Приглашаем посетить сайт

Тернопол Т. В.: Образ Кэтрин Баркли в романе Э. Хемингуэя "Прощай, оружие"

Ярославль, ФГБОУ ВПО "Ярославский государственный государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского"

Женщины и женское движение за мир без войн и военных конфликтов (к 70-летию Победы в Великой отечественной войне): материалы Восьмой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН 8-11 октября 2015 г. Старый Оскол, М. -Старый Оскол, 2015. Т.2. с 230-234. 300 экз.

Т. В. Тернопол

Образ Кэтрин Баркли в романе Э. Хемингуэя "Прощай, оружие"

Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй

Война является одной из основных тем в творчестве Э. Хемингуэя. Естественно, что героями военных произведений писателя являются мужчины, но особенностью творчества Э. Хемингуэя как писателя "потерянного поколения" является постоянное обращение к теме "любви на войне", что делает его создателем весьма оригинальных женских персонажей.

Э. Хемингуэй был не просто писателем, он всю жизнь занимался гендерным жизнетворчеством, создавая в книгах образы настоящих мужчин и подражая своим героям в жизни. Таким образом жизнь и творчество писателя постоянно взаимно обогащались. Роман "Прощай, оружие" автобиографичен, особенно в том, что касается любовной линии.

Прототипом главной героини стала медсестра Агнес фон Куровски. Она ухаживала за раненым Хемингуэем в госпитале и обещала стать его женой, несмотря на разницу в возрасте (Агнес была на семь лет старше), но затем отказалась последовать за ним в США и вышла замуж за другого. Смерть Кэтрин после кесарева сечения (во время работы над романом эта операция была сделана второй жене Э. Хемингуэя, Полин Пфайфер, но и она, и ребенок выжили) была, вероятно, своеобразной местью писателя своей первой любви.

Рассмотрим теперь, как Э. Хемингуэй создает образ своей героини. Отметим, что в первой половины ХХ века написано много произведений, в которых поднимается тема любви и добрачных сексуальных отношений. Романы современников и соотечественников Э. Хемингуэя ("Дженни Герхардт" и "Американская трагедия" Т. Драйзера, "Великий Гэтсби" Ф. С. Фицджеральда, "Шум и ярость" У. Фолкнера"), в которых рисуются нравы довоенного американского общества, демонстрируют, что добрачный секс был абсолютным табу для представителей всех классов общества, а рождение незаконнорожденного ребенка автоматически делало женщину изгоем. На фоне единодушного литературного осуждения добрачных связей героиня Э. Хемингуэя кажется персонажем почти революционным.

Автор, видимо, хочет убедить читателя, что этот печальный опыт заставляет девушку нарушать правила поведения женщин первой половины ХХ века. В первый же день знакомства Кэтрин показывает Фредерику Генри трость своего погибшего жениха и говорит: "Мне хотелось что-нибудь для него сделать. Я не придавала значения таким вещам; если б он хотел, он мог бы получить все. Он мог бы получить все, что хотел, если б я только понимала. Я бы вышла за него замуж или просто так. Теперь я все это понимаю. Но тогда он собирался на войну, а я ничего не понимала" [1]. Девушка вполне прозрачно намекает молодому человеку, что на войне нет смысла растягивать время ухаживания, более того, она недвусмысленно дает понять, что готова вступить в сексуальные отношения до брака. На следующий день она целует его, а еще через два дня признается ему в любви, чем окончательно шокирует Фредерика Генри: "Я решил, что она, должно быть, слегка помешанная" [1]. Действительно, такое поведение нетипично для женщины, традиционно она занимает выжидательную позицию, а инициатива в развитии отношений принадлежит мужчине. Но, с другой стороны, какой мужчина откажется от таких очевидных знаков внимания со стороны женщины?

Встреча в госпитале, где лежит раненый Фредерик и куда приезжает работать Кэтрин, заканчивается тем, что они становятся любовниками. Эта сцена важна не только с точки зрения развития их отношений, она интересна тем, что герои ведут себя согласно традиционным моделям: инициатива исходит от мужчины, при этом девушка опасается, что он еще нездоров, что им могут помешать, несколько раз спрашивает, любит ли он ее, но Фредерик уходит от ответа.

Прототип Кэтрин Баркли – Агнес фон Куровски
Прототип Кэтрин Баркли – Агнес фон Куровски

После сближения героев мы наблюдаем некоторую трансформацию образа Кэтрин, которую Э. Хемингуэй прямо не объясняет, но которая отлично вписывается в его желание изобразить идеальную возлюбленную с точки зрения мужчины.

Прежде всего, Кэтрин постоянно декларирует отказ от собственной личности и растворение в любимом мужчине: "Никакой "меня" нет. Я — это ты. Пожалуйста, не выдумывай отдельной "меня" [1] или "Милый, я так тебя люблю, что хочу быть тобой" [1]. Желание жить только интересами Фредерика Генри приводит Кэтрин к тому, что она окончательно утрачивает инстинкт самосохранения (дежурит в госпитале все ночи напролет, чуть не падая от усталости, плывет с ними на лодке в Швейцарию, хотя может покинуть Италию официально). Апофеозом альтруизма героини выступает сцена родов, во время которых она думает не о себе и даже не о ребенке, а о том, пообедал ли Фредерик, и винит себя за то, что доставляет ему и доктору столько хлопот.

"Я все делала. Я все пробовала, но ничего не помогает" [1]. Она не хочет говорить об этом Фредерику, боясь, что это его "огорчит или встревожит" [1]. Никакой радости от беременности она не испытывает, о своем здоровье не заботится, не интересуется покупкой вещей для ребенка. Перед смертью (она понимает, что умирает, но автор не сообщает нам, знает ли она, что ребенок родился мертвым) Кэтрин переживает только о Фредерике, о ребенке она не говорит ни слова. Она совершенно не осознается себя матерью, сосредотачиваясь на самореализации в роли возлюбленной.

"Для чего нам жениться сейчас? Мы и так женаты. Уж больше женатыми и быть нельзя" [1]. Кэтрин совершенно не переживает, что Фредерик может погибнуть в любой момент и что ее ребенок будет незаконнорожденным, хотя общественное мнение (в лице, например, ее коллеги Эллен Фергюссон) ясно дает понять, что рождение ребенка вне брака - позор для девушки.

Образ Кэтрин, созданный Хемингуэем нарушает все каноны изображения женщины в литературе того времени: она проявляет инициативу в отношениях, легко соглашается на интимную близость, испытывая от нее явное удовольствие, не требует официального брака, не хочет становится матерью и не проявляет интереса к собственному ребенку, полностью сосредотачиваясь на любви к мужчине. До Э. Хемингуэя такая характеристика была бы скорее отрицательной, но, с точки зрения самого писателя, Кэтрин - идеальная возлюбленная, и именно такой и должна быть женщина. Образ Кэтрин не отвечает канонам реализма, но зато дает недвусмысленный ответ на вопрос, чего хотят мужчины. Роман Э. Хемингуэя "Прощай, оружие" представляет собой ярко выраженный маскулинный взгляд на женщину.

Библиографический список

1. Хемингуэй Э. Прощай, оружие. [Текст] пер. Е. Калашниковой / Э. Хемингуэй // Военная литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //militera.lib.ru/prose/foreign/hemingway1/index.html, свободный.