Приглашаем посетить сайт

Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П.: "Американская мечта" и американская действительность.
Заключение

Заключение

Итак, мы ознакомились с содержанием «американской мечты» и основными этапами ее социальной и исторической эволюции. Нам хотелось показать широкое распространение феномена «американской мечты» в самых разнообразных аспектах американской культуры. В своем анализе мы исходили из двух типов «американской мечты» — буржуазной и демократической. Мы убедились, что судьбы демократической мечты, ее взлеты и падения получили отражение в различных формах американского искусства, в поисках передовыми американскими художниками демократических корней национальной культуры.

Вместе с тем буржуазная идеология стремилась и стремится использовать популярность традиционных демократических идеалов, рожденных на этапе подъема американской буржуазной революции. Это проявляется в многочисленных попытках истолкования «американской мечты» в качестве символа «американских возможностей», «американского пути развития», «американского будущего», или просто американского образа жизни. Средства массовой информации — телевидение, радио, кино, газеты и журналы, политическая реклама — стремятся тиражировать «американскую мечту», сделать ее таким же ходким товаром на экспорт, как и американский образ жизни. В особенной мере использование «американской мечты» как ходкого товара буржуазной пропаганды стало ощутимо в связи с празднованием 200-летия независимости США. Юбилейные торжества, музыкальные фестивали и политические митинги сопровождались журнальным и газетным бумом: появилось огромное количество статей о прошлом Америки, о ее «исключительности», о «преимуществах» буржуазного образа жизни. Выше мы подвергали анализу эту юбилейную литературу и убедились, что восхваление демократического прошлого Америки сталкивается с осознанием серьезного кризиса в настоящем и отсутствием перспектив развития в будущем.

«Американская мечта» ныне все чаще становится дежурным лозунгом политического консерватизма и моральным прикрытием для шумных политических кампаний, имеющих целью рекламировать американский образ жизни. Такой была широко развернутая администрацией Картера политика «защиты прав человека», которая, как известно, и сегодня служит предлогом для нападок на СССР и страны социализма. В самих США подвергаются жестоким преследованиям тысячи инакомыслящих. Долгое время по сфабрикованному обвинению в тюрьме находилась «улмингтонская десятка». Полицейским преследованиям подвергалась мужественный борец за мир Анджела Дэвис, которая была брошена в тюрьму.

«Когда мы находились здесь, в здании суда,— писала Дэвис,— я слушала, как судья Томсон распространялся об американской системе правосудия. Он говорил о презумпции невиновности, о равенстве всех перед законом, о справедливости. Он нарисовал нам картину прекрасного мира. Но мне пришлось ждать суда два с половиной года. Своими глазами я видела, что справедливость — это не осуществление Американской мечты, а кошмар Америки» 1.

Эти слова весьма симптоматичны. Сегодняшняя политическая реальность превращает американские надежды, «американские мечты» в кошмар, и далеко не всегда «кондиционированный», а самый грубый, самый реальный.

Как отмечает Генеральный секретарь Коммунистической партии США Гэс Холл, в мышлении широких масс американцев происходят серьезные изменения: «Громадное число людей исследуют все области капиталистического образа жизни и ставят под сомнение сложившиеся представления. То, что вчера принимали за нечто само собой разумеющееся, сегодня отвергают: люди уже не принимают старые штампы и не верят демагогическим обещаниям» 2. «стали подлинным кошмаром для тех, кто творит мифы американского капитализма» 3.

— и все же пусть слабую, но все-таки надежду на то, что мечта о лучшем будущем страны не умерла и не умрет, пока жив трудовой народ Америки. Залог тому сегодня, как и в прошлом, демократические и прогрессивные силы США, отстаивающие интересы трудящихся Америки, интересы всеобщего мира и подлинного счастья.

1. Цит. по листовке «Free Assata Shakur».

— «США: Экономика. Политика. Идеология», 1970, № 1, с. 16.

3. Там же.