Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 2
Л. М. Зверев: Литература южных штатов

ЛИТЕРАТУРА ЮЖНЫХ ШТАТОВ

Особые пути формирования американской нации и государства обусловили ощутимое культурное своеобразие целого ряда регионов. Оно предопределено как разнородностью элементов, преобладавших в тех или других колониях на ранней стадии их существования, — этнических, религиозных, собственно культурных и т. п: , — так и несходством их исторических судеб после 1783 г., когда завершилась Война за независимость. Оно создано устойчивостью традиций, связанных с локальными особенностями различных штатов, прочностью или сравнительной ослабленностью пуританского влияния, спецификой решения таких проблем радикальной важности, как расовые отношения, и целым рядом других обстоятельств.

Резкое ускорение темпов социального развития в США начала XIX в., стремительность продвижения на Юг и на Запад, означавшее вхождение в американский Союз все новых территорий со своими специфическими чертами жизненного уклада и культурного менталитета, наконец, все более явственно обозначавшаяся угроза самому этому Союзу и неотвратимо приближающаяся Гражданская война, — все это придало регионализму как фактору социальной и духовной жизни страны особую важность. Регионализм в романтическую эпоху становится непосредственно важной для литературы чертой американского жизнеустройства, создавая как специфические литературные нормы, которые обладают неповторимостью для каждого культурно развитого региона, особенно для Новой Англии и для Юга, так и шире — особые модели литературного развития, долгое время сохраняющиеся в своей обособленности друг от друга и лишь на исходе столетия окончательно объединенные в рамках победившей национальной традиции.

Такой тип литературной эволюции остается, по крайней мере, для XIX столетия, специфически американским. Региональные особенности не только сообщают дополнительные оттенки общей картине, но сама картина, благодаря им, приобретает характер мозаичности: под "американской литературой" подразумевается, собственно, целый ряд явлений, лишь косвенно связанных с той основной тенденцией, которая обозначается у крупнейших представителей раннего романтизма и писателей трансценденталист-ской ориентации, т. е. у тех, чей талант выпестован духовной и культурной атмосферой Новой Англии. Постепенно обозначающиеся как относительно самостоятельные феномены — и затем покидающие литературную сцену, когда сглаживается специфичность самого региона, — литература Среднего Запада, Дальнего Запада, так называемых средних штатов (Пенсильвании, в первую очередь) и т. п., строго говоря, не создают собственной традиции, а тем более — своей эстетической программы. Однако на какое-то время каждая из этих региональных литератур приобретает значительность, благодаря появлению достаточно ярких фигур или просто в связи с особой ролью, приобретаемой самим регионом. И поочередно каждая из них становится существенным дополнением — иногда и коррективом, — без которого невозможно понять и оценить эстетику, становящуюся доминирующей для американской литературы как целого.

— в усугублявшемся на протяжении всей первой половины XIX века антагонизме Севера и Юга, который составил основной конфликт американской жизни этой эпохи. Движение истории вело к Гражданской войне, и с ее приближением в литературе, как и во всей интеллектуальной жизни США, полярность моделей социального и культурного развития, складывавшихся в свободных штатах по контрасту с рабовладельческими, становилась все более ясной. Это накладывает отпечаток на развитие литературы, придавая произведениям писателей, представлявших Юг, особенный интерес.