Приглашаем посетить сайт

Тернопол Т. В.: Материнство и отцовство в романе Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома"

Ярославль, ФГБОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского"

Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур: Материалы Девятой международной  научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН 13-16 октября 2016г., Смоленск: в 2т. / отв. ред. Н.Л. Пушкарева, Н.А. Мицюк. Смоленск- М.: Изд-вл СмолГУ, ИЭА РАН, 2016. Т.2. 444с. С. 60-63

Т. В. Тернопол

Материнство и отцовство в романе Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома"

Г. Бичер-Стоу

Роман Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" (1852 г.) традиционно рассматривается как зарубежной, так и отечественной критикой как текст, поднимающий проблемы рабства в США, но это далеко не единственная его тема. Биография автора романа, обстоятельства, непосредственно предшествовавшие созданию произведения, и, конечно, сам текст говорят о том, что помимо рабства Г. Бичер-Стоу, мать шестерых детей, потерявшую полуторогодовалого сына незадолго до начала работы над своей главной книгой, волновали вопросы материнства и отцовства. Глубокие переживания по поводу смерти ребенка заставили ее с еще большей силой почувствовать страдания рабов, разлучаемых со своими семьями.

Посвятив свою книгу доказательству безнравственности рабства, писательница ставит своей целью убедить читателей в том, что чернокожие рабы такие же люди, как и их белые хозяева, и, следовательно, способны на такие же чувства и переживания, что и свободные, богатые и образованные граждане. Чтобы доказать этот тезис, Г. Бичер-Стоу насыщает (и порою даже перенасыщает) свой роман эпизодами, в которых ее персонажи раскрываются с точки зрения отношения к детям.

Книга открывается сценой сделки по продаже четырехлетнего Гарри отдельно от матери. Работорговец Гейли, покупающий его, выражает точку зрения сторонников рабства: "Отправлю мать куда-нибудь, чтобы не мешала – ведь вы сами знаете: с глаз долой, из сердца вон, – а когда дело сделано и назад его не повернешь, они волей-неволей свыкаются. Ведь это не белые, которые сызмальства знают, что жена должна жить при муже, а дети – при матери. Негр на это и не надеется – если, конечно, его правильно воспитать, – значит, он и разлуку переносит легче" [1]. Продавец, добрый, но слабохарактерный плантатор мистер Шелби, возражает ему: "Дело в том, сэр, что, будучи человеком гуманным, я не могу отнимать ребенка у матери, сэр" [1].

В дальнейшем признание (либо игнорирование) святости материнства и уз, связывающих мать с ее ребенком независимо от цвета их кожи, становится одним из главных способов характеристики героев, как главных, так и эпизодических. Побег Элизы во имя спасения маленького Гарри вызывает сочувствие абсолютно всех, кто узнает о его причине: фермера мистера Симза, сенатора Джона Берда, фермера Джона Ван-Тромпа ("Охотятся за бедняжкой, как за ланью! А ведь от хорошей матери ничего другого и требовать нельзя") [1]. Обо всех этих персонажей мы узнаем, что у них тоже есть дети, и поэтому им понятны чувства Элизы.

Побег Элизы во имя спасения маленького Гарри

Напротив, неспособность испытывать родительские чувства (и понимать их в других людях) всегда маркирует в тексте отрицательных героев: таков упомянутый выше работорговец Гейли, один из хозяев Касси - Батлер, продавший ее детей, эгоистичная и жестокая красавица Мари Сент-Клер, которая уверена, что "Негры принадлежат к низшей расе. Сен-Клер старается мне внушить, будто няня так же тяжело переживает разлуку с мужем, как переживала бы я, если б нам пришлось жить врозь. Но какое же тут может быть сравнение!.. Его послушать, так получается, будто няня любит своих замарашек не меньше, чем я люблю Еву! "[1]. Рассуждения этой героини звучат цинично, поскольку сама она не способна любить никого, даже собственную дочь. По мнению Г. Бичер-Стоу, плохой человек не способен быть хорошим родителем, так же как хороший человек не может не любить собственных детей и уважать отцовские и материнские чувства других людей, даже если эти люди - бесправные рабы.

героинь романа оказывается разлученными со своими детьми: несчастная Люси, утопившаяся после того, как продали ее десятимесячного сына; престарелая Агарь, сына-подростка которой продают на аукционе; Прю, которая пьет, чтобы не вспоминать о своих проданных детях. Разлука с ребенком лишает женщину смысла жизни и трактуется писательницей как более страшное испытание, чем разлука с отцом этого ребенка: у Элизы, например, не возникает мысли последовать за мужем, который сообщает ей о своем решении бежать, в то время, как узнав о продаже Гарри, она без колебаний решается на побег. Материнство, как показывает Г. Бичер-Стоу в своем романе, становится смыслом жизни чернокожих рабынь и тем единственным, что позволяет им сохранить себя как личность. Потеря ребенка приводит женщину к ожесточению и нравственной деградации (примером служит история Касси, которая после разлучения с детьми убивает новорожденного сына, боясь, что его ожидает та же участь).

Привязанность к собственным детям испытывают не только рабыни, но и рабы. Как идеальный отец изображен в романе главный герой, дядя Том. Его первое появление на страницах книги - вечер в кругу семьи. Том играет со своими детьми, особенно трогательно относится к маленькой дочке: "Ишь, озорница! – сказал Том, держа дочку на вытянутых руках, потом встал, посадил ее себе на плечо и давай прыгать и приплясывать с нею по комнате" [1]. Когда Том узнает о том, что продан, первая его мысль - ужас от предстоящей разлуки с детьми: "Том повернулся к кровати, посмотрел на курчавые головы ребятишек, и силы оставили его. Он откинулся на спинку стула и закрыл лицо руками. Тяжкие, хриплые рыдания сотрясали его грудь, крупные слезы, стекая по пальцам, капали на пол" [1]. Его отцовские чувства распространяются не только на собственных детей, но и на юного Джорджа Шелби, сына хозяина, которого Том наставляет перед тем как работорговец увозит его: "Будьте настоящим человеком, не обманите моих надежд, и пусть родители не услышат от вас ни одного дерзкого слова" [1]. После отъезда из родного поместья Том проникается отцовскими чувствами к Евангелине Сент-Клер, которую он сначала спасает, когда девочка упала за борт парохода, потом заботится (делает ей игрушки), и, наконец, трогательно ухаживает за ней, умирающей от чахотки.

Том наставляет юного Джорджа Шелби, сына хозяина
Том наставляет юного Джорджа Шелби, сына хозяина

Том проникается отцовскими чувствами к Евангелине Сент-Клер

детей, стала способность рабов испытывать сильные и глубокие чувства к свои детям. Устами одной из эпизодических героинь своей книги автор восклицает: "Но надругательство над человеческими чувствами, привязанностями – вот что, по-моему, самое страшное в рабстве" [1]. И тем больше впечатление производит на читателя то, что несмотря на все ужасы рабства, рабы в романе "Хижина дяди Тома" сохраняют отцовские и материнские чувства и даже оказываются в этом нравственно выше своих хозяев.

Библиографический список

1. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома [Текст] пер. В. С. Вальдман / Г. Бичер-Стоу// 100 лучших книг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.100bestbooks.ru/readbook.php?itemid=7140&page=1, свободный.