Приглашаем посетить сайт

Загарина Е. М.: Традиции романа воспитания в произведениях Дж. Ирвинга 1970-х- 1980-х гг

Е. М. ЗАГАРИНА

ТРАДИЦИИ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. ИРВИНГА
1970-х- 1980-х ГОДОВ

Вестник Чувашского университета
Выпуск № 3 / 2009
http: //cyberleninka.ru/article/n/traditsii-romana-vospitaniya-v-proizvedeniyah-dzh-irvinga-1970-h-1980-h-godov
 

Роман воспитания, в основе которого лежат идеи немецкой классики, всегда, начиная со времени своего возникновения, был актуален благодаря своей направленности на главную проблему бытия - проблему человека в окружающем его мире, цели и смысле его существования. По определению современного литературоведческого словаря, в центре романа воспитания - «внутренняя жизнь героя, постепенное формирование и самоопределение его как личности, поиски возможностей самореализации в обществе» [3]. Основные черты, прежде всего, европейского романа воспитания выделены и подробно описаны М. М. Бахтиным в книге «Роман воспитания и его значение в истории реализма». Как считает ученый, роман воспитания «рисует некоторый типически повторяющийся путь становления человека от юношеского идеализма и мечтательности к зрелой трезвости и практицизму. Этот путь может осложняться в конце разными степенями скепсиса и резиньяции. Для этого типа романа становления характерно изображение мира и жизни как опыта, как школы, через которую должен пройти человек и вынести из нее один и тот же результат -протрезвение с той или иной степенью резиньяции» [1].

Следует отметить, что романы «Мир глазами Гарпа» (The World according to Garp, 1978), «Правила Дома сидра» (The Cider House Rules, 1985) и «Молитва об Оуэне Мини» (A Prayer for Owen Meany, 1989), принадлежащие к самым известным произведениям писателя, развивают традиции европейского романа воспитания в большей степени.

«Мир глазами Гарпа», ставший переломным в творчестве Дж. Ирвинга, неоднозначен по своей жанровой природе: это и биография вымышленного писателя Т. С. Гарпа, в которой реальные факты действительности успешно сочетаются с авторским вымыслом, и семейный роман с элементами гротеска, пародии и сатиры. В интервью Л. Маккефери и сам Ирвинг подчеркивал синтезирующий характер «Гарпа», где он «примирил множество вещей, затронутых в более ранних книгах» [4]. Однако доминирующими являются признаки романа воспитания. В центре - история взросления Гарпа, охватывающая детство, юность и молодость героя, вплоть до его гибели.

Существенным в романах воспитания является происхождение главного героя: он либо сирота, либо брошен на произвол своими родителями, либо переживает разлуку с отцом. Ирвинг довольно подробно и иронически описывает сцену происхождения Гарпа: его мать, медсестра Дженни Филдз, не выносящая любое проявление мужского внимания, делает отцом своего ребенка американского лётчика-стрелка, техника-сержанта Гарпа, впавшего в состояние инфантилизма после тяжёлого ранения. Таким образом, главный герой, воспитываемый одной матерью, переживает разлуку с отцом ещё до своего рождения. «Очень странно, - писал позднее Гарп, - но представление о том, что именно семья в конечном итоге должна убедить человека в его уникальности, моей матери всегда было чуждо. Мать была женщиной практичной; она верила только в реальные факты и в реальные результаты» [2].

В дальнейшем писатель рассказывает о детстве и учебе Гарпа в кругу воспитанников мужской частной школы, куда поступила на службу в качестве медсестры его мать, о дружбе с Хэлен Холм, о годах, проведенных в Вене, куда сын с матерью едут с целью писать и где происходит его «встреча» с другими сторонами жизни, которые он до сих пор не знал: знакомство с падшими женщинами, смертью.

Одним из характерных признаков романа воспитания, как отмечает Д. Бакли, является автобиографичность [6]. Однако это не значит, что роман должен представлять собой автобиографию как таковую. Во всех разновидностях романа воспитания автор по отношению к герою выступает как своего рода «историк», хроникер его жизни и комментатор его слов и поступков. Писатель входит в произведение, является в нем одним из активных, наряду с героем, начал. Естественным является то, что автор часто привносит в своё произведение некоторые моменты из своей жизни. Так и Ирвинг наделяет своего героя деталями собственной биографии. При описании школы Гарпа писатель берёт за основу свою академию в Нью-Хэмпшире, где он учился и, так же как и его герой, занимался борьбой. Карьера Гарпа-писателя напоминает раннюю карьеру самого Джона Ирвинга. А романы Гарпа легко сопоставляются с романами писателя, причём «Мир глазами Бен-зенхавера» напоминает не что иное, как роман «Мир глазами Гарпа», который впоследствии также становится бестселлером. Тем не менее «Мир глазами Гарпа» - это не биография писателя Ирвинга, это биография писателя Гарпа.

В романе «Мир глазами Гарпа» своё место отведено и любовной линии. Именно в Стиринг-скул Гарп встречает Хелен, дочь тренера по борьбе, которая и определяет его писательскую судьбу. Впоследствии она становится женой его и у них появляются дети. Гарп и Хелен любят друг друга, но каждый из них поглощён своей неверностью другому, что в итоге приводит к самой страшной трагедии, гибели сына, и крушению семьи, а вместе с этим и к крушению всех надежд.

Безусловно, «Мир глазами Гарпа» Дж. Ирвинга воплощает собой развитие традиции европейского романа воспитания, однако значимость основных моментов жизни главного героя снижается за счет использования при их воспроизведении различных форм комического - иронии, сатиры, гротеска, пародии (описание происхождения героя, его поведения в некоторых ситуациях, например, когда он бегает за машинами, абсурдности экстремальных проявлений феминизма, джеймсианок). Это и драма, и комедия одновременно, это в духе «черного юмора», это роман, в котором автор, очень активно используя формы комического, фиксирует тем самым общий дух захвативших американскую жизнь конца 70-х изменений. Исходя из того, что жанр определяется не только спецификой характеров, имеет смысл говорить об особом случае, когда раздвигаются рамки, казалось бы устоявшейся формы, преломляется ее внутреннее содержание при сохранении внешних традиционных примет.

«Правилах Дома сидра» внимание также притягивается к процессу изменения основного действующего персонажа. Автор исследует динамику жизненного пути главного героя, поэтому плавно описывает этапы его становления: в этом произведении есть также описание детских, юношеских лет героя и периода его зрелости.

В центре романа - воспитанник сиротского приюта в тихом местечке Сент-Облако, штате Мэн, Гомер Бур. Сам писатель отмечает, что «хотел написать роман о сироте, потому как тема сирот является общей для всех и той областью, которая мало исследована» [5].

Несмотря на специфические особенности отдельно взятых романов воспитания, можно выделить нечто общее, что характерно для сюжетов романов подобного рода, - это несколько этапов развития героя. Первый этап развития, как правило, связан с показом воспитания героя вдали от «мира» и его нравов. Следующая ступень - это формирование личности, которое начинается со знакомства героя с различными областями жизни и слоями общества. И, наконец, следует отметить не менее важную фазу, иллюстрирующую его «созревание», «протрезвление».

Эти основные переходные этапы становления героя можно проследить в «Правилах Дома сидра» Дж. Ирвинга. Тема воспитания Гомера Бура таким образом принимает форму трехчастной структуры, в которой пространственные категории связаны с определенными фазами развития героя: Сент-Облако в самом начале романа как символ «духовности», наивности, мечты о лучшем будущем; «Океанские дали» - лицемерия, измены себе, нарушения традиционных устоев, предписанных обществом; и Сент-Облако в конце романа - обретение себя, обретение «дома».

Ирвинг показывает Гомера в начале своего жизненного пути, когда он не знает окружающего мира, когда еще не ведает разницы между добром и злом. Все его попытки обрести семью заканчиваются неудачно: он снова и снова возвращается в приют. Однако настает момент, когда герой покидает Сент-Облако вместе с Уолли и Кенди и за пределами приюта у него начинается новый этап становления, который сопровождается познанием окружающего мира в отношениях с другими людьми. Рамки наблюдения Гомера за миром, который был ограничен Сент-Облаком, постепенно расширяются. Теперь он живет у Уортингтонов, пробует себя в новой профессии, и это открывает ему новых людей и новые стороны жизни. Одним из испытаний, характерных для романов воспитания, является испытание любовью: Гомер любит Кенди, их роман становится взаимным после ухода Уолли на войну, но недолгим: он расстается с Кенди, когда ее жених возвращается парализованным. Все события, происходящие с Гомером вдали от Сент-Облака, приводят к «созреванию» решения вернуться в приют и именно там «приносить пользу». Однако это желание у него появляется не сразу, не спонтанно, на это у Гомера уходят долгие годы борьбы с самим собой. Всю жизнь он ищет свое место в том мире, в который ему удается вырваться, но так и не находит его. И тогда Гомер решает вернуться в приют, чтобы «служить людям», чтобы взять уже на себя роль воспитателя, которую когда-то выполнял доктор Уилбур Кедр.

идеал, опора, которую он находит в лице д-ра Кедра. Доктор является наставником, учителем, ментором главного героя, который ведет его по жизни и решает его судьбу. Он переписывает его историю рождения, приписывает порок сердца и готовит все необходимые документы на имя Фаззи Бука, молодого доктора, который сможет заменить его самого и возглавить приют. Ничто не может помешать осуществлению планов доктора, даже то, что его воспитанник до последнего пытается оспорить свою, связанную навсегда с приютом судьбу, которую ему предрешил его наставник. Он наблюдает за взрослением Гомера, и все находится под его контролем.

Роман «Правила Дома сидра» посвящен исканиям главного героя, стремившегося найти свое место и призвание в жизни, «быть» полезным» обществу, сыграть ту положительную роль, которую играет человек в своем высоком предназначении. Однако и в этом романе не обходится без свойственного писателю употребления комического (то, как дают в приюте имена, попытки Гомера обрести семью, список правил, которые висят в доме для сезонных рабочих, вообще не умеющих читать, и др.). Поэтому можно сказать, что это современный роман воспитания со свойственными ему эволюцией главного героя и элементами комического.

В «Молитве об Оуэне Мини» Ирвинг продолжает развивать традиции романа воспитания. Центральными персонажами являются Джон Уилрайт, от лица которого ведется повествование, и Оуэн Мини, его лучший друг. В своем жизненном путешествии главный герой так же, как и герой предыдущего романа Ирвинга, проходит три фазы развития. Первая - детство Джона в маленьком городке Нью-Хэмпшира и его дружба с необычным, «крошечным» Оуэном Мини, вторая - история их взросления и юности, и третья - это жизнь главного героя после смерти друга. Именно его смерть является кульминационным моментом в жизни Джона Уил-райта и заставляет обрести веру в Бога, которым для него является Оуэн Мини.

Дж. Ирвинг использует прием погружения в прошлое как элемент поэтики романа воспитания, так как он запечатлевает главные, ключевые события жизни героя. Воспоминания необходимы, чтобы воссоздать всю сложность и многогранность психологического процесса, происходящего в романном настоящем. Связывая Джона Уилрайта такого, какой он есть сейчас, с его прошлым, воспоминания вырисовывают линию его становления от детства к настоящему моменту. В этом романе также содержится много автобиографических моментов. Конечно, все романы писателя отражают факты его биографии, однако роман «Молитва об Оуэне Мини» является в этом ряду самым автобиографичным. Город Грейвсенд, в котором происходят основные события, есть точный образец города Эксетер, откуда родом Ирвинг; Грейвсендская академия, в которой учатся Джон и Оуэн, напоминает академию Филиппа в Эксетере. Так же, как и писатель, главный герой воспитывается отчимом и всю жизнь пытается выяснить, кто его настоящий отец, и так же, как и Ирвинг, он становится учителем и преподает в школе для девочек и, наконец, полное совпадение имени - Джон.

Таким образом, в соответствии с традицией романа воспитания Дж. Ирвинг выделяет основные переходные этапы становления личности главного героя «Молитвы...» в его столкновении и взаимодействии с окружающим миром и акцентирует внимание на тех событиях жизни и тех личностях, которые оказывают на внутренний мир героя непосредственное влияние.

«черного юмора». Ориентация на роман воспитания, присутствующая в «Мире глазами Гарпа», «Правилах Дома сидра», «Молитве об Оуэне Мини», оказывается чрезвычайно важна и для последующих этапов творчества писателя.

Литература

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин; сост. С. Бочаров. М.: Искусство,1979. 424 с.

2. Ирвинг Дж. Мир глазами Гарпа / Дж. Ирвинг; пер. с англ. И. Тогоевой. М.: Иностранка,2005. 751 с.

3. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Intrada,2008. С. 218-220.

5. Bernstein R. John Irving: 19th Century Novelist for These Times / R. Bernstein // New York Times. 1989. April, 25. P. 8.

6. Buckley J. Season of Youth: The Bildungsroman from Dickens to Golding / J. Buckley. Cambridge: Harvard UP, 1994. 336 p.

ЗАГАРИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА - старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации историко-социологического института, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (ele-zagarina@rambler.ru).