Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 4.
Фольклор Гражданской войны.

ФОЛЬКЛОР ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

Бесспорно, сама по себе Гражданская война, в которой главным коллективным действующим лицом являлась солдатская масса преимущественно сельского происхождения из различных концов страны, стала важнейшим событием в развитии фольклора. В то же время следует помнить, что солдатский фольклор представляет собой достаточно узкое явление, далеко не всегда способное получить национальный резонанс. Оба лагеря, конечно, активно пользовались уже накопленным англоязычным устным репертуаром, приспосабливая его к конкретным нуждам. Тяготы армейского быта способствовали развитию юмора, порой имевшего горький оттенок. Так, в рядах конфедератов, среди которых было немало бедноты, ход войны стимулировал появление шуток вроде этой: "У нас в отряде, если человек с одной дырой в штанах, так он уже капитан; с двумя — значит, лейтенант, а уж если с голым задом — то рядовой"4.

Явлением первостепенной важности, с точки зрения поддержания морального духа, был песенный фольклор. Небывалое смешение выходцев из разных штатов страны, возрастов и этнических корней привело к объединению и обмену песенным репертуаром, в котором постепенно выявились произведения, ставшие общим достоянием. Например, раскол между рабовладельческой аристократией и южной беднотой., участившиеся пьянство и массовое дезертирство рождали сатирические песни вроде "Старушки армии" ("Old Brass Army"). Пригодились и старые балладные приемы в сюжетах вроде "Битвы на холме Шаило" ("The Battle on Shiloh's Hill") распевав шейся обоими лагерями, поскольку она была посвящена оплакиванию поверженных отцов, братьев и сыновей, кем бы они ни были по своим убеждениям.

Война способствовала не только взлету патриотического чувства но и кристаллизации представления о "малой родине" в частности, связанного с самоопределением южан. Надо заметить что и в настоящее время в их среде не принято называть войну 1861—65 годов "Гражданской" — о ней говорят как о "войне между государствами/штатами" (war between the states). На волне "местного" патриотизма из недр военных лет вышла знаменитая песня "Дикси", ставшая гимном южан, но вскоре получившая общенациональное, а впоследствии и международное признание. Постоянной близостью смерти вызвана трогательно-сентиментальная тональность таких песен, как "Just before the battle, mother" ("Перед самой битвой, мама"). Вообще представление о войне как о трагедии, которая не выбирает жертв, составило постепенно суть народной точки зрения на нее.

История литературы США. Том 4. Фольклор Гражданской войны.

К числу наиболее популярных мелодий военной поры относится песня "Тело Джона Брауна" ("John Brown's Body"). Джон Браун, лицо исторически конкретное, быстро сделался фигурой фольклора, и уже в этом своем качестве породил важную тему в американской поэзии первой половины XX в. (у С. Винсента Бене, Карла Сэндберга и других). Быстро ставшая политическим знаменем северян, песня "Тело Джона Брауна" отличалась торжественной мужественностью тона, настроем гимна, маршевым ритмом, а имя героя-мученика вошло в систему национальных ценностей. В ее содержании ключевой является антитеза смертности тела и вечного величия духа, единства идеи и дела, обусловивших единство жизни и смерти. Простые, но цельные строки расширяют тему свободы до масштабов Вселенной.

Война способствовала и "второму рождению" песни уже в литературном обличье, вдохновив поэтессу Джулию Уорд Хоу, сочинившую на старый мотив новые слова. Так возник "Боевой гимн республики" ("Battle Hymn of the Republic", 1862). Несмотря на высокий пафос, новая редакция утратила художественную мощь, сузив адресат первоначального произведения. Стихотворение в целом выдержано в тоне канонического церковного гимна с присущей ему умозрительностью, где риторика подменяет живое чувство. Разве что возникающий в первых строках библейский образ "гроздьев гнева" да заключительная фраза: "As he died to make men holy/let us die to make men free" (Как Он погиб, чтоб дать людям святость, погибнем, чтоб дать людям свободу)5, достигают идейно-художественного синтеза. Устно-поэтическое наследие Гражданской войны в целом, безусловно, сообщило стимул национальной поэзии - из современников это прежде всего относится к Уолту Уитмену, а в XX в. - к творчеству С. В. Бене и В. Линдсея, для которых песенная традиция имела особенно большое значение; ощутимую дань отдал наследию Гражданской войны в своем творчестве Карл Сэндберг. Потрясающий опыт Гражданской войны, преломленный в поэзии, свидетельствовал о том, что фольклор этой эпохи реально способствовал новому пониманию традиций американской демократии.

героических личностях и чудесных избавлениях, связанных с перипетиями боевой обстановки. Особого направления в прозе северян, возникшего из фольклора военных лет, не обозначилось, что может объясняться влиянием книжно-библейской традиции, из которой вышли Стивен Крейн или Джон Дефорест. Создавая произведения о Гражданской войне, Б. Гарт также минует фольклор. На Юге ситуация была иной: устные предания, связанные с судьбами семейств и конкретных плантаций, как и нимб легенд, овеявших военных героев и политических деятелей Гражданской войны, послужили важным подспорьем для американской прозы XX в. Это касается представителей "южной школы" и прежде всего Уильяма Фолкнера, чье творчество во многом основано на культуре устного слова, важную часть которой составляет и фольклорное наследие Гражданской войны.

4 Lomax Alan. Folk Songs of North America. Garden City, N. Y., Doubleday, 1960, p. 344.

5 The Heath Anthology of American Literature Ed. by Paul Lauter. Lexington a. o., 1994, v. 2, p. 2693.