Приглашаем посетить сайт

Савченко С. И.: Эволюция творческого метода Джона Апдайка.

Савченко С. И.

г. Симферополь, Таврический Национальный университет им. В. И. Вернадского, факультет иностранной филологии

Эволюция творческого метода Джона Апдайка.

http: //www.rusnauka.com/Pageru.htm

Данное исследование посвящено эволюции творческого метода Джона Апдайка (р. 1932) – американского прозаика, поэта, эссеиста и литературного критика, часто называемого «последним живым классиком американской литературы».

Актуальность данного исследования состоит в том, что в центре его оказался «живой классик» американской литературы, чья творческая биография насчитывает не одно десятилетие, и, несмотря на это, каждая его новая книга – событие не только в литературном мире, но и в читательском.

В ходе исследования были использованы работы отечественных и зарубежных авторов – И. В. Арнольда, М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Т. Н. Денисовой, А. Елистратовой, Я. Н. Засурского, Г. Злобина, В. А. Костякова, А. С. Мулярчика, Н. Т. Рымаря, Г. Г. Тремасовой, В. Е. Хализева.

Джон Апдайк – писатель поистине уникальный по той простой причине, что творчество его никогда не укладывалось ни в какие стилистические рамки. Легенда и миф становятся в произведениях Апдайка реальностью; реализм, граничащий с натурализмом, обращается в причудливую сказку; постмодернизм этого автора прост и естественен для восприятия, а легкость его пера – парадоксально многогранна. Формула художественного метода Апдайка – сложнейшее перетекание, диалектика модернизма и реализма.

– чаще всего для «The New York Review of Books». Творчество писателя представлено социально-психологической и иронической прозой (рассказы, повесть «Ферма», тетралогия «Кролик, беги», 1960, «Кролик исцелившийся», 1971, «Кролик разбогател», 1981, «Кролик успокоился», 1990) о попытках искупления современной бездуховной жизни и обретении «средним американцем» нравственных опор жизнестойкости и доброй воли; мифологическим романом «Кентавр» (1963) о бессмертии добра и трагедийности его судеб; «романом идей» о религиозной вере «Месяц воскресений» (1975), «Версия Роджера» (1976); мистическим романом «Иствикские ведьмы» (1984) об эмансипации; серией романов и повестей о терроризме («Террорист», «Многообразие религиозного опыта»); романом-аллюзией на шекспировскую трагедию «Гертруда и Клавдий» (2000) и многими другими работами.

Апдайк в ходе своего литературного творчества обращался к различным темам, проблемам, сюжетам. Его творческое наследие не монолитно, в нем можно выделить этапы, характерные своими особенностями.

«вечных» сюжетов для Апдайка — поиск неэфемерных ценностей во времена духовной и нравственной апатии, которая, на его взгляд, характеризует современную жизнь. Наиболее полно и художественно убедительно эта проблема воплощена в романе «Кентавр». Он принадлежит одновременно к мифологической и реалистической литературе. Большое внимание писатель уделяет любовной тематике. Не упускает он и мистические мотивы (например, роман «Иствикские ведьмы»).

Отдельной главой стоят шекспировские мотивы в творчестве Дж. Апдайка. Сюжет романа Джона Апдайка «Гертруда и Клавдий» - предыстория «Гамлета». Апдайк примерил на себя шекспировскую ношу, и, по мнению О. Мартыненко, она оказалась ему по плечу [3].

Следует также выделить произведения социально-политической тематики.

«Переворот» (социальная сатира, созданная на африканском материале), который большинство критиков считает лучшей книгой Апдайка.

– терроризм. Так, 22-й роман Апдайка называется «Террорист». Он повествует о превращении восемнадцатилетнего полуегиптянина-полуамериканца Ахмеда, родившегося и выросшего в американском городке, в мусульманина и террориста. Теме терроризма, его влиянию на современное общество посвящен также рассказ Дж. Апдайка «Многообразие религиозного опыта». Рассказ написан «по горячим следам»: речь в нем идет о черном дне 11 сентября 2001 года, описаны несколько недолгих часов или минут из жизни других людей – исполнителей и жертв чудовищного преступления.

Джон Апдайк в романах об обществе, коротких рассказах и эссе описывает жизнь среднего белого американца-провинциала. Основными темами его произведений являются страхи и надежды его героев, которые преломляются в восприятии последних сквозь призму религии, секса и смерти.

Произведения Апдайка переведены на многие языки мира. Ежегодно в журнале «Иностранная литература» появляются новые романы, рассказы, эссе писателя, критические статьи о его творчестве.

Проведенный обзор тематики произведений Апдайка демонстрирует постоянное развитие художественного метода писателя, что и привлекает читателей и литературоведов к его индивидуальным и многоплановым произведениям.

1. Засурский Я. Н. Американская литература XX века. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 503с.

2. Зверев А. М. Модернизм в литературе США: Формирование, эволюция, кризис. - М.: Наука, 1979. – 320с.

3. Мартыненко О. Оправдание Гертруды и автобиография Христа. Американские писатели реконструируют мировую классику// http: //www.mn.ru/print.php?2001-47-41.