Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 2
Л. М. Зверев: Ранний романтизм

РАННИЙ РОМАНТИЗМ

В Америке не появлялось манифестов, подобных вордсвортов-скому предисловию к "Лирическим балладам" или работе мадам де Сталь "О литературе, рассмотренной в отношении к общественным установлениям", и это делает невозможной относительно точную датировку начала романтического движения за океаном. Несомненно, что у его колыбели стоят такие писатели, как Ирвинг и Брайант, однако оба они, в особенности Ирвинг, еще сохраняют намного более тесную связь с Просвещением, чем европейские романтики, включая и таких, как Байрон, всегда дороживший наследием "века Разума". Отсутствие антагонизма по отношению к верованиям, понятиям и эстетическим взглядам ближайших предшественников-просветителей вообще составляет характерную особенность американского романтизма, которая находит себе объяснение в существенных отличиях исторического опыта молодой республики от европейского, в несходстве общественной ситуации по разные берега Атлантики в первые десятилетия XIX в., наконец,— в специфике формирования самой американской нации и культуры, которая была ею создана.

Другой особенностью, сказавшейся, главным образом, как раз на раннем этапе истории американского романтизма, было фактическое отсутствие предромантического периода, который в США едва обозначился, не создав ни собственной эстетики, сопоставимой с европейским сентиментализмом, ни собственных крупных общественно-литературных явлений, подобных "Буре и натиску". Предромантические устремления лишь в небольшой степени затронули поэзию Ф. Френо и отчасти сказались на американском романе рубежа XVIII-XIX веков, особенно у Ч. Брокдена Брауна^ заплатившего щедрую дань готическому стилю. Однако ни трансформации героя, ни изменения жанровых структур, ни тем более — сколько-нибудь существенного пересмотра философских ориентации Просвещения, как происходило в Европе на исходе восемнадцатого столетия, в Америке не наблюдалось — для этого не было предпосылок в общественном сознании и почвы в еще только складывающейся национальной литературе. Поэтому не на стадии предромантизма, а уже в творчестве первых романтиков был осуществлен переход к новому пониманию личности, исключающему метафизичность просветительской интерпретации, к новому, заметно более сложному, чем в Просвещении, восприятию связей, соединяющих личность и универсум природы, личность и историю, личность и народ. Вся эта проблематика, актуальная в Европе уже для Стерна, молодого Гете, Руссо, в Америке возникла и стала всерьез осмысляться только в начальную пору романтизма, и ею определяется направленность исканий тех художников, которые связаны с этим движением на раннем его этапе.

Определяется, но не исчерпывается, поскольку для ранних романтиков особенно важное значение приобретает задача, которую,, по аналогии с явлением, хорошо известным по опыту новой латиноамериканской прозы, можно назвать "художественной инвентаризацией" действительности родной страны. Эта задача тесно сопрягается для них с обретением культурной самостоятельности, однако она оказывается творчески захватывающей и без такого рода дополнительных стимулов. Америка все увереннее осознается как уникальный космос, который словно бы самой природой предназначен для осуществления романтических утопий. Реальность предоставляет доказательства осуществимости "американской мечты". И описание родной страны, поначалу преследовавшее преимущественно фактографические цели, перерастает в опыт национального самопознания, происходящего пока еще под знаком почти безграничного, неомраченного доверия к центральному мифу, создающему идиллическую картину нового Адама в земном святилище Америки. В этом смысле Купер — несомненно, самая репрезентативная фигура для раннего романтизма в литературе США.

один и тот же комплекс доминирующих умонастроений и эстетических принципов,— так было и в Европе,— но и оттого, что на американской почве оказываются практически невозможными серьезные идеологические или политические расхождения, столь явственно обозначившиеся у европейских романтиков. По сути дела, историку американского романтизма невозможно представить себе что-то, хотя бы отдаленно напоминающее два полярно друг другу противостоящих "Видения суда", одно из которых принадлежит Саути, а другое Байрону, или обличительные иеремиады Гейне по адресу былых собратьев в "Романтической школе". Связь с политическими коллизиями времени у американских романтиков вообще чувствуется намного менее сильно, чем у европейских, проявляясь только в социальных романах Купера, не приумноживших его славы. А разногласия, даже такие острые, как полемика между По и Эмерсоном, никогда не выходят за границы эстетической проблематики: спор идет о сущности и назначении поэзии, а вовсе не о позиции поэта в социальных противоборствах эпохи. Специфичность опыта заокеанской республики предопределила и эту, третью особенность раннего американского романтизма: он предстает, без всяких оговорок или уточнений, единством — и как эстетическая концепция, и как реально существующее направление в литературе.