 1858—1932), исполненные возмущения против гнета, расовой дискриминации, насилия и террора. В нач. 20 в. идеологом негр. нац. -освободит. движения становится выдающийся писатель, историк и обществ. деятель У. Дюбуа (1868—1963). Важными факторами в развитии негр. лит-ры явились 1-я мировая война и победа Великой Октябрьской социалистич. революции в России. К 30-м гг. негр. литераторы все более решительно становятся на позиции борьбы за социальный прогресс, за реалистич. нар. иск-во. Выдвигается группа прогрес. писателей, к-рые, широко используя в своем творчестве нар. поэзию, рисуют героич. образы простых людей (С. Браун, р. 1901; А. У. Бонтан, р. 1902; К. Калин, 1903—46; К. Мак-Кей, 1890—1948, и др.). Борясь за пролет. интернационализм, за близость к народу, негр. пролет. лит-pa выдвигает образ героя — борца за свободу и счастье народа (автобиография негра-коммуниста Э. Херндона, р. 1913, «Я буду жить», 1935).

Центр. место в прогрес. негр. лит-ре этого периода занимает Л. Хьюз (1902—67). Начало его деятельности связано с «негритянским ренессансом» 20-х гг.; источником его творчества становится негр. фольклор (т. н. блюзы) и демократич. поэзия Америки. Хьюз выступал также как прозаик, публицист, драматург, переводчик. Важную роль в творч. росте Хьюза сыграло его участие в борьбе против войны и фашизма. Иначе сложился творч. путь Р. Райта (1908—60). В нач. лит. деятельности он участвовал в рабочем движении и печатался в прогрес. прессе. В стихах и книге новелл «Дети дяди Тома» (1938) он рисует образы борцов за свободу негр. народа. В романе «Сын Америки» (1940) Райт с большой силой выразил возмущение невыносимым положением негров в США, однако уже эта книга отмечена чувством безысходности, к-рое пронизывает все позднейшие его произв. («Человек из подполья», 1944; «Черный юноша», 1945; «Посторонний», 1953; «Долгий сон», 1958). Характеризуя негр. лит-ру как лит-ру протеста, Райт сам причисляет себя к этому направлению, однако сопоставление биологич. начала в человеке с мрачными явлениями окружающей жизни приводит его к состоянию духовного одиночества. Публицистика Райта, напротив, отмечена сочувствием нац. -освободит, борьбе народов Азии и Африки («Черная держава», 1954; «Цветной занавес», 1956; «Слушай, белый!», 1957).

—50-х гг. выдвигаются талантливые представители негр. лит-ры: поэты Дж. Г. Кларк, Ф. М. Дейвис (р. 1905), прозаики Э. Петри (р. 1912), У. Мотли (1912—65), Ч. Хаймс (р. 1909), драматург Лоррейн Хэнсберри (1930—65) и др. В эти годы выходят историч. и публицистич. соч. У. Дюбуа, а также его историч. трилогия «Черное пламя» (1957—61). Среди романистов — коммунист Л. Браун (р. 1913; «Железный город», 1951), Дж. О. Килленс (р. 1916; «Молодая кровь», 1959; «И тогда мы услышали гром», 1963).

Влияние Райта сказалось на романе Р. Эллисона (р. 1914) «Человек-невидимка» (1947), в к-ром изображение гнета и бесправия негров как на Юге, так и на Севере США сочетается с проповедью крайнего индивидуализма, доходящего до степени распада личности; по мнению автора, негр, не имеющий признанного места в обществе, запутавшийся в лабиринтах гетто, находится «нигде», т. е. попросту не существует, — отсюда символич. назв. романа.

Крупнейший из совр. амер. писателей-негров — Дж. Болдуин (р. 1924). В его романах и рассказах («Идите, вещайте с горы», 1953; «В иной стране», 1962) негр. проблема рассматривается в общем экзистенциально-психологич. плане, что зачастую ослабляет их социальное звучание. Болдуин выступает также как публицист («В следующий раз — пожар», 1963), поборник действительного равноправия негров, достижение к-рого он считает первоочередной задачей всего амер. народа.

***

«пионерская» тема — героика противоборства человека и природы (Ф. Купер, Ф. Брет Гарт). В амер. лит-ре 19 в. исподволь созревали предпосылки позднейших худож. явлений. Немало худож. открытий в области стиха и новеллы принадлежит Э. По, признанному в Европе раньше, чем на родине. Г. Мелвилл, оцененный лишь в 20-е годы 20 в., причудливым языком, многослойной символикой предвосхитил нек-рые черты совр. зап. прозы. Свободный стих У. Уитмена стимулировал обновление поэтич. форм, проходившее на рубеже 19—20 вв. во мн. нац. лит-рах.

Столь характерная для передовых амер. писателей — от Г. Бичер-Стоу и М. Твена до С. Льюиса и У. Фолкнера — антирасистская тема нашла сочувственный отзвук во всем мире, в т. ч. в рус. лит-ре.

Журналистская, газетная «закалка» ряда писателей (Уитмен, Твен, С. Крейн, Т. Драйзер, Э. Хемингуэй, С. Льюис и др.) обусловила такие черты лит-ры США, как интерес к быту, конкретно-фактографич. уклон, деловитость, нелюбовь к абстрактному умозрению. Наряду с этой «социологической» разновидностью реализма в амер. лит-ре явственно прослеживается другая линия, связанная с напряженным вниманием к морально-психологич. проблемам личности во всей их сложности (Мелвилл, Н. Хоторн, Г. Джеймс, Т. Вулф, Фолкнер, У. Фрэнк). Наконец, сами потребности индустриального, «массового общества» 20 в. в США вызвали непрерывное возрастание удельного веса различных худож. -документ. жанров (репортажи, беллетризованные биографии, публицистика).

Передовую лит-ру США неизменно отличала открытая социальная критика специфич. пороков долларовой демократии, политич. коррупции, «технического мещанства», присущих т. н. «американскому образу жизни». Давление бурж. идеологии обусловило неровность в развитии мн. писателей, когда взлеты чередуются со спадами (Дж. Лондон, Ф. С. Фицджеральд, Льюис, Дж. Стейнбек, Дж. Дос Пассос, Ш. Андерсон и др.), равно как и приспособление серьезных литераторов к коммерческим нравам издательств, Голливуда, телевидения. В лит-ре США неоднократно запечатлена трагедия творческой личности — писателя, художника, ученого, — сталкивающейся с циничным миром чистогана («Мартин Иден» Лондона, «Гений» Драйзера, «Эроусмит» Льюиса).

— жертв Хеймаркетской трагедии (1886), Дж. Рид осуждал милитаристский психоз в годы 1-й мировой войны, а позднее вместе со своими друзьями (А. Р. Уильямс, Л. Брайант, Б. Битти) отстаивал правду об Октябре и Ленине; передовые писатели США сражались в Испании в рядах интербригад (С. Нельсон, А. Бесси, Э. Ролф), активно боролись за спасение участников амер. рабочего движения Н. Сакко и Б. Ванцетти, супругов Розенберг, участвуют в борьбе против войны во Вьетнаме. Такие «романы протеста», как «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу, «Джунгли» Э. Синклера, «Главная улица» Льюиса, «Американская трагедия» Драйзера, «Гроздья гнева» Стейнбека, не только стали факторами обществ. -политич. жизни США, но обрели и мировой резонанс.

Антикапиталистич. пафос передовых писателей США нередко сливался с поисками выхода за пределы бурж. отношений. Эти поиски, носившие поначалу утопич. характер (трансценденталисты 30—40-х гг. 19 в., Г. Торо в «Уолдене», Мелвилл в «Марди»), вылились затем в устремленность к социалистич. идеалу братства людей (Уитмен), к обществу справедливости и всеобщего благоденствия (Э. Беллами), а позднее привели к столь плодотворному сближению многих писателей с социалистич. движением (У. Д. Хоуэлс, Синклер, Лондон, Льюис, Сэндберг). Наконец, принципиальный смысл приобрел переход ряда писателей на позиции коммунизма. Он был связан с овладением передовым мировоззрением (у Рида), разрывом с либерально-реформистской идеологией (у Л. Стеффенса), с разочарованием в «амер. образе жизни» и признанием историч. правды социализма (у Драйзера). Революц. классикой, новаторским образцом худож. документалистики стала книга Рида «10 дней, которые потрясли мир».

Амер. писатели-реалисты 20 в. сыграли неоспоримую роль в определении путей совр. лит-ры мира. Особенно высок был авторитет лит-ры США в 20—30-е гг., к-рые отмечены многочисленными идейно-худож. достижениями, прежде всего в области социального романа, отличавшегося богатством форм и стилистич. разнообразием (Фолкнер, Дос Пассос, Стейнбек, Фицджеральд, Т. Вулф и др.). Одним из выдающихся явлений мировой лит-ры 20 в. является творчество Э. Хемингуэя.

Безусловное признание завоевала амер. новелла (short story) как нац. жанр в таких ее разновидностях, как детективная новелла По, юмористическая — Твена, остросюжетная — О. Генри, социально-психологическая — Андерсона, Хемингуэя, бытовая — Э. Колдуэлла. Свой вклад в театр. иск-во 20 в. внесли Ю. О’Нил, А. Миллер, Т. Уильямс, обогатившие приемы и возможности драматургич. раскрытия человеч. психологии.

тиражом ок. 140 000 000 экз.

Литературная периодика. Первым амер. еженедельником, издававшимся в Новой Англии, был «Public Occurences Foreign and Domestic» («Общественные события за рубежом и дома», 1690). В 1704 в Бостоне стала выходить первая амер. ежедневная газ. «News Letter» («Листок новостей»). Периодич. издания 18 в., как правило, недолговечны, но многочисленны и влиятельны; в прессе выступают видные обществ. деятели (Б. Франклин, Т. Пейн и др.).

В нач. 19 в. амер. журналы, до того строившиеся по англ. образцам, обрели самобытность, во главе их становятся видные писатели того времени. Так, У. Ирвинг редактирует «Analectic Magazine» («Литературный журнал», 1813—20); Э. А. По принимает участие в 1835—37 в издании журн. «Southern Literary Messenger» («Южный литературный вестник»). Ведущим нью-йоркским журналом был «Knickerbocker Magazine» («Никербокеровский журнал», 1833—65).

«Liberator» («Освободитель», 1831—65), руководимая У. Л. Гаррисоном. Органом кружка «трансценденталистов» был трехмесячник «Dial» («Циферблат», 1840—44), посвященный вопросам лит-ры, философии и религии; в 1842—44 выходил под ред. Р. У. Эмерсона. Наследником «Циферблата» стал журн. «Massachusets Quarterly Review» («Массачусетсское ежеквартальное обозрение», 1847—50).

Со 2-й пол. 19 в. в связи с ростом нац. лит-ры приобретают популярность лит. журналы. Бостонский «Atlantic Monthly» («Атлантический ежемесячник», 1857) в 60—70-е гг. выражал точку зрения группы писателей-эстетов т. н. «бостонской школы»; в 1871—81 его редактировал У. Д. Хоуэлс, значительно расширивший круг писателей и худож. тематику. Журн. «Harper’s Monthly Magazine» («Ежемесячный журнал Харпера», 1850) на первых порах ориентировался на англ. лит-ру, затем с 70-х гг. стал публиковать и пропагандировать амер. писателей (Г. Мелвилла, У. Д. Хоуэлса, Г. Джеймса и др.); в журнале давались систематич. обзоры текущей лит. жизни (напр., цикл статей У. Д. Хоуэлса о Л. Н. Толстом). Особое внимание уделял амер. нац. лит-ре один из старейших амер. лит. журналов — «North American Review» («Северо-американское обозрение», 1815—1939), выходивший в Бостоне ежеквартально, затем ежемесячно. Среди его первых авторов были У. К. Брайант, Р. У. Эмерсон, У. Ирвинг. После переезда в 1878 в Нью-Йорк журнал стал отходить от «бостонской школы», в это время в нем печатаются У. Уитмен, М. Твен, Г. Джеймс; с начала века он уделяет все больше внимания европ. лит-ре. После 1-й мировой войны значение журнала заметно упало.

«чтива», снабженные броскими иллюстрациями, сделанные зачастую в духе «желтого» журнализма, зачинателями к-рого были У. Р. Хэрст и Дж. Пулицер. Среди них особое место занимает журн. «Saturday Evening Post» («Субботняя вечерняя почта», 1821—1969), приобретший широкую популярность в нач. 20 в. Журнал «Reader’s Digest» («Обозрение читателя», 1922) выходит на 12 языках 17 изданиями; его тираж в США — около 15 млн. экз., за рубежом — около 10 млн. экз. Помимо политич. статей и их резюме, в журнале публикуются отрывки из худож. произв., комиксы, репортажи, очерки и т. п. Близким к нему был журнал «Literary Digest» («Литературный компендиум», 1890—1938). «Массовое», облегченное чтиво поставляет и журнал «Ladies’ Home Journal» («Женский домашний журнал», 1883—), к 60-м гг. 20 в. его тираж достигает 6,5 млн. экз.

В нач. 20 в. нек-рые амер. журналы поддержали «разгребателей грязи»: в «MacClure’s Magazine» («Журнал Макклюра», 1893—1938) были опубл. статьи Айды Тарбелл «История Стандард ойл компани», Л. Стеффенса «Позор городов». В 20-е гг. был популярен журн. «American Mercury» («Американский вестник»); его редакторы Дж. Дж. Натан и Г. Менкен выступали в поддержку критико-реалистич. лит-ры; среди его авторов — Т. Драйзер, Ю. О’Нил, Дж. Кэбелл, Ш. Андерсон, С. Льюис и др. В 900-е гг. появляется лит. периодика, связанная с рабочим и социалистич. движением. В журнале «Comrade» («Товарищ», 1901—05), ставившем своей целью содействие «эстетич. развитию участников социалистич. движения», публ. произв. Дж. Лондона, М. Горького, Э. Синклера и др. Лит. проблемы обсуждались также в обществ. -политич. журналах «International Socialist Review» («Международное социалистическое обозрение», 1900—18) и др. В 1911 стал выходить левый лит. ежемесячник «Masses» («Массы»); среди его авторов были Дж. Рид, Ф. Делл, Э. Синклер, художники Б. Робинсон, Арт Янг и др. После закрытия «Masses» за антивоенную агитацию осенью 1917 его сменил журнал «The Liberator» («Освободитель», 1918—24), выходивший затем под разными названиями: «New Masses» («Новые массы», 1926—47) — он сыграл значит. роль в 30-е гг. в борьбе за единый антифаш. фронт писателей; «Masses and Mainstream» («Массы и главное направление», 1948—57), «Mainstream» («Главное направление», 1957—62; см. «Мейнстрим»). С 1964 выходит ежеквартально журн. «American Dialog» («Американский диалог», гл. редактор Дж. Норт); этот журн. представляет широкий спектр прогрес. взглядов в области критики и эстетики. Теоретич. работы по лит-ре публ. также в журн. «Political Affairs» («Политические события», 1921—), где печатаются статьи Ф. Боноски, С. Финкелстайна, Г. Аптекера. Ежемесячник «New World Review» («Обозрение нового мира»), редактируемый Джессикой Смит (с 1932 по 1951 выходил под назв. «Soviet Russia Today — «Советская Россия сегодня»), дает материалы, в т. ч. написанные сов. писателями, о культурной и лит. жизни в СССР. Вопросы лит-ры освещают «Daily Worker» («Ежедневная рабочая газета», 1924—57), еженедельная газ. «Worker» («Рабочий», 1957—68; с 1968 — «Daily World» — «Ежедневный мир»), а также «People’s World» («Мир народов», с 1937, в Сан-Франциско).

— ежеквартальник «American Literature» («Американская литература», 1929—), журналы школы «Новая критика» — «Kenyon Review» («Обозрение Кеньона», 1939—), «Sewanee Review» («Обозрение Севени», 1892—), «Southern Review» («Южное обозрение», 1935—), «Yale Review» («Иельское обозрение», 1892—) и др.; специальные журналы по истории нац. лит-р, ряд журналов по фольклору, сравнит. лит-ведению, по проблемам творчества У. Шекспира (в штате Огайо и Нью-Йорке), У. Уитмена, М. Твена, совр. лит-ре и др. С конца века выходят небольшими тиражами «малые журналы», среди них — «Little Review» («Малое обозрение», 1914—29), «Others» («Другие», 1915—19), «Poetry» («Поэзия», 1912) и др.

Б. А. Гиленсон.

Лит.: Обзорные работы: История амер. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1947; Проблемы истории лит-ры США, М., 1964; Совр. лит-ра США, М., 1962; История амер. лит-ры, т. 1—2, М., 1971; Мендельсон М., Совр. амер. роман, М., 1964; Засурский Я. Н., Амер. лит-ра XX в., М., 1966; Николюкин А. Н., Амер. романтизм и современность, М., 1968; Паррингтон В. Л., Основные течения амер. мысли, т. 1—3, М., 1962—63; Аникст А. А., Очерк развития лит-ры в США, в кн.: Очерки новой и новейшей истории США, т. 1, М., 1960; Засурский Я. Н., Лит-pa США в новейшее время, там же, т. 2, М., 1960; Самохвалов Н. И., Амер. лит-ра XIX в., М., 1964; Беляев А. А., Лит-pa США и действительность, М., 1965; Гиленсон Б., Октябрь в литературе США (1917—1920), М., 1968; Злобин Г., Совр. драматургия США, 2 изд., М., 1968; Лидский Ю. Я., Очерки об амер. писателях XX в., К., 1968; Орлова Р., Потомки Гекльберри Финна, М., 1964; Вейман Р., «Новая критика» и развитие бурж. лит-ведения, пер. с нем., М., 1965; Беккер М., Прогрес. негр. лит-pa США, Л., 1957; Проблемы лит-ры США XX в., М., 1970; Совр. лит-ведение США. Споры об амер. лит-ре, М., 1969; Брукс В. В., Писатель и амер. жизнь, т. 1—2, М., 1967—1971; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1971; Кашкин И., Для читателя-современника. Статьи и исследования, М., 1968; Финкелстайн С., Экзистенциализм и проблема отчуждения в амер. лит-ре, М., 1967; Мендельсон М., Жизнь и творчество Уитмена, 2 изд., М., 1969; его же, Марк Твен, 3 изд., М., 1964; Засурский Я. Н., Теодор Драйзер, М., 1964; Кашкин И., Эрнест Хемингуэй, М., 1966; Literary history of the United States. Ed. by R. E. Spiller [a. o.], N. Y., 1963; The Cambridge history of American literature. Ed. by W. P. Trent [a. o.], v. 1—3, N. Y. — Camb., 1946; Quinn A. H. (ed.), The literature of the American people, N. Y., 1951; Abel D., American literature, v. 1—3, N. Y., 1963; Aldridge J. W., After the lost generation, Lincoln, 1959; Chase R., The American novel and its tradition, Garden City (N. Y.), 1957; Cowie A., The rise of the American novel, N. Y., 1948; Cowley M., The literary situation, N. Y., 1954; Gloster H. M., Negro voices in American fiction, N. Y., 1965; Geismar M., American moderns. From rebellion to conformity, N. Y., 1958; Hassan I., Radical innocence. Studies in the contemporary American novel, Princeton, 1961; Hoffman F. J., The modern novel in America, Chi., 1963; Jones H. M., The theory of American literature, Ithaca, 1966; Kazin A., On native grounds, Garden City (N. Y.), 1956; Matthiessen F. O., American Renaissance, N. Y., 1960; The modern American novel. Essays in criticism, N. Y., [1966]; Mott F. L., A history of American magazines (1741—1930), v. 1—5, Camb. (Mass.),1957—68; Poirier R., A world elsewhere. The place of style in American literature, N. Y., 1966; Pritchard J. P., Criticism in America, Norman (Okl.), 1956; Quinn A. H., A history of the American drama, 2 ed., N. Y., 1944; Rideout W. B., The radical novel in the United States, 1900—1954, Camb. (Mass.), 1956; Schönfelder K. H. und Wirzberger K. H., Americanische Literatur im Überblick. Vom Bürgerkrieg bis zur Gegenwart, Lpz., [1968]; Spiller R. E., The cycle of American literature, N. Y. — L., 1967; Spencer В. Т., The quest for nationality, Syracuse, 1957; Thorp W., American writing in the twentieth century, Camb. (Mass.), 1965; Trilling L., The liberal imagination, L., 1961; Tyler M. C., A history of American literature during the colonial period. 1606—1765, N. Y., 1962; его же, The literary history of the American revolution, v. 1—2, N. Y., 1957.

—XX вв., [т. 1—2], М., 1958; Совр. амер. новелла, М., 1963; Сатира времен Гражд. войны в США, М., 1966; Хрестоматия по амер. лит-ре, М., 1950 (на англ. яз.); Modern American short stories, сост. Я. Засурский, Moscow, 1963; Benét W. R., Pearson N. H., The Oxford anthology of American literature, v. 1—2, N. Y., 1960; Blair W. [a. o.], The literature of the United States, v. 1—2, N. Y., 1966; Bradley S. [a. o.], The American tradition in literature, v. 1—2, N. Y., 1962; Brown C. A., The achievement of American criticism, N. Y., 1954; Cady E. H. [a. o.], The growth of American literature, v. 1—2, N. Y., 1956; Smith B. (ed.), The democratic spirit, N. Y., 1945; Wilson E. (ed.), The shock of recognition, N. Y., 1955.

1969); Blanck J., Bibliography of American literature, v. 1—5, New Haven, 1956—69 — (изд. продолжается); Gerstenberger D., Hendrick G., The American novel 1789—1959. A check-list of twentieth-century criticism, Denver, 1961; Literary history of the United States, ed. by R. E. Spiller [a. o.], Bibliography, N. Y., 1948; то же. Bibliography supplement. Ed. by R. M. Ludwig, N. Y., 1959; Gohdes C., Bibliographical guide to the study of the literature of the USA, Durham (N. C.), 1963; Leary L., Articles on American literature, 1900—1950, Durham (N. C.), 1954; Eight American authors. A review of research and criticism, N. Y., 1963; American literary scholarship. An annual. Ed. by J. Woodress, [v. 1—3], Durham (N. C.), 1965—67.

Справочники и словари писателей: Hart J., The Oxford companion to American literature, N. Y., 1965; Herzberg M. J., The reader’s encyclopedia of American literature, N. Y., 1962; Kunitz S. J., Haycraft H., American authors. 1600—1900, N. Y., 1964; Millet F. B., Contemporary American authors, N. Y., 1949; Burke W. J., Howe W. D., American authors and books, 1640 to the present days, N. Y., 1967; Richards R. F., Concise dictionary ot American literature, N. Y., 1956; Waterman A. E., A chronology of American literary history, Columbus (O.), [1970].

А. Н. Николюкин.