Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 4.
Л. В. Ващенко: Фольклор в эпоху западной экспансии

ФОЛЬКЛОР В ЭПОХУ ЗАПАДНОЙ ЭКСПАНСИИ

Американская действительность второй половины XIX в. складывалась под воздействием трех факторов общенационального значения. Гражданская война явилась трагическим и в то же время объединяющим событием, вовлекшим всю нацию в новый процесс коренных перемен. Мощный заключительный рывок на Дальний Запад, завершившийся территориальным оформлением континентальных границ США, явился вторым действенным фактором перелома. Выход национальной экономики и политики на технократические и имперские рубежи и последующая коммерциализация культуры и сознания стал третьей важнейшей приметой эпохи. Такие национально-государственные мероприятия, как прокладка трансконтинентальной железной дороги, обе части которой были в 1869 г. соединены золотым гвоздем, внедрение телефона и телеграфа, были материальным воплощением велений этого бурного времени и по-своему способствовали укрупнению масштабов развернувшихся процессов. Все вышеназванное предполагало грандиознейшее перемещение и смешение людских масс, в том числе и за счет новых эмигрантских вливаний. Самый обильный за всю историю США приток иммигрантов начался именно на рубеже XIX-XX веков и включил в себя такие значительные новые этно-националь-ные группы, как китайцы, шведы или выходцы из Восточной и Центральной Европы. И хотя сам термин "плавильный котел" появится лишь в начале XX в., механизм его работы оказался запущен вовсю именно во второй половине XIX в. Каждый из названных факторов, по-своему бросив вызов нации, выдвинул на повестку дня проблему национального единства, национально-исторической преемственности и тем самым стимулировал процесс образования и развития фольклора. Все эти обстоятельства в совокупности подготавливали экономику и культуру США XX в., но главное - они способствовали национальному и культурному становлению страны на новом этапе ее развития, формированию политико-экономических и идейно-эстетических комплексов, которые весь мир сегодня воспринимает как набор типичных образов и примет американского образа жизни. Важная роль в этом процессе принадлежит фольклору.

Две противонаправленные, но диалектично связанные тенденции - к национальному объединению и углублению исторически укорененного регионализма - создавали облик американского фольклора в послевоенный период. Именно в эпоху, о которой говорилось, что личности следует "расти вместе со страной", фольклор начал приобретать черты принципиально нового качества, принимая очертания общенациональные. Современная американская наука выделяет ныне, обращаясь к фольклору, четырнадцать фольклорных областей, среди которых далеко не всем удалось внести вклад в становление национального облика культуры и литературы США. К числу последних можно отнести, например, область на севере тихоокеанского побережья, район Великих озер или онемеченную часть Пенсильвании. Им, как и ряду других, суждено было исторически остаться на уровне региональном. Притом во временной перспективе значимость отдельных областей не была постоянной величиной. Так, к наступлению "позолоченого века" ведущая роль Новой Англии в формировании фольклора исторически остается позади. Одновременно с ее закатом на первый план неуклонно выдвигаются Юг и ряд областей на Западе, за рекой Миссисипи.

Уделом Юга, потерпевшего сокрушительное поражение в войне, стала коренная ломка уклада, но вследствие тех же причин культурное влияние Юга вышло далеко за его пределы и распространилось на Дальний Запад. Как известно, туда устремились разоренные войной южане — во искупление вины бывших солдат-конфедератов часто направляли дослуживать срок на Запад, где эти люди, уже привычные к смертоубийству, проявляли свои способности в "индейских войнах".

— две трети континента, освоение которых довершило облик Америки в том виде, в каком она предстала миру в начале XX в. Строки епископа Беркли "К западу империя стремит свой путь"1, написанные еще в 1723 г. в связи с освоением приатлантических колоний Нового Света, применительно ко второй половине XIX в. получили второе рождение, освятив давним пророчеством доктрину Монро и экспансию на Запад, хотя теперь речь шла уже не о Британской, а об американской империи. Поэтому значительная часть американского фольклора послевоенной эпохи консолидировалась так или иначе вокруг "западных" реалий: двух золотых лихорадок, калифорнийской и клондайкской, битвы при миссии Аламо на мексиканской границе и последнего рубежа генерала Kacтера при Литтл-Бигхорне. Каждое из этих событий, выйдя за рамки исторических фактов, стало явлением народного творчества.

На принципиальную важность этого период указывает и развитие научного постижения самого феномена. Как известно, впервые термин №фольклор" заменил прежнее понятие "древностей" (curiosities, antiquities) в 1846 г. - на порогн обозначенной эпохи. Характерно, что внимание к нему прежде всего пробудилось у литераторов и отдельных собирателей-энтузиастов. Однако общая тенденция вела к дистанцированию этого понятия от "псевдофольклора", сочиняемого журналистами. Полевые записи любителей-одиночек позднее сменились научным изучением устного народного творчества. В 1885 г. создается Бюро американской этнологии, занятое сохранением индейского фольклорного наследия, а в 1888 г. Фрэнсис Джеймс Чайльд, Дэниэл Г. Бринтон и Франц Боас основывают Американское фольклористическое общество (American Folklore Society).

Масштабность этих перемен предопределила качественный сдвиг, который привел в итоге к формированию подлинно национального фольклора, а литература середины XIX в. со своей стороны отражала тяготение к фольклору "общенациональной закваски". Можно говорить о своеобразном "императиве" к синтезу фольклора и литературы, который настоятельно выявляла эпоха. Об этом красноречиво свидетельствует эволюция от "Моби Дика" Мелвилла и "Песни о Гайавате" Лонгфелло к "Знаменитой скачущей лягушке" Твена и "Сказкам дядюшки Римуса" Дж. Чэндлера Харриса. Художественный топос смещается от "приморского" пейзажа, характерного для ранней истории страны, в прерии, пустыни и каньоны. Начинается невиданный прежде в США процесс сращения фольклора и литературы, который имел двойственный характер: "национализации" фольклора, становления "американского героя" и регионализации, поляризации традиций и ценностей; ведь фольклор всегда представляет собой явление местное, неотделимое от ближайшего, непосредственного окружения.

Разумеется, процесс взаимообогащения и сближения фольклора и литературы США сказался довольно быстро. Великий американский роман нового типа, созданный Твеном — речь идет, конечно, о "Гекльберри Финне", - сам явился, с точки зрения фольклорных составляюших, продуктом невиданного синтеза множества местных традиций: негритянских поверий, связанных с образом Джима (ведьмины сюжеты, фольклор плантаций), "южного" фольклора вообще и фольклора речников, в частности; детского иммигрантского и регионального, - например, фольклорных традиций "янки" -все способствовало рождению качественно нового романного жанра. Теме индейцев и Запада принадлежит в книге последнее слово - в финале, как помним, Гек рвется сбежать на "индейскую территорию". Это позволило впервые заложить в основу романа национальный и общечеловеческий символ реки, воплощающий Америку с такой силой художественной убедительности и чувства реальности, какого не ведала абстрактная символика "Моби Дика". Диалектизмы, пестрота местных нравов и типов, контрасты и конфликты, рожденные самой жизнью, закладывали основу для культурной ситуации США XX в. Каковы же были ее фольклорные составляющие?

История литературы США. Том 4. Л. В. Ващенко: Фольклор в эпоху западной экспансии

Чтобы ответить на этот вопрос, следует прежде коснуться общепринятого, но отнюдь не однозначного понятия американский фольклор, обе части которого требуют уточнения. В США на протяжении долгого времени собственно фольклорный материал не получал отчетливого выделения в самостоятельную науку среди других областей знания — этнологии, антропологии, истории и даже лингвистики. Вероятно, поэтому он получил в США в сравнении с Европой расширительное толкование в XX в. Если в Европе фольклористы занимаются почти исключительно "устным народным творчеством", то есть ограничивают себя тем, что имеет отношение к слову, в США их коллеги говорят о "вербальном", "отчасти вербальном" и "невербальном" фольклоре2. В настоящее время применительно к США фольклор включает, помимо устного образного слова, всю сферу народной жизни, что нашло отражение в ряде важных понятий, введенных американской фольклористикой в XX веке: к их числу относятся folklife (народная жизнь), folkways (народные обычаи), folk culture (народная культура) и другие. Действительно, по смыслу самого термина, фольклор шире литературы и обнимает всю сферу народной культуры и быта, что следует учитывать при анализе любого исторического периода американской литературы.3

вобрала в себя немало материала, отличного и от фольклора, и от индивидуально-авторского. творчества. Сюда, в частности, относится индустрия развлечений, в ХХ в. все интенсивнее вытесняющая собственно фольклорные формы.

Круг проблем возникает и вокруг понятия "американский". Что следует считать исконно американским фольклором, когда он возникает, насколько можно говорить о его гомогенности - по данным вопросам мнения американских фольклористов и доныне сильно варьируются, Все эти соображения необходимо иметь виду, рассуждая об американском фольклоре второй половины XIX в., поскольку основные понятия, связываемые с ним, впервые обретают смысл именно в это время.

Национальные составляющие фольклора во второй половине столетия приобретают устойчивый характер, хотя их место в культуре страны оказывается различным. Так, аборигенный фольклор образующий ее древнейший пласт, в американской фольклористике традиционно рассматривается обособленно; тем самым предполагается, что его подключение к национальному сознанию представляет собой особый вопрос и потому подлежит отдельному рассмотрению *

Примечания.

"Истории литературы США", а в данном томе - главу "Словесное творчество индейцев".

"Verses on the Prospect of Planting Arts and Learning in America". Цит. по кн.: Folsom, James. The American Western Novel. New Haven, Conn., 1966, p. 11.

2 Brunvand, Jan Harold. The Study of American Folklore. N. Y., Norton and Company, 1968, pp. 2-3.

3 Для подтверждения этой мысли см., например, базовую монографию: Dorson, Richard M. American Folklore. Chicago and Lnd., Univ. of Chicago Press, 1959.