Приглашаем посетить сайт

Варламова Е. В.: Мотив пути в творчестве Джона Дос Пассоса

Е. В. Варламова

МОТИВ ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖОНА ДОС ПАССОСА

Филология и культура
Выпуск № 1 (39) / 2015
http: //cyberleninka.ru/article/n/motiv-puti-v-tvorchestve-dzhona-dos-passosa

Джон Дос Пассос - американский писатель первой половины ХХ века. Центральные произведения его творчества были написаны именно в этот период американской истории: роман «Манхэттен» вышел в свет в 1925 году, а романы трилогии «США» «42-я параллель», «1919», «Большие деньги» - с 1930 по 1936 годы.

Первая половина ХХ века в истории США была временем протеста, отречения от старого и борьбы за новое, временем размышлений и поисков. Многие представители американской культуры ощущали необходимость перемен в национальном сознании. На мировой арене Соединенным Штатам Америки необходимо было показать себя как независимую и сильную нацию не только в экономическом и политическом аспектах, но и в плане духовных достижений. Именно поэтому многие представители американской интеллигенции первой половины ХХ века проявляют критический настрой по отношению к культурной жизни США этого периода. Так, постоянными темами публицистических выступлений Генри Льюиса Менкена, известнейшего американского просветителя начала ХХ века, были политика и подвизающиеся в ней люди, бескультурье, бездуховность, невежество и вульгарность, царившие у него на родине [1]. Талант Г. Л. Менкена-журналиста и публициста был направлен на преодоление узости взглядов, он призывал развивать новое национальное сознание.

Творчество таких американских писателей первой половины ХХ века, как Ш. Андерсон и Т. Уайлдер, преисполнено верой, что американский характер преодолеет узость взглядов, характерную для современной действительности, и откроет миру страну, великую своим духовным наследием. Они убеждены, что у США особый Путь, миссия в современном мире, а американцы видятся им как люди с необъятным духовным потенциалом. Гуманистическим звучанием, пристальным вниманием к внутреннему миру простых американцев проникнут сборник новелл Ш. Андерсона «Уайнсбург, Огайо» (1919), а также пьеса Т. Уайлдера «Наш городок» (1936).

Мотив Пути - непременный лейтмотив произведений художественной литературы США первой половины ХХ века: здесь мы встречаемся и с образами дороги, и с образами путешественников, странников. Однако у многих писателей эпического толка, к которым, без сомнения, можно отнести Ш. Андерсона, Т. Уайлдера и, конечно же, Дж. Дос Пассоса, путешествие всегда становится символом духовного совершенствования, некоего прозрения, позволяющего героям открыть в себе новые качества и по-новому взглянуть на мир, ощутить свою значимость в судьбе нации. Эпичность в изображении действительности, стремление увидеть универсальное за повседневным, будничным выделяет этих писателей среди тех представителей американской литературы первой половины ХХ века, в творчестве которых все еще сильны региональные тенденции.

определенности, полифония, временные сдвиги, дополненные поэтикой монтажа, художественное возведение частного, документально достоверного в общее, универсальное, символическое, внутренние монологи и усложненный синтаксис) был высоко оценен современниками. Широкую известность получило в свое время мнение С. Льюиса, считавшего, что «произведения Дос Пассоса по своей значимости не уступают созданиям Г. Стайн или М. Пруста, или даже «Улиссу» Д. Джойса, потому что ему удалось соединить все их экспериментальные находки в области стиля» [2: 360].

Однако мало исследований посвящалось содержательной стороне его произведений, сильной стороной которых представляется стремление создать объективную картину американской действительности, определить судьбу незаурядной личности в истории страны, осмыслить, каков Путь Америки, ее миссия в настоящем и в будущем.

Воссоздавая образ страны, изображая характеры героев, Дж. Дос Пассос передает свою собственную концепцию США и американцев, которая занимает особое место в истории американской литературы первой половины ХХ века. Позиция автора далека от гуманистического оптимизма Ш. Андерсона и Т. Уайлдера, хотя все эти писатели являются представителями одного литературного региона США - Среднего Запада. Со страниц их произведений звучит тема больших городов и стремительно развивающихся мегаполисов, представлен глубокий анализ тенденций развития современности.

Действие романа Дж. Дос Пассоса «Манхэт-тэн» начинается с описания событий празднования Дня Независимости в Нью-Йорке. В этот день главный герой романа Джимми Херф, будучи еще ребенком, возвращается из-за границы на родину, в США, вместе со своей матерью. Он в восторге от путешествия, хочет размахивать флагом и радоваться. Он говорит: «Мне хочется упасть и целовать землю» [3: 68]. Однако взрослые его восторга не разделяют.

«Мама идет по палубе. Ее коричневая вуаль развевается.

- Мамочка, можно мне взять флаг?

- Какой флаг?

- Шелковый американский флаг.

- Нет, дорогой. Все убрано.

- Не приставай, Джимми. Мама говорит: нет

- значит, нет.

Колючие слезы. Он глотает их и смотрит матери прямо в глаза.

- Джимми, флаг запакован, и мама очень устала - она достаточно возилась с чемоданами. Смотри, дорогой, ты все прозеваешь. Вот статуя Свободы.

- Что у нее в руке?

- Факел, дорогой мой. Свобода светит миру...» [3: 69].

Не видит Джимми ожидаемого праздника и на улицах города, только толпу людей и оратора перед ней. Дос Пассос всячески подчеркивает, что ньюйоркцы, мать Джимми отмечают День независимости без вдохновения и воодушевления, это никому не нужный ритуал, мать Джимми относится к этому празднику с нескрываемой иронией, отмечая, что оратор на улице, скорее всего, пьяница.

«Ах, мамочка! - Он (Джимми - Е. В.) привстал и целует ее (мать - Е. В.) в подбородок. -Сколько народу, мамочка.

- А что делает тот человек (оратор - Е. В.)?

- Кажется, пьет.

На маленьком возвышении, задрапированном флагами, человек с белыми бакенбардами и красной повязкой на рукаве говорит речь.

- А это оратор. Он читает Декларацию независимости.

- Потому что сегодня четвертое июля» [3: 70].

Джимми Херф одинок в Нью-Йорке. С одной стороны, его одиночество - это одиночество в общечеловеческом смысле. Джимми не хватает любви, внимания и понимания. Одновременно он чувствует, что в американской действительности есть какой-то изъян, но не видит, что он заключается в утрате традиционных американских ценностей, что трагедия Америки - в потере основных звеньев национальной идентичности. Поэтому все жители Нью-Йорка существуют порознь друг от друга, не могут объединиться в едином духовном порыве.

Джимми не видит будущего для себя в Нью-Йорке и, повзрослев, решает покинуть его, однако символична финальная сцена романа, в которой Джимми осознает, что не знает, куда ему бежать из этого города. Он не знает Пути и не видит его. Он осознает, что вся Америка - это тот же Манхэттен, и он обречен быть вечным бродягой, скитальцем.

« - Не подвезете ли вы меня? - спрашивает он рыжеволосого шофера, оказавшись на окраине Нью-Йорка.

-Не знаю... Довольно далеко» [3: 381].

Дос Пассос подчеркивает невозможность Пути куда-либо, что, по сути, символизирует отказ развитию личности, существованию свободного духа, традициям и истинно общенациональной идее.

Реалии времени, события, факты, а также документальные свидетельства, которые «звучат» со страниц «Манхэттена», сообщают идею безысходности и замкнутости пространства американской жизни. Неоднократно подчеркивается, что все в современной действительности не так, как должно быть, и люди не такие, какими должны быть американцы. Так, мельком увидев в газете фотографию Эллен, Джимми не может узнать ее: «Нет, это не она, она так не выглядит, да...» [3: 235]. Эллен, как и любой человек в Нью-Йорке, превращается в куклу, марионетку без воли, перестает развиваться: «Казалось, она поместила на свое место фотографию, застывшую навеки в одной позе. Эллен сидела, скрестив ноги, и чувствовала себя под платьем фарфоровой фигуркой, вещи вокруг нее твердели и покрывались эмалью, воздух, изрезанный серыми полосами папиросного дыма, превращался в стекло. Деревянные лица марионеток бессмысленно колыхались перед ней» [3: 235]. Сама реальность в произведении Дж. Дос Пассоса будто заменяется неким документом, формальным свидетельством, кадрами из документальной хроники, подборкой фотографий и лишена внутренней идеи, одушевленности.

В романах трилогии «США» кризис в умах и сердцах американцев находит выражение в образах героев-бродяг. Это герои, которые «скитаются» по территории страны, нигде не задерживаются надолго, не заводят семью, перебиваются случайными заработками. У них нет цели, им не к чему стремиться, им чуждо постоянство в выборе места жительства или спутника жизни.

«США» «Большие деньги» автор рисует перед читателем образ молодого бродяги, который стоит на обочине магистрали в ожидании попутной машины. Будто в забытьи он смотрит на проносящиеся машины, а память рисует перед ним все те города, мегаполисы США, в которых он побывал, но так и не нашел там места для себя. Он едет, сам не помня куда, хочет преодолевать милю за милей, следуя течению жизни. Его цель заключается в самом движении, в постоянной смене места пребывания.

В трилогии США десятки героев, однако имени этого героя мы не знаем. Это эпизодический персонаж, который «венчает» систему человеческих образов в романах Дос Пассоса. Это своеобразный «американский герой» Дж. Дос Пассоса, такой, каким мы не привыкли видеть американского героя. В его образе автор воплощает идею бесцельного существования, отсутствия Пути как всеобщей национальной цели:

«The young man waits on the side of the road; the plane has gone; thumb moves in a small arc when a car tears hissing past. Eyes seek the driver's eyes. A hundred miles down the road. Head swims, belly tightens, wants crawl over his skin like ants: went to school, books said opportunity, ads promised speed, own your home, shine bigger than your neighbor, the radio crooner whispered girls, ghosts of platinum girls coaxed from the screen, millions of winnings were chalked up on the boards in the offices, paychecks were for hands willing to work, the cleared desk of an executive with three telephones on it; waits with swimming head, needs knot the belly; idle hands numb, beside the speeding traffic.

A hundred miles down the road» [4: 448].

Произведения Дж. Дос Пассоса представляют глубоко критичный взгляд на современную автору американскую действительность. В отличие от многих из своих современников он не разделяет веры в возможность личностного роста и духовного совершенствования американцев, духовного процветания американской нации в целом. Жизнь его персонажей подчиняется законам инерции, в ней места творческим порывам, стремлению к духовному единению. По сути, Дж. Дос Пассос отказывает американцам в существовании национальной идеи, национальной идентичности.

2. Lewis S. Manhattan at Last // The Saturday Review of Literature. - 1925. - V. 2. - December, 5. - P. 358 - 393.

3. Дос Пассос Дж. Избранное: Сборник. - М.: Прогресс, 1981. - 816 с.

4. Dos Passos J. The Big Money. - Boston - N. Y.: Mariner Books, 2000. - 450 p.