Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 2
Л. М. Зверев: Литература трансцендентализма

ЛИТЕРАТУРА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА

С деятельностью трансценденталистов, прежде всего Эмерсона, основоположника и главы этой школы, зародившейся на исходе 30-х годов XIX в., связано самоопределение американского романтизма как литературного направления, опирающегося на философские и эстетические идеи, которые в сопоставлении с родственными европейскими доктринами выявляют несомненное своеобразие. Во многом это своеобразие предопределялось органической преемственностью трансцендентализма от пуританской традиции, прежде всего — этической: отсюда берет исток отличающая трансцендентализм интерпретация любых явлений общественной и дг же естественной жизни как преломления этических законов, — взгляд, ни в чем не созвучный романтическим воззрениям на социум и природу, привившимся в Европе. С другой стороны, трансцендентализм возникает на гребне энтузиазма, вызываемого самой идеей демократии и ее практическим претворением в американском обществе. Этим предопределены и попытки приверженцев трансцендентализма обосновать провиденциальное назначение Америки в мире, и тот последовательный демократизм, который присущ всей трансценденталистской программе, включая и эстетическую.

Сформулировав на языке философии и эстетики основные положения, касающиеся романтического мирочувствования и романтического художественного языка, как обе эти категории понимались в Америке, трансцендентализм оставил и собственное литературное наследие, отмеченное большим своеобразием, прежде всего жанровым. Авторитет трансцендентализма, как и объективное значение созданного Эмерсоном, а особенно Торо, способствовали исключительно плодотворному развитию таких жанров, как эссе, лирический дневник, натурфилософская поэзия, интеллектуальный трактат, историческая биография. Оставаясь в европейской литературе по преимуществу маргинальными вплоть до появления Ницше, который и как мыслитель, и как писатель испытал определенное воздействие трансцендентализма, в американском романтизме все эти жанры занимают центральное положение, какое длительное время не принадлежит, например, роману, лирическому стихотворению или гротескной фантазии — формам, столь важным и дорогим для европейских романтиков. С трансцендентализмом впрямую сопряжен и свойственный американскому романтизму в заметно большей степени, чем европейскому, интерес к утопическим доктринам, от руссоизма до фурьеризма, причем они не оставались только умозрительными проектами, но нередко приобретали значение практических программ (одной из них явилась и предложенная М. Фуллер программа женского равноправия, оказавшаяся исключительно влиятельной в XIX в. далеко за пределами Америки).

и духовных законов, явившееся фактом первостепенного значения для последующей эволюции американской литературы. В полной мере эти новаторские идеи были реализованы крупнейшими писателями, выступившими уже на втором, позднем этапе романтического движения, — Мелвиллом и Уитменом.

Л. М. Зверев