Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 2
Л. М. Зверев: Риторика и литература

РИТОРИКА И ЛИТЕРАТУРА

Ораторская речь и проповедь главенствуют в колониях Нового Света, составляя, наряду с немногочисленными образцами поэзии, единственные формы проявления духовной жизни, получившие статус, близкий к литературному жанру, хотя, разумеется, не являющиеся литературой в полном смысле слова. Вплоть до конца XVIII века сохраняют устойчивость канонические нормы высокой риторики, изначально доминировавшие в этой сфере. Однако романтизм привел и в ней к существенным качественным переменам, предопределив новизну истолкования основных коллизий, получавших отклик и на ораторской трибуне, и на церковной кафедре, но еще более — новизну стилистики, трансформацию риторических приемов и всего литературного оформления, становящегося все более изощренным и у ораторов, и у проповедников этой эпохи. "Простой стиль", считавшийся нормативным, что соответствовало духу пуританства, особенно дорожившего риторической словесностью, становится архаичным. Риторика сближается с литературой романтической направленности. Особенно это заметно в проповедях таких выдающихся пастырей, как Лайман Бичер.

Система жанров раннего романтизма не может быть охарактеризована без рассмотрения достижений в ораторском искусстве и в проповеди, и это одно из отличительных свойств американского литературного развития: для Европы в эпоху романтизма риторические жанры не обладают сколько-нибудь существенным значением. Подобная ситуация объясняется как особой важностью риторики в культуре пуританской Америки, создавшей очень прочные традиции, так и тем обстоятельством, что и ораторская речь, и проповедь становились аутентичным способом для того, чтобы передать сугубо американские верования, те представления как о злободневных, так и о метафизических проблемах, которые наиболее глубоко укоренены в народной массе. Риторические формы становились той литературной областью, где по-своему очень отчетливо сказались сложности формирования национального характера, символов, мифов, ритуалов и т. п. В этом смысле правомерно их сближение с формами фольклора, в котором тот же процесс запечатлен еще более отчетливо.