Приглашаем посетить сайт

Шутова С. А.: История блудного сына как метасюжет прозы Р. П. Уоррена

Шутова Софья Александровна

История блудного сына как метасюжет прозы Р. П. Уоррена

http: //pandia.ru/text/79/130/50047.php

История блудного сына – один из главных архетипических мотивов в мировой литературе, органически связанный с идеей обретения героем собственного «Я» и становлением личности. В творчестве американского писателя Р. П. Уоррена мотив блудного сына впервые появился в «Балладе о Билли Поттсе», а затем получил развитие в романе «Вся королевская рать» (1946) и сборнике рассказов «Цирк на чердаке» (1947). В своем последнем романе «Место, куда я вернусь» (1977) Р. П. Уоррен, актуализируя библейские и античные аллюзии, а также опыт психоанализа З. Фрейда и транзакционного анализа Э. Берна, создает современную версию притчи о возвращении блудного сына к отцу. Писатель значительно усложняет классическую модель отношений «отец-сын»: кроме родного отца главного героя Джеда Тьюксбери в романе появляются фигуры «заместителей отца» (профессор Штальман, Перк Симс, Эльвира Тьюксбери, которая вынуждена выполнять отцовские функции). История блудного сына завершается своеобразным обрядом инициации героя, подразумевающим его готовность вернуться домой (“coming home”), примириться с прошлым, семейной историей и собственным отцом.

«мнимого прошлого» и мотивом «поиска отца». Джек Берден («Вся королевская рать»), убежденный, что «Ученый Прокурор «не может быть его настоящим отцом, многие годы посвящает расследованию обстоятельств своего рождения. Джеду Тьюксбери («Место, куда я вернусь») также потребуется много времени, чтобы понять собственного отца. Джед, болезненно воспринимающий любое упоминание о Франте Тьюксбери, попытается отрешиться от семейной истории. Смерть Франта, произошедшая при нелепых и унизительных обстоятельствах (“I was the only boy, or girl either, in public school of the town of Dugton, Claxford Country, Alabama, whose father had ever got killed in the middle of the night standing up in the front of his wagon to piss on the hindquarters of one of a span of mules and, being drunk, pitching forward on his head, still hanging on to his dong, and hitting the pike in such a position and condition that both the left front and the left rear wheels of the wagon rolled, with perfect precision, over his unconscious neck, his having passed out being, no doubt, the reason he took the fatal plunge in the first place”[Warren: 3]), сильно повлияла на Джеда. В день смерти отца он впервые столкнулся с «реальностью» и понял, что мир такой, какой он есть. «Реальность», воплощенная в фигурах издевающихся над Джедом одноклассников, заставляет героя испытать прилив враждебности к отцу, который «навлек на него все это и оставил беззащитным» [Уоррен 2004: 30]. Тьюксбери находит единственный способ избежать насмешек: начинает первым шутить на тему смерти отца. Уже в университете, поощряемый расспросами приятелей о жизни и нравах Юга, Джед устраивает представление, «уморительно смешно» изображая сцену смерти, включающую «и руку на воображаемом члене, и роковое падение» [Уоррен 2004: 31]. После большого успеха, который снискал рассказ, Тьюксбери начинает разыгрывать роль типичного южанина. Он тщательно вырабатывал южный акцент, запоминал простонародные выражения, перечитал всех популярных «южных авторов», включая самого «колоритного писателя-южанина Эрскина Колдуэлла» [Уоррен 2004: 31], чтобы найти материал для семейной истории. Собственная семейная история оказалась неподходящей, поэтому Джед, рано осознавший власть слова, способного создавать другие «реальности», придумывает новую. Стремление освободиться от своего прошлого – характерная черта героев Уоррена, впоследствии осознающих бессмысленность подобных действий. Прямо об этом сказал Бред Толливер в романе «Потоп»: «Он не знал, что каждый человек томится желанием иметь свое прошлое. Но еще не знал, что постыдно не это, а желание иметь не подлинное, а мнимое прошлое» [Уоррен 2010: 72].

Созданием мнимого прошлого озабочен и Лоуфорд Каррингтон, чей отец умер во время Великой Депрессии «без гроша и с кучей висящих над ним обвинений» [Уоррен, 2004: 370]. Лоуфорд, как и Джед, превращает семейную историю в отрывок из южного романа о нашвиллской аристократии. На светских приемах он с удовольствием сообщает публике скандальные сведения о своих предках. Интересно, что истории, которые рассказывают Джед и Лоуфорд, выглядят как очень популярные анекдоты о «южной жизни»: рассказ об отрезанном негритянском ухе, которое привез отец маленькому Джеду, или история о предке Лоуфорда, содержащим бордель с больными девицами, которые заразили целую дивизию янки во время Гражданской войны. Лоуфорд заканчивает жизнь самоубийством, повторяя жизненную модель своего отца.

Таким образом, в творчестве Уоррена представлено несколько вариантов развития архетипической ситуации «блудного сына». Их различие связано с проблемой принятия собственного прошлого: 1) герой остается во власти «мнимого прошлого», повторяя судьбу своего отца (Болтон Лавкрафт, Лоуфорд Каррингтон); 2) герой приходит к пониманию отца и принятию семейной истории (Джек Берден, Джед Тьюксбери); 3) герой чувствует необходимость перемен, но не готов отказаться от «мнимого прошлого», выступающего в роли своеобразного защитного механизма (Брэд Толливер).

объясняет открытые финалы поздних романов писателя. Подлинное возвращение сына домой, к отцу, возможно только при условии полного принятия своего прошлого.

2. Уоррен Р. П. Потоп. М.,2010.