Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 4.
Л. В. Ващенко: Литература афро-американцев в послевоенный период

ЛИТЕРАТУРА АФРО-АМЕРИКАНЦЕВ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Характер послевоенного развития афро-американской литературы определяется исключительными историческими потрясениями, изменившими сознание и жизнь всей нации. Трудно говорить о развитии литературы, когда война поставила вопрос о жизни и смерти каждого гражданина страны. В двойной мере это коснулось черного населения США; когда же грозные и разорительные военные годы миновали, Реконструкция внесла новый хаос в жизнь афро-американца. Глубины разверзшейся бреши не следует недооценивать: сменив уклад и "хозяев", из патриархальных сельских условий бывший раб практически в одночасье шагнул в капиталистическую действительность.

Возникновение первых опытов в жанре романа, отметившее афро-американскую литературу предвоенного периода, явилось важным свидетельством расширения возможностей афро-американского индивидуального литературного творчества. Однако то были еще единичные примеры, и при всей их несхожести, романы Брауна, М. Дилейни и Гарриет Уилсон могли явиться отражением одного только опыта, характерного для периода рабства.

Послевоенный период, обогатив черного литератора своим обширным опытом, поставил перед ним качественно новые задачи, которые могли быть решены лишь писателем нового типа, чье вступление в жизнь или детство пришлось на военные годы. Если литературное молчание оказалось труднопреодолимым в 70-е и 80-е годы, то в 90-е это молчание уже сменяется все возрастающим многоголосием.

"разрухи", но оказалась в состоянии выйти на качественно новые идейно-художественные рубежи, свойственные профессиональной литературе. Это стало видно уже на грани веков. Роман занял главенствующее положение среди других жанров и сделался явлением естественным и насущным под пером черного литератора.

В ходе послевоенной эпохи выявились несколько важнейших тенденций, отличающих характерные направления развития литературы афро-американцев. Впоследствии они будут постоянными приметами афро-американского дискурса. Речь идет об автобиографической, публицистической и фольклорной тенденциях.

История литературы США. Том 4. Л. В. Ващенко: Литература афро-американцев в послевоенный период

Генри Тэннер.

"Урок игры на банджо". 1893 г.

Автобиографическая традиция прочнее всего укоренилась в афро-американском литературном опыте. Благодаря автобиографиям рабов предвоенного времени, черный литератор последующих лет ощущал большую гибкость: используя традиции предшественников, он мог свободно сочетать исповедальность и документальность, публицистичность и бытовизм. Достигнув в предвоенный период своей вершины в творчестве Фредерика Дугласа, автобиография афро-американцев продолжилась в новом качестве в книгах Букера Т. Вашингтона и Уильяма Э. Буркхардта Дюбуа, которые смогли многократно углубить и расширить художественное пространство этого жанра. Личный жизненный опыт в практике Вашингтона и Дюбуа выступает аргументом их политической линии; автобиография становится стержнем полемики, одновременно манифестом и жизненным кредо.

black sermon), чьи корни уходят в XVIII в., так и к собственно публицистической литературе, разносторонне представленной в творчестве практически каждого из черных литераторов рубежа веков. Религиозная традиция, представленная прежде преподобным Ричардом Алленом (1766-1831), затем продолжилась в деятельности Джона Джаспера (1812-1893); 'вторая, светская традиция красноречия нашла выражение в ораторской прозе Джорджа Вашингтона Уильямса (1848-1891). Однако в творчество практически каждого черного литератора заложено ораторское качество и публицистический посыл; он творит, осознавая давнюю традицию, ведущую к Странствующей Истине и Фредерику Дугласу, наследие которых было живой реальностью для ораторов и проповедников Америки второй половины XIX в. Оно было подхва-чено их младшими современниками — Букером Т. Вашингтоном, Уильямом Дюбуа, литераторами-женшинами, Фпэнсис Эллен Уоткинс Харпер и Полин И. Хопкинс.

В рамках проповеднической иораторской традиции развивалась деятельность братьев Гримке. Они были сыновьями чарльстонского аристократа Генри Гримке от его рабыни Нэнси Уэстон. Непосредственно из рабства оба брата, Арчибальд (1849-1930) и Фрэнсис (1850-1937), пошли путем служения своему народу. Получив образование в Линкольновском университете в Пенсильвании„ затем в Принстонской теологической семинарии, Ф. Гримке стал настоятелем престижной пресвитерианской церкви в Вашингтоне. Известный своим религиозным консерватизмом, Фрэнсис, сделавшись проповедником-теологом, занялся научным обоснованием несостоятельности расизма; он был также бескомпромиссным поборником интеграции негров в американское общество, осуждая как расовое превосходство "белых", так и черный сепаратизм. Свой дом в Вашингтоне Гримке превратил в салон для черной интеллектуальной публики; явившись основателем ряда общественных интеллектуальных организаций афро-американцев, Гримке содействовал формированию интеллектуальной атмосферы в их среде.

Арчибальд Гримке начал литературное поприще как редактор журнала, затем погрузился в общественную деятельность, сделавшись важнейшей фигурой в споре между Букером Т. Вашингтоном и Уильямом Дюбуа по вопросу о будущем черного населения США; отрицая мягкость позиции Вашингтона, Гримке, однако, искал компромиссной линии. На творчество Арчибальда оказала сильное влияние аболиционистская традиция: он приходился племянником белой аболиционистке Саре Гримке. В аболиционизме Арчибальд видел цель общественной деятельности и идейную позицию. Им написаны серьезные биографические работы об Уильяме Ллойде Гаррисоне и Чарльзе Самнере, которым автор стремился подражать. Арчибальд сконцентрировал усилия на исследовании экономической подоплеки расизма и тем немало способствовал развитию научной мысли афро-американцев XX в. Дочь Арчибальда, Ангелина Вельд Гримке, унаследовав идеи отца, стала активным деятелем Гарлемского ренессанса, в поэзии, эссеистике, драматургии и новеллистике сомкнув непосредственно своей личностью эпоху послевоенную с началом XX в.

Качественно важным подспорьем стал для черной литературы фольклор, который в послевоенные годы завоевывает общенациональное признание, как в своей прозаической, так и в музыкально-поэтической ипостаси. То и другое находилось в стадии интенсивного формирования, но будущее художественное единство черного фольклора и литературы в послевоенный период начинает уже ясно просматриваться. На рубеже веков оно убедительно заявит о себе в творчестве Поля Лоуренса Данбара; подобно ему, Фрэнсис Эллен Уоткинс Харпер начинает активно экспериментировать с устной речью, вводя диалектные элементы, ритмику, придумывая персонажей, близких к фольклору, привлекая народные образы и сюжетику. Своеобразное и весьма органичное сочетание устной и письменной, книжной традиции отныне станет особой и постоянной чертой афро-американской литературы. У представителей "Гарлемского ренессанса" фольклоризм станет программным. Всем этим элементам предстояло обрести новый художественный синтез в творчестве черных литераторов обильно вошедших в литературу в первые годы XX в.

Показательно, что в творчестве Данбара, Чеснатта, Дюбуа, Харпер и Хопкинс, представленном разнообразными жанрами, естественным становится обращение к роману; афро-американец начинает свободно чувствовать себя в этом главном жанре большой литературы.

рано осиротевшая дочь свободных родителей из Балтимора, штат Мэриленд, начала писать стихи. Тогда же она поклялась бороться всеми средствами против рабства и активно занялась лекционной деятельностью (немыслимой в то время для женщины ее статуса). Она сблизились с аболиционистами и сотрудничала с "подпольной железной дорогой". Ее послевоенная деятельность, весьма разносторонняя в смысле жанров и тем, развивалась вокруг первого афро-американского литературного журнала, "Англо-африкен мэгезин", основанного в 1859 г. Т. Гамильтоном в Нью-Йорке. До 1861 г. журнал существовал как ежемесячное издание, затем, вплоть до 1865 г. — как еженедельник. На его страницах сотрудничали Мартин Дилейни, Фредерик Дуглас, Уильям С. Нелл, Мэри Шадд Кэри и Сара М. Дуглас; журнал публиковал очерки, стихи, рассказы, биографии и материалы по культуре афро-американцев.

Деятельность Харпер, помимо издательской работы, отличалась чрезвычайным многообразием. Она ездила по стране с лекциями, концентрируя внимание на проблемах расизма, женского равноправия и трезвенности. Харпер считается наиболее известным и популярным черным поэтом своего времени, своеобразным промежуточным звеном между Филис Уитли и Полем Лоуренсом Данбаром Харпер принадлежит пять поэтических сборников, среди которых наибольшее значение имеют Стихи на разные темы" ("Poems on Miscellaneous Subjects", 1854), "Очерки о жизни Югя" ("Sketches of Southern Life", 1870), "Мученик" ("Martyr of Alabama" 1895) и другие. Ею был создан характер-маска в фольклорном духе от лица которого шло поэтическое высказывание. Тетя Хлоя, пожилая негритянка, формулирует свое мнение по поводу сегрегации Реконструкции и других тенденций эпохи, сопровождая его примерами из своего опыта и сентенциями народной мудрости.

Прозаическое творчество Харпер не менее примечательно Ей принадлежит несколько романов-сериалов, публиковавшихся в журнале: «Жертва Минни" (1867-68), «Сев и Жатва: история о трезвости" (1867), и Испытание и Победа" (1888-1899). Романы Харпер имели ярко выраженную политическую и религиозную направленность и поднимали проблему расовой идентичности. Новелла "Два предложения" является первым и удачным произведением в этом жанре, принадлежащим перу афро-американца.

Однако вершиной творчество Харпер-прозаика стал роман "Иола Лерой" (1892), который стал заметной вехой на пути становления афро-американского романа. В сопоставлении с романами Дилейни и даже Брауна, навеянными предвоенной действительностью, "Иола Лерой" отражает иной характер и время. Три важнейших темы эпохи — межрасовые отношения, женское равноправие и классовое неравенство — соединяются в образе главной героини, которая в результате стечения обстоятельств обнаруживает, что она является афро-американкой (значит, рабыней) и автоматически утрачивает статус обеспеченной представительницы белого общества. Повествование начинается в годы Гражданской войны и продолжается в период Реконструкции. Примечательно, что героиня уже не приемлет судьбы жертвы сегрегации, но преодолевает неблагоприятные обстоятельства и, порвав с рабством, в послевоенный период избирает карьеру учительницы, писательницы и общественного деятеля, борца за права угнетенных и суффражистки. С точки зрения формы, роман глубоко историчен; он предоставляет возможность прозвучать голосам множества представителей черного общества; автор стремится сочетать дидактику, политическую проблематику с романтической тональностью и живым развитием характеров.

Харпер и ее коллег продолжились в журнале "Журнал американских цветных" (Colored American Magazine), основанном в Бостоне в мае 1900 г. Уолтером У. Уоллесом, который взялась издавать журналист и прозаик Полин И. Хопкинс (1859 1930). Журнал провозгласил своей целью публикацию, поддержку и пропаганду литературы афро-американцев. Из-за бескомпромиссной антирасистской позиции редактора журнал был в 1904 г. откуплен и перешел под контроль Букера Т. Вашингтона, сменил издательскую политику и прекратил свое существование в 1909 г.

«Дочь Харпера", "Винона" и "Одной крови" (все они издавались сериалами в 1901-1904 годах). О жанровом своеобразии творчества Хопкинс говорит наиболее яркое ее произведение в жанре романа, роман "Голоса спорщиков" (Contending Voices, 1900). Как и у Харпер, трагичные судьбы героев довоенного Юга здесь не описываются. Изображена же их дальнейшая судьба, исполненная оптимизма, рожденного периодом эмансипации. Сюжет охватывает историю нескольких поколений черных рабов, начинаясь в Северной Каролине конца XVIII в., и доходит до послевоенной эпохи. После самоубийства матери, мулатки Грейс, повествование целиком переключается на судьбы детей, Чарльза и Джесса, линии которых совмещают любовную интригу, антирабовладельческие и суффражистские проблемы. Важнейшей идеей произведения становится утверждение нравственного величия черной женщины, чья твердость характера и духовное благородство позволяют ей преодолеть любые жизненные препятствия.

Творчество белых американских литераторов послевоенного периода, весьма различных по идейно-литературным традициям, таких, как Гарриет Бичер-Стоу, Джоэл Чэндлер Харрис и Марк Твен, примечательно одной общей чертой. Им принадлежит подсказанная временем заслуга создания целой галереи вечных образов, навеянных афро-американской культурой: Дяди Тома, негра Джима, Дядюшки Римуса и Братца Кролика. Эта тенденция свидетельствует о том, что на повестку дня встала проблема создания самобытного художественного характера афро-американца. Насущность этой задачи начинают ощущать черные литераторы — от Брауна и Дилейни до Харпер и Хопкинс, а впоследствии ее решать придется Чеснатту, Данбару и Дюбуа.

Таким образом, послевоенный период в жизни черных американцев заставил их играть активную роль в национальной жизни, освободив не только физически, но раскрепостив духовно, высвободив творческую энергию в результате кровопролитной национальной трагедии. Очень быстро эта энергия сказалась в готовности черных литераторов ответить на вызов новой реальности, повести трудный и долгий, временами мучительный диалог со всей Америкой и всем миром, поскольку таков был выбор, предоставленный им самой историей.