Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 3
Я. Н. Засурский.: Введение

ВВЕДЕНИЕ

Третий том "Истории литературы США" охватывает середину XIX в. — чрезвычайно плодотворный период для национальной словесности, связанный с поздним романтизмом и справедливо названный выдающимся американским исследователем Ф. О. Маттисеном "американским Ренессансом". Он представлен такими значительными именами, как Эдгар По, Г. У. Лонгфелло и Дж. Г. Уиттьер — в поэзии и Натаниэль Готорн и Герман Мел-вилл — в прозе. Как правило, американские историки литературы рассматривают творчество большинства из названных художников в одной обойме с трансценденталистами и рядом с поэзией У. Уитмена. Мы же отступили от традиционной структуры анализа американского романтизма, несколько подняв нижнюю границу — включив трансценденталистов во второй том — и снизив временную планку — перенеся Уитмена в четвертый том.

Подобное построение тома, сосредоточенного на художественных явлениях позднего романтизма, как нам кажется, позволяет увидеть динамизм и драматичность развития американской литературы середины столетия. Эта литература многопланова и многослойна, в ней получили развитие многие плодотворные художественные тенденции. Те явления, которые лишь обозначились в начале века, в 20—30-е годы, в прозе и поэзии позднего романтизма приобрели развитые, законченные формы. В рамках романтического мировоззрения осмысливались новые процессы, идущие в американском обществе; при углубленном внимании к проблемам морали формировались представления о высоких общечеловеческих ценностях. На протяжении нескольких десятилетий менялись литературные приоритеты. На смену остросюжетным, насыщенным захватывающими коллизиями историческим повествованиям Купера приходят отмеченные глубоким психологизмом и философским содержанием произведения По, Готорна и Мелвилла. Однако в годы Гражданской войны эти авторы уже не играли ведущей роли в литературной жизни США. С середины 50-х годов на первый план выходит аболиционистская литература.

Динамизм проявился не только в быстром изменении репутаций писателей, но и в развитии литературы в целом. Это прежде всего относится к такой специфической черте национальной словесности, как регионализм. Кроме литературы традиционных культурных регионов — Новой Англии, Средних Штатов и Юга, в результате все более глубокого продвижения фронтира на запад постепенно складываются новые литературные регионы. В недрах фольклора пионеров-первопроходцев — лесорубов, лоцманов, золотоискателей — формируется важная, отмеченная сугубо американскими чертами литературная традиция, представленная творчеством юмористов, газетным рассказом, выступлениями заезжих лекторов, которые нередко использовали маску бывалого человека, рассказывающего о покорении новых земель, сближая устные и письменные формы.

и рабовладельческим Югом не только в политической, но и культурной сфере. Многие известные писатели были тесно связаны с антирабовладельческим движением. Прославились своими выступлениями против рабства Лонгфелло, Уиттьер и Брайант, произведения которых вызвали горячий отклик как в среде единомышленников в США, так и в Европе, где широко переводились поэзия, проза, а также ораторские выступления аболиционистов. Их позиция была особенно близка литераторам России, в которой нарастало движение за отмену крепостного права.

Большую известность получил роман Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" — один из первых бестселлеров в мировой литературе, обошедший в переводах практически все страны Европы и привлекший внимание широких слоев к судьбе черных рабов в Америке. Впервые в литературе проблема рабства была осмыслена так глубоко и впечатляюще. Можно говорить о сильных и слабых сторонах этого романа, но его художественные несовершенства компенсировались остротой общественного и этического звучания, высоким гуманистическим пафосом. Отражая определенные общественные настроения, он стал в известном смысле родоначальником социально ангажированной литературы, остро реагирующей на кризисные явления жизни общества. Не многие последователи Бичер-Стоу, даже более искушенные в литературном творчестве, могли сравняться с ней по эффективности воздействия на развитие истории. Оставаясь в рамках романтических представлений о мире, писательница была близка и к просветительским идеалам. Сила и пафос книги заключались в драматическом изображении страданий чернокожих рабов, вызывавшем глубокое сочувствие у читателей, даже мало знакомых с реалиями Юга. А сама книга звучала как боевой призыв. В дальнейшем традиции Бичер-Стоу были продолжены в творчестве писателей, проявлявших особую чуткость к социальным аспектам американского бытия, в том числе в работах журналистов — так называемых "разгребателей грязи" — на рубеже XIX и XX веков и во многих обличительных романах XX в.

В условиях раскола нации, приведшего к Гражданской войне, которой завершается рассматриваемый в данном томе период, американская национальная литература представляла собой довольно сложную, неоднозначную и пеструю картину. Наряду с воинствующей аболиционистской поэзией и фольклорной стихией фронтира существовала коренным образом от них отличавшаяся поэтическая "бостонская школа", ориентированная на каноны английской литературы. Но вершиной "американского Ренессанса" стало творчество наиболее талантливых его представителей, сумевших подняться над злобой дня и выйти на философский уровень в осмыслении проблем национальной жизни. Они создали непреходящие художественные ценности, которые вошли в сокровищницу отечественной и мировой литературы и оказали существенное влияние на развитие эстетического сознания последующих эпох.

Яркой фигурой в поэзии этого периода является Г. У. Лонгфелло, обратившийся к европейскому и индейскому фольклору. Его поэма "Песнь о Гайавате", принесшая автору мировую славу, к каким бы истокам мы ее ни возводили, индейским или угро-финским (традициям "Калевалы"), безусловно стала памятником индейской культуре и признанием важности аборигенного культурного слоя в американском культурном наследии.

Г Однако высшим взлетом для американской поэзии позднего романтизма, бесспорно, оказалось творчество Эдгара По, поэта и прозаика. Судьба его наследия своеобразна. В Европе он прославился прежде всего как поэт, осуществивший прорыв в глубинные сферы сознания, создавший новые эстетические формы, отмеченные особой метафоричностью, и открывший широкие горизонты для французских и русских поэтов. Однако в Америке его поэзия практически не нашла продолжателей, хотя в свое время многие его стихи оказывали на читающую публику завораживающее воздействие. В то же время проза По стала образцом для многих современников и определила существенные особенности развития прозаического повествования в США. Именно от По, автора своеобразных готических рассказов, оригинальных моделей остросюжетного, занимательного, в том числе и детективного рассказа, идет традиция национальной новеллистики, которая жива и поныне. Блестящий мастер детектива, По оказался ориентиром не только для массовой литературы — его влияние простиралось значительно дальше и определило создание новых жанров остросюжетной беллетристики как в Америке, так и в последующей европейской литературе.

личности. В творчестве Готорна, в его знаменитом романе "Алая буква" виден бунт против пуританской нетерпимости и стремление отстаивать интеллектуальную и этическую независимость человека от диктата церкви, провозглашенную трансценденталистами, которые сохраняли при этом веру в божественное начало.

соответствовало основной направленности романтического восприятия мира, открыв для американцев в романах "Тайпи" и "Ому" мир не испорченных цивилизацией полинезийцев. Но в зрелом творчестве, прежде всего в своем шедевре — романе "Моби Дик", Мелвилл вышел за рамки современной ему литературной эпохи и намного опередил ее, из-за чего интерес к его наследию не угасает и сегодня. В своей масштабной книге Мелвилл сумел по-новому осмыслить "американскую мечту", прозрев в ней трагические стороны. Писатель затронул также проблемы судьбы маленького человека в динамично развивающейся стране. Некоторые его образы, например писец Бартльби, сродни героям Диккенса и Гоголя. Мелвилл интуитивно видел новые конфликты, которые нарождались в промышленной Америке, и это сближало его с европейскими современниками-реалистами.

Поздний американский романтизм хронологически совпал со взлетом европейского реализма и несомненно имел с ним немало точек соприкосновения. Элементы нового метода прослеживаются у многих писателей-романтиков, подобно тому как, например, в творчестве Гоголя, Диккенса, Достоевского присутствуют романтические черты. Особенно очевидны реалистические тенденции в литературе Гражданской войны, столкнувшейся с необходимостью адекватного освещения новых сторон социального бытия и человеческой натуры. Этим процессам в томе отведена отдельная глава.

Связи между американской и европейской, прежде всего английской, литературой всегда оставались тесными. Достаточно сослаться на произведения таких мастеров, как По, Мелвилл, Лонгфелло. Не случайно впоследствии на творчество Готорна опирался Генри Джеймс, один из родоначальников американской реалистической школы, затем переехавший в Англию, где его прозу часто относят к английской литературе.

Особое внимание в томе уделено развитию литературы коренных обитателей Америки — индейцев, а также афро-американцев, творчество которых в предшествующих отечественных исследованиях по истории литературы США не получило должного внимания, а в трудах американских ученых зачастую и вообще игнорировалось. В томе также освещается развитие литературной критики и драмы этого периода. Во всех его разделах прослеживается, как в смене литературных форм и тенденций, во взаимодействии различных течений середины века осуществлялся тот сдвиг, который привел к рождению национальной литературной традиции, наиболее полно проявившейся в творчестве Марка Твена и Уолта Уитмена.