Приглашаем посетить сайт

Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П.: "Американская мечта" и американская действительность.
Введение

Введение
 

В конце 60-х и в особенности в начале 70-х годов по целому ряду причин социального и политического характера в США особенно ярко проявились все симптомы морального кризиса. Этот кризис явился частью идейно-политического кризиса, охватившего современное буржуазное общество. В докладе на XXVI съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев отметил факт продолжающегося идейно-политического кризиса империалистической системы: «Сузилась сфера империалистического господства в мире, обострились внутренние противоречия в странах капитала и соперничество между ними. Резко возросла агрессивность политики империализма — и прежде всего американского»1.

В США этот кризис проявился наиболее остро в 60—70-х годах, в связи с поражением во Вьетнаме, подъемом молодежного движения и обострением расовых конфликтов. В области морали, а еще шире — в сфере ценностных ориентации огромного слоя американцев этот кризис породил явления двойного порядка. С одной стороны, он привел к росту аморализма, девальвации традиционной системы нравственных ценностей, к утрате устойчивых моральных критериев, что в особенной степени проявилось в молодежном движении, когда американская молодежь пыталась создать «новую мораль», соответствующую ее поискам «новой чувственности» 2. С другой стороны, моральный кризис привел к своеобразному «ревайвализму» — возрождению и переосмыслению некоторых традиционных моральных ценностей и идеалов, которые должны были занять место обесценивших себя моральных императивов и таким образом заполнить образовавшийся «моральный вакуум». К числу такого рода идеалов относится то, что традиционно в американской литературе обозначается термином «американская мечта». 

Что же такое «американская мечта»? Какой круг представлений, моральных ценностей, политических идеалов она отражает?

Современная буржуазная пропаганда стремится представить «американскую мечту» в качестве единого «всеамериканского» идеала, придавая ей националистическое и надклассовое содержание. ' При этом игнорируется и тщательно маскируется тот очевидный факт, что уже с самого своего возникновения «американская мечта» явилась отражением острой классовой борьбы и противоположных классовых интересов. Эти приемы буржуазной пропаганды получили распространение в последние годы, и особенно в связи с 200-летием США, они имели совершенно очевидную цель — скрыть те классовые и социальные конфликты, которые и сегодня раздирают американское общество.

Полемизируя с такого рода буржуазной апологетикой, Генеральный секретарь КП США Гэс Холл в выступлении на симпозиуме «Марксизм и 200-летие США» в Колумбийском университете в апреле 1976 года сказал: «Классовая борьба пробиралась зайцем в трюмах тех судов, которые отплывали к обоим континентам Америки. Классовая борьба первой вступила на берег в Плимуте, а через 16 лет после того, как там высадились первые поселенцы, уже произошла оставившая след в истории забастовка рыбаков. Наша двухсотлетняя история — это двести лет классовой борьбы и одновременно двести лет разгула расизма».

В противоположность буржуазному мифу о единой надклассовой мечте марксизм выдвигает принцип классового, конкретно-исторического анализа содержания тех идеологических элементов, которые входили в состав «американской мечты». Методологической основой этого анализа может служить ленинская концепция двух культур в каждой национальной культуре в условиях буржуазного общества. «В каждой национальной культуре,— писал В. И. Ленин,— есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры» 3.

Ленинское учение о двух культурах в каждой национальной культуре может быть методологической основой для исследования тех идеологических явлений, которые входят в содержание такого сложного феномена, как «американская мечта». Оно позволяет видеть, что не существует никакой единой «американской мечты». В истории американской идеологии всегда существовали, по сути дела, две мечты: буржуазная и апологетическая, с одной стороны, и демократическая — с другой. Одна — это традиционная мечта о лучшей жизни, равенстве и братстве, мечта американских трудящихся, негритянского населения и других национальных меньшинств. С другой стороны, существуют и попытки американских идеологов свести все содержание «американской мечты» к «американскому образу жизни», к казенному патриотизму и национализму, этике преуспеяния и философии «равных возможностей». Все это — паразитизм на народной мечте о лучшей жизни, на ее живительных корнях в истории американской демократии.

«Американская мечта» — трудноопределимое понятие. Некоторые американские исследователи вообще считают невозможным определить «американскую мечту», утверждая, что она представляет собой не логическое понятие, а некую иррациональную коллективную надежду 4. Быть может, поэтому американские словари и энциклопедии вообще не содержат определения этого понятия. И тем не менее в специальных исследованиях об «американской мечте» мы находим довольно пестрый спектр мнений относительно значения этого понятия. Некоторые авторы связывают «американскую мечту» с традиционной национальной этикой преуспеяния, со стремлением к успеху 5. Другие видят в мечте своеобразный тип утопии, веру в лучшее будущее Америки 6. Для третьих «американская мечта» равнозначна «американскому образу жизни» и т. д.

В американской литературе нет недостатка в попытках представить «американскую мечту» как основу всей американской демократии, а ее основоположников — как пророков и мечтателей. «Первая зафиксированная «Американская мечта»,— пишет Стюарт Холбрук,— это была мечта о небольшом корабле, пересекающем бушующий океан с пассажирами на борту, которые вряд ли могли поверить, что настанет день, когда их будут вспоминать как пионеров, а «Мэйфлауэр» будет символизировать собой «свидетельство о рождении» американской демократии. Величайшая Американская Мечта вырисовывается в величественных строках Декларации независимости, ей дает основу Конституция» 7

Другие авторы идут еще дальше, пытаясь приравнять «американскую мечту» к учению Маркса о коммунистическом обществе. «Наше исследование,— пишет Р. Гудвин,— начинается с утверждения сходства между Марксовой утопией (!) и Американской мечтой. Обе исходят из веры в то, что все люди имеют равные права в области материального благосостояния и что равенство составляет необходимую основу, которая открывает людям «царство свободы», развитие «человеческих потенций» или «поиски счастья» 8.

Столь пестрый набор определений не случаен. Он свидетельствует о том, что «американская мечта» — сложный комплекс понятий, идеалов, надежд, характерных для американского социально-политического сознания. Этот комплекс включает, во-первых, целый ряд социально-психологических стереотипов, связанных со спецификой так называемого американского характера, американской историей, как, например, с возникшим еще во времена освоения Запада представлением о «мобильности» американцев, со стремлением к передвижению, к поискам новых пространств и т. д. Во-вторых, он содержит комплекс моральных идеалов и норм, таких, как представление о «равных возможностях», о «человеке, создавшем самого себя» (self-made man), концепция успеха и т. д. В-третьих, с процессе эволюции «американской мечты» на нее наложился ряд социально-политических представлений, в том числе концепция «американской исключительности» и «явного предначертания», что существенно трансформировало «американскую мечту» и сделало ее предметом не только нравственных, но и политических дискуссии 9.

Политическая история США содержит многочисленные попытки истолковать «американскую мечту» в качестве чисто буржуазного феномена, для того чтобы оправдать политику правящей администрации и пробудить в американцах патриотический энтузиазм. «Американская мечта» стала расхожим понятием для утверждения морализма в политике 10. Она прочно вошла в словарь риторических терминов конгрессменов. К «американской мечте» неоднократно обращался бывший президент США Линдон Джонсон, пытавшийся создать миф о «великом обществе», которое якобы принесет каждому «изобилие и свободу» 11. В речи от 16 сентября 1965 года он сказал: «Мы намерены показать, что мечта Америки о «великом обществе» не остановится на полпути. Это не только американская мечта. Добро пожаловать всем участвовать в этом обществе, все приглашаются внести в него свою лепту» 12

Другой американский президент, Ричард Никсон, в своей инаугурационной речи в 1968 году говорил: «Американская мечта недоступна тому, кто уснул... Мы должны перенести долгую ночь американского духа. Но когда наши глаза уловят первые слабые лучи восхода, давайте не проклинать темноту. Давайте накапливать свет» 13.

скандалом.

Джимми Картер, обещавший восстановить престиж США и доверие к правительству, также обращался за помощью к магической вере в «американскую мечту». В своей инаугурационной речи он сказал: «Я не собираюсь сегодня провозглашать какую-то новую мечту, а скорее, хочу призвать заново поверить в нашу старую мечту...»

Делая акцент на «старой» мечте, Картер тем самым подчеркивал морализм своей политической программы, ее связь с традиционной системой ценностей. Правда, в этой же речи Картер совершенно открыто попытался использовать риторику «американской мечты» в чисто прагматических целях, для укрепления собственного политического имиджа. По его словам, «американская мечта» означает не только веру в лучшее будущее Америки, но и веру в правительство. «Американская мечта вечна. Мы должны снова до конца поверить в свою страну и друг в друга. Я верю в то, что Америка может быть лучше, чем она есть. Мы должны быть сильнее, чем прежде. Пусть наши прежние ошибки заставят нас вновь возвратиться к основополагающим принципам нашей страны, ибо нам известно, что, если мы презираем правительство, у нас нет будущего». Идеологический смысл этого заявления совершенно очевиден.

За годы пребывания на посту президента оптимизм Картера, его вера в реставрацию «старой американской мечты» значительно пошатнулись. В выступлении по национальному телевидению в июле 1979 года он вынужден был говорить уже о «кризисе духа», о кризисе доверия в стране: «Это кризис веры, это кризис, который затрагивает самое сердце, душу и дух нашей национальной воли. Мы можем видеть этот кризис в растущих сомнениях в смысле нашей жизни и в утрате единства целей нашего народа. Подрыв нашей веры в будущее является угрозой уничтожения самого социального и политического строя Америки» 14.

Признание Картером «кризиса духа» есть одновременно признание кризиса «американской мечты», признание глубокого духовного кризиса, который налицо сегодня в США.

Пришедшая в 1981 году к власти администрация Рональда Рейгана сделала основой своей политической программы идеологию консерватизма. Нынешний президент США заверяет, что «консерватизм открывает новые возможности развития... мечты о возрождении Америки откроют путь инициативе и упорному труду»15. В этом контексте идея «американской мечты» приобретает характер консервативной морально-религиозной доктрины.

Обращение ведущих общественных деятелей буржуазной Америки к «американской мечте» не случайно. В их политической риторике она — не просто метафора или красивый образ, она превращается в идеологическое средство, способ воздействия на общественное мнение. Дело в том, что в современных условиях, учитывая, что в массовом сознании происходят существенные изменения, аппарат буржуазной пропаганды прибегает к все более изощренным психологическим способам воздействия, к широкому использованию политических, идеологических и национальных мифов. «Империализм не может рассчитывать на успех, открыто провозглашая свои действительные цели. Он вынужден создавать целую систему идеологических мифов, затуманивающих подлинный смысл его намерений, усыпляющих бдительность народов» 16.

В 70-х годах вера в «американскую мечту» переживает серьезный кризис, который связан с общим идейным и духовным кризисом в стране 17«американская мечта» умерла, превратилась в «американский кошмар».

«Американская мечта» используется как средство буржуазной пропаганды, рекламирующей американский образ жизни. Следует отметить, что буржуазные идеологи стремятся манипулировать массовым сознанием с помощью социальных мифов, основанных на вере. Отсюда всевозможные попытки обоснования мифа в структуре современного общественного сознания, с которым выступают многие американские социологи. «Для того чтобы функционировать как сознательный организм,— пишет Г. Хаддсон,— нация должна упростить свой хаотический опыт и превратить его в идеи и лозунги публичных дискуссий и политических выступлений. Одним из существенных средств кристаллизации национального сознания является миф» 18. Таким мифом в структуре буржуазной пропаганды становится и «американская мечта». Отсюда признание иррационального характера этой мечты, ориентация не на знание и мышление, а на интуицию и эмоции. Вера в «американскую мечту» оборачивается верой в миф.

Политическая пропаганда США, отражающая интересы правящего класса империалистической Америки, широко использует различные элементы «американской мечты» как средство манипуляции сознанием людей, как антисоциалистическое противоядие в условиях борьбы двух общественных систем. «Мечты» такого рода, необходимые и сегодня силам мировой реакции, резко противостоят демократической мечте, продолжающей жить в сознании масс американских трудящихся, угнетенных слоев черных и белых граждан Америки.

Не случайно мужественный борец за права негритянского населения Мартин Лютер Кинг в 1962 году выступил в Вашингтоне с речью «Есть у меня мечта...», в которой он связывал надежды негритянского населения на свободу и равенство с демократической мечтой Америки (более подробно мы будем касаться этой речи несколько ниже) 19.

«американской мечты» как синонима американского образа жизни существует и демократическая мечта, связанная своими корнями с демократическими американскими традициями.

Как показали исследования ряда социологов и историков, «американская мечта» в период депрессии 30-х годов способствовала радикализации идеологии рабочего класса и некоторых слоев либеральной интеллигенции, создавала оптимистическую веру в достижение целей классовой борьбы и солидарности трудящихся 20.

Любопытное исследование об отношении трудящихся Америки к «американской мечте» провел известный публицист Стадс Тёркел. В 1976 году в журнале «Иностранная литература» был опубликован русский перевод его книги «Работа» 21, в которой он описал судьбы трудящихся людей Чикаго. В своей новой книге, которая называется «Американские мечты: утраченные и обретенные», он ставит своей целью выяснить отношение американских трудящихся к традиционным моральным ценностям и идеалам. В интервью по поводу этой книги Тёркел сказал, что ее основу составляют социологические опросы более ста американцев, представителей различных профессий, специальностей и социальных слоев. Резюмируя смысл своих исследований, Тёркел говорит: «Мечта о равенстве — это, конечно, мечта. В Америке она никогда не осуществлялась. Но трудящийся человек должен иметь что-то помимо своей работы. Поэтому моя мечта — это мечта о том, чтобы трудящиеся имели отдых и свободное время, которое позволило бы им жить полноценной жизнью» 22

Однако, несмотря на то, что некоторые элементы, входящие в состав феномена «американской мечты», имеют связь с демократическими традициями, сама эта мечта как определенная надежда на лучшую жизнь имеет ограниченные исторические горизонты.

политического сознания трудящихся Америки, достигнутых коммунистическим движением, «американская мечта» уже не стоит во главе идейно-политической программы. Ее место занимают другие, более передовые и политически осознанные идеалы, идеалы социализма, интернационализма и антиимпериалистической борьбы.

Хотя «американская мечта» издавна была феноменом национального сознания американцев, она долгое время не имела теоретического и логического выражения. Впервые термин «американская мечта» употребляет Генри Адамс в своей «Истории Соединенных Штатов Америки» (1884). Однако теоретическое развитие это понятие получило в работах Джеймса Траслоу Адамса, «историка американской мечты». В своей книге «Американский эпос» (1931) он применил это понятие ко всей американской истории, представив ее как историю реализации «американской мечты», попытался определить ее, проследить отдельные этапы ее развития.

«Американская мечта», что вполне соответствовало бы предмету его исследования, но издатель книги отказался от этого названия. Об этом случае сам Адамс сообщает следующее: «Америка всегда была страной мечты. Однако Эллери Седгвик не позволил мне назвать мою книгу «Эпос Америки» «Американской Мечтой», как я того хотел. Его возражения основывались на том, что ни один иммигрант, приехавший в Америку, не заплатит три с половиной доллара за мечту. Но именно иммигранты ставят последнее песо на мечту, а из всей моей книги только одна фраза превратилась в газетный штамп — это «американская мечта» 23

Действительно, издатель ошибся. Начиная с Адамса термин «американская мечта» прочно вошел в научную и художественную литературу, а книги с подобным названием имеют повышенный спрос на американском книжном рынке.

Как официальный историограф «американской мечты» Адамс стремился дать ей чисто буржуазное истолкование. Он пытался обосновать исключительность «американской мечты», ее внеклассовый и внесоциальный характер.

«американскую мечту» с американизмом. По его словам, эта мечта содержит в себе то, что отличает американцев от европейцев. «Если американизм был мечтой, то он был в то же время величайшей реальностью в американской жизни. Он был такой же движущей силой, как пшеница или золото. Это был американизм, и его алтарь находился в сердце каждого простого человека. Может быть, этот человек не сделал многого для американской культуры в ее узком смысле, но он сражался за упрочение американской мечты. Именно это сделало его великой фигурой американской драмы» 24.

После Адамса термин «американская мечта» широко вошел в американскую политическую, социологическую и художественно-критическую литературу, что мы постараемся показать в дальнейшем изложении.

В нашей литературе тема «американской мечты» привлекала к себе внимание главным образом литературоведов, которые обращались к ней в связи с интерпретацией и освещением различных периодов американской литературы. Отметим, что и здесь существуют самые различные, порой противоположные точки зрения. Так, например, М. Мендельсон полагает, что понятие «американская мечта» имеет значение только по отношению к далекому прошлому американской истории и совершенно неприменимо к XX столетию: «В двадцатом веке понятие «американской мечты», по нашему мнению, вовсе утратило свой смысл в приложении к современности. Оно и стало исчезать (хотя и не ушло полностью) из литературы, во всяком случае, сделалось в основном исторической реминисценцией» 25.

Этот вывод представляется нам слишком поспешным. Фактически вне поля исследования оказывается современное состояние «американской мечты», ее эволюция и превращение ее в «американскую трагедию», «американские кошмары».

Мы полагаем, что «американская мечта» является важнейшим социально-психологическим и идеологическим компонентом в общественной жизни современной Америки и поэтому ее исследование представляет не только исторический, но и актуальный интерес.

«Американская трагедия» и «американская мечта», где под углом зрения мечты рассматривается вся история современной американской литературы, начиная с Т. Драйзера и кончая литературой 70-х годов. Нельзя не согласиться с выводом, к которому приходит А. Зверев: «Тема не исчерпана, к ней литературе предстоит возвращаться снова и снова, соизмеряя Идеал с меняющейся реальностью, глубже проникая в противоречия самого Идеала, в диалектику общественных процессов и явлений психологической и нравственной жизни, так или иначе сопряженных с верой в «Мечту» и попытками ее практического осуществления» 26.

В русле исследования современной американской литературы возникают интересные попытки определения «американской мечты». Так, А. Мулярчик, комментируя книгу У. Аллена «Традиция и мечта», дает следующее определение: «Американская мечта» — совокупное представление об идеальном будущем Америки, возникающем в творчестве писателей США, начиная с Купера и кончая многими современными прозаиками» 27.

Определение, которое дает «американской мечте» А. Мулярчик, представляется верным, но недостаточно конкретизированным. Если иметь в виду исходную форму, которую демократическая «американская мечта» получила в своем первоначальном виде, в частности в «Декларации независимости», то ее можно определить следующим образом: «Американская мечта» — это представление о демократическом пути развития Америки, содержащее для каждого американца индивидуальную надежду на достижение успеха, «равенство возможностей» и «стремление к счастью».

«Американская мечта» возникла как идеал победившей буржуазной демократии. Главное содержание этой мечты заключалось в вере в безграничные богатства Американского континента, в свободу от религиозных и сословных ограничений, надежде на то, что каждый отдельный человек, если он будет упорно стремиться к цели, добьется успеха и получит свой шанс в стремлении к счастью. В последующем это демократическое содержание «американской мечты» утрачивалось, пока она не превратилась в привычное средство американской пропаганды.

В анализе «американской мечты», ее социального и исторического содержания, ее эволюции в духовной культуре и общественном сознании Америки, который предпринимается в настоящей книге, мы опираемся на уже проделанные в нашей литературе исследования. Следует вместе с тем подчеркнуть, что наш подход к теме не ограничивается рассмотрением судеб «американской мечты» в художественной литературе.

«американской мечты», ее связь с отдельными периодами американской истории. В книге показывается, что эта мечта возникла на революционном подъеме буржуазного общества XVIII и XIX веков, в борьбе с феодальной и полуфеодальной Европой. Правда, в дальнейшем развитии американской истории по мере превращения США в империалистическую державу содержание «американской мечты» менялось, наполнялось различным идеологическим смыслом — от выражения отдельных демократических идеалов вплоть до использования ее в целях пропаганды «американского образа жизни», превращения ее в официальный лозунг, в вульгарное средство обмана и лицемерного приукрашивания.

В контексте этой эволюции «американской мечты» анализируются и некоторые составляющие ее идейные и идеологические компоненты, в частности «этика успеха», концепция «равных возможностей» и т. д.

Специальным предметом настоящей книги является анализ того, каким образом «американская мечта» и ее эволюция получили отражение в духовной культуре Америки, в ее идеалах, морали, представлениях о будущем, в различных видах искусства — литературе, кинематографе, драматургии.

Авторы отдают себе отчет в том, что тема, к которой они обратились, далеко не исчерпана и, очевидно, еще неоднократно будет привлекать внимание исследователей.

Концепция и структура книги продумывались авторами совместно, совместно написаны главы 1-я и 7-я. Главы 2-я, 3-я и 5-я, а также часть III—Т. Г. Голенпольским. Введение, главы 4-я- и 6-я, а также заключение написаны В. П. Шестаковым.

1 Материалы XXVI съезда КПСС М., 1981, с. 4.

2 Jankelovich D. The New Morality. N. Y., 1974.

—121.

4. «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна и слишком смутна: разные люди имеют в виду различный смысл, говоря о ней» (Carpenter F. American Literature and the Dream. N. Y., 1955, p. 3).

6. Parrington V. L. American Dreams. A Study of American Utopias. Providence, 1947.

7. Holbrook S. H. Dreamers of the American Dream. N. Y., 1957, p. 35.

8 Goodwin R. The American Condition. N. Y., 1974, p. 18.

9. Не случайно, что некоторые буржуазные идеологи обосновывают идею об «нсключительности» «американской мечты», о ее уникальном характере. «Американцы,-- писал известный американский критик и политический деятель Л. Триллинг,— это единственная нация, которая гордится своей мечтой и которая дала ей имя «Американская мечта» (Trilling L. The Liberal Imagination. Essays on Literature and Society. N. Y., 1970, p. 252).

— «США: Экономика. Политика. Идеология», 1977, № 11.

11. Johnson L. My Hope for America. N. Y., 1954, p. 51.

12. Kearns D. Lyndon Johnson and American Dream. N. Y., 1976, p. 220.

13. The American Dream in Literature. Ed. by E. Werner. N. Y., 1970, p. 208.

14. «За рубежом», 1979, №31, с. 9.

16. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. М., 1969, с. 78.

17. Об этом нам уже приходилось писать (см.: Шестаков В. П. «Американская мечта» и моральный кризис— «США: Экономика. Политика. Идеология», 1979,

18. Haddson J. America in Our Time. N. Y., 1976, pp. 3-4.

19. См.: Книг М. Есть у меня мечта. . . М., 1970.

21. См.: «Иностр. лит.», 1976, № 1—2.

22. « Rolling Stone», 1978, Jul. 13, p. 22.

23. Newins A. James Truslow Adams. Historian of the American Dream. Illinois, 1968, p. 296.

«Американская трагедия» Теодора Драйзера. М., 1971, с. 62.

26. Зверев А. «Американская трагедия» и «американская мечта».— В кн.: Литература США XX века. М., 1978, с. 208.

27. Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970, с. 255—256.