Приглашаем посетить сайт

Вайскопф О.: Новый свет в литературе. Фенимор Купер

Отто ВАЙСКОПФ

Фенимор Купер

НОВЫЙ СВЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ


Журнал «Рандеву», 2005
 

Пришельцы – это слово у современного читателя неизбежно ассоциируется с фантастической литературой. Сразу всплывают образы жителей более развитых цивилизаций с неведомыми средствами передвижения, мощным оружием и иной моралью, которые пытаются покорить землян и захватить их жизненное пространство. Однако, несмотря на всю фантастичность, этот образ вполне реалистичен. Несколько веков длилась борьба индейцев - коренных жителей Америки с пришельцами из Европы. Пришельцы одержали верх, но один из них написал серию книг об этом нашествии, где он больше симпатизирует покоренным индейцам. Эти книги стали классикой приключенческой литературы и завоевали весь мир без единого выстрела. Звали этого писателя Джеймс Фенимор Купер.

Джеймс Фенимор Купер родился 15 сентября 1789 года в Берлингтоне (Нью-Джерси). Он был двенадцатым из тринадцати детей в семье. Его детство прошло в приграничном городке Куперстаун, основанном его отцом. Как и многие дети, Джеймс мечтал о далеких путешествиях и удивительных приключениях. Отец словно угадал его мечту. Он отдал Джеймса на торговое судно “Стирлинг”. В то время не было морских школ, и, чтобы стать моряком, нужно было начинать со службы юнги на корабле. Это решение отца подарило миру не только отважного морехода, но и основателя морского романа, что несравненно важнее.

Осенью 1806 года корабль «Стирлинг» отбыл из Нью-Йорка в Европу. Первое путешествие Купера было довольно долгим - 40 дней в Европу и 52 обратно. Работа на судне оказалась очень трудной, море во время перехода было бурным, но, несмотря на это, интерес Купера к новым путешествиям не ослабел. Через год он перешел с торгового судна в военный флот, где сначала служил матросом, а затем морским офицером. Перед Купером открылся бескрайний океан тем о людях, бросивших вызов морской стихии.

Возможно, именно богатый жизненный опыт заставил однажды Купера взяться за перо. Ему было, что сказать окружающим, и самое главное - он знал, как это сказать. В 1820 году он сочинил для дочерей достаточно традиционный роман нравов «Предосторожность». Уже в этом первом произведении Купер предстал как моралист, это свойство он пронесет через все свое творчество. Открыв в себе дар рассказчика, он написал затем роман «Шпион» (1821). Если действие первого романа происходило в Англии, и плохое знание английской жизни бросается в глаза, то в «Шпионе» Купер обращается к американской теме -

борцам за независимость. Кроме самого Джорджа Вашингтона, никто не знает о двойной роли шпиона, и поэтому его выслеживают и травят его же товарищи, кому он помогает, рискуя жизнью.

Этот роман получил международное признание, и Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк. Там он достаточно быстро стал видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.

У Купера были основания для литературного лидерства в Новом свете. Это он доказал своими произведениями. Три главные темы его творчества оказали огромное влияние не только на американскую, но и мировую литературу.

Записки морского волка

Прежде всего это морская тематика. Профессиональный опыт и знание темы позволили Куперу сделать свои морские фантазии очень достоверными. В то время литературным освоением океана занимались и другие писатели. Но именно Куперу, жителю стопроцентно морской державы удалось поднять этот жанр на невиданную ранее высоту. Самые известные из его морских романов - «Лоцман» и «Красный корсар».

— это способ вырваться на свободу.

Впрочем, и у писателей Старого света были попытки создать романтическое морское повествование. В 1821 году вышел в свет роман Вальтера Скотта “Пират”, который имел значительный успех. Фабула романа навеяна историей, услышанной автором на Шетлендских островах, что расположены на крайнем севере Англии. Со времен “Робинзона Крузо” (1719) не было произведения, посвященного морским приключениям, которое бы вызвало такое же большое внимание. Парадоксально, но почти все действие этого романа, считающегося “морским”, происходит на суше. Вальтер Скотт погрузился в морскую стихию ровно настолько, насколько ему позволял его собственный жизненный опыт, а в море он бывал чрезвычайно редко и только в качестве пассажира.

Именно этот роман Вальтера Скотта, который обманул ожидания читателей, пообещав им по названию морскую историю, побудил Купера, настоящего моряка, написать свой роман, в котором подробности морской жизни заняли бы гораздо большее место. Многие из друзей Купера считали, что такое произведение не будет интересным для читателя, но писатель решил доказать обратное. Так возник замысел романа «Лоцман».

Сам писатель так характеризовал свои намерения: “Я ставил себе целью избежать технических описаний, чтобы создать поэтическое произведение. Хотя сам сюжет требовал следования мельчайшим деталям обстановки, чтобы повествование выглядело правдивым”. Первый морской роман Ф. Купера “Лоцман, или Морская история” вышел в свет в Нью‑Йорке в 1824 году.

Действие разворачивается у берегов Англии, воюющей за свои американские колонии. Основная сюжетная линия связана с описанием экспедиции американских кораблей к берегам Англии. Главным в этом произведении является не столько воспроизведение исторических событий, сколько описание морской стихии и приключений на море. Прототипом Лоцмана был отважный капитан американской армии Джон Поль Джонс. В первом морском романе Купера обозначились главные преимущества романов этого типа – писатель рассказывает об удивительных приключениях дерзкого героя, который бросает вызов не только морской стихии, но многочисленным противникам. Большая часть действия происходит в открытом море и описание этой жизни на плаву было особенно интересно многочисленным сухопутным читателям.

“Лоцман” был по достоинству встречен читателями США. Спустя четыре года на берегах Сены близ Парижа был написан второй морской роман Купера “Красный Корсар”, который вышел в свет в ноябре 1827 года в Париже и Лондоне, а в январе 1828 года – и на родине писателя.

События романа происходят за полтора десятка лет до войны американцев за независимость. Главный герой бросает вызов английскому флоту. К тому времени относятся первые взрывы общественного негодования американцев, связанные с введением новых английских законов и налогов.

Образ Корсара двойственен. С одной стороны он отщепенец, окруживший себя головорезами. Но с другой стороны он мечтатель, который чувствует необходимость отстаивать национальную свободу. Он в одиночку ведет борьбу за независимость и счастлив только тогда, когда своей рукой сбрасывает в воду флаг Англии. В этой двойственности особая притягательность образа. Благородный пират – что может быть романтичнее?

На тропе войны

Детство Купера прошло на границе. Топор войны там отрывали гораздо чаще, чем раскуривали трубку мира. И это определило, пожалуй, главную тему в его творчестве – тему покорения Нового света. Но главный герой Купера – не завоеватель новых земель, а скромный парень, выросший в лесу и принявший его законы. Бессмертная серия романов о приключениях Натти Бампо — «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) открыла миру новый вид приключенческого романа, героями которого являются индейцы и бледнолицые.

Зверобоя рядом с Терминатором, можно увидеть, какой огромный путь прошел американский герой за полтора века. Он оброс мышцами, научился убивать без разбора, фактически он стал машиной для слепого подавления врагов. Но как ни странно, Терминатор проигрывает в сравнении со Зверобоем. Худощавый парень, прозванный Гуронами Соколиным Глазом, выглядит значительнее сильнее горы мышц, возникших от избыточного бо-дебил-динга, потому что Зверобой близок к земле и у него доброе сердце. Эта свобода от болезней цивилизации и внутреннее благородство делает его образ притягательным как среди индейцев, так и среди бледнолицых. Но даже красавица Джудит, дочь Водяной Крысы, не имеет шансов покорить Зверобоя, потому что он только вышел на тропу войны, и Купер не может женить своего главного героя в этот ответственный момент.

Творчество Купера оказало заметное влияние на кинематограф. Интересно, что в послевоенные годы 20 века в мире утвердилось два вида вестернов. В американских фильмах главные роли отводились в основном ковбоям. Благородный и небогатый ковбой обычно противостоял коварному герою. Индейцы играли лишь фоновую роль. В фильмах, которые выпускались в СССР и ГДР, напротив, главными героями были благородные индейцы.

Возможно, здесь проявлялась подоплека холодной войны. Ковбой-супермен олицетворял победный образ Америки. А благородный индеец был символом борьбы с угнетателями. Роберт Де Ниро против Гойко Митича. Причем, многие из социалистических вестернов были основаны на произведениях американца Купера. То есть его взгляды на борьбу индейцев были близки социалистической идеологии. Кстати, сам Гойко Митич, воплотивший благородные образы индейцев, не встречался с настоящими индейцами. Его блестящие актерские работы были основаны на красноречивых и очень достоверных книгах Купера.

Как это ни странно, но морская тема присутствует и в этих романах, действия которых проходят в глуби континента. Взять хотя бы того же Хаттера, хозяина водяного замка в романе «Зверобой», который в прошлом был пиратом, или то, с какой точностью Купер описывает движение судов по озеру в романе «Следопыт».

Несмотря на увлекательные сюжеты и очень правдоподобные описания девственной Америки, между строк в романах Купера можно увидеть трагедию Натти Бампо – он одинок. Это одиночество сродни донкихотовскому. Убеждения Зверобоя не позволяют ему превратится в обычного колонизатора, стать таким как все. Он остается верен себе, хотя понимает, что участь его друзей индейцев давно решена.

Однако идеалист Купер не был бы самим собой, если бы оставил после себя лишь приключенческую литературу. Купер внимательно следил за общественной жизнью и пытался влиять на нее силой своего слова. Критика общественного устройства стала важной темой в творчестве писателя.

Из поздних произведений Купера наиболее значительна его трилогия в защиту земельной ренты: «Сатанстоу» (1845), «Землемер» (1845) и «Краснокожие» (1846). Но, пожалуй, самым заметным произведением из этой серии стал сатирический роман «Моникины».

— это человекообразные обезьяны, которые обитают в двух фантастических странах — Высокопрыгии и Низкопрыгии, под которыми легко узнать Великобританию и США. С одинаковой язвительностью писатель изображает оба государства. В Высокопрыгии длиннохвостые аристократы чтят традиции, почтительно склоняются перед пустующим троном монарха, хотя понимают, что страной правит не король, а министры. В Низкопрыгии короткохвостые патриоты обожествляют Великую и Священную Национальную Аллегорию (конституцию). Партийная борьба делит политиканов на представителей двух мнений — горизонтального и вертикального. Карьера политических деятелей зависит от того, насколько ловко они переходят из горизонтального в вертикальное положение и наоборот. Общественная и политическая жизнь обеих стран проникнута лицемерием, беспринципностью и корыстью. Эта книга Купера заняла достойное место в мировой сатирической литературе.

Образы Купера живут и сейчас. Благодаря его книгам многие влюбляются в море. Дети всего мира играют в индейцев, подражая Чингачгуку. Что же касается моникинов, их число только увеличилось - мир не стал лучше. Они также живут во многих странах, ловко переходя из одного положения в другое. Продолжают свое дело и неоколонисты – и сегодня вооруженные до зубов пришельцы, потомки тех, кто когда-то захватил леса делаваров, стремятся покорить новые земли и разрушить новые Вавилоны, не считаясь с мнением тех, кто веками населял их. И это лишь подтверждает то, что в книгах Джемса Фенимора Купера запечатлена вечная история.

Журнал «Рандеву», 2005