Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 4.
Я. Н. Засурский.: Введение

Введение

История литературы США в последние три с половиной десятилетия после Гражданской войны ознаменовалась сдвигом литературных вкусов и направлений. Происходит смена литературных вех — от традиционного романтизма — к космизму Уитмена и простодушному смеху Твена, к герметизму Эмили Дикинсон и викторианскому варианту реализма Уильяма Дина Хоуэллса, утонченной реалистической прозе Генри Джеймса и шокирующему видению темных сторон жизни Фрэнком Норрисом и Стивеном Крейном.

Излет романтизма обозначился раньше — в творчестве зрелого Мелвилла, в прибаутках и гиперболах юмористов двигавшегося на Запад фронтира. Окончание Гражданской войны, ликвидация рабства, приток иммигрантов из Европы, бурное развитие экономики, промышленности, техники превращали сельскую Америку в страну пара и электричества; славная, добрая, полная чудес и волшебных превращений страна Рипа Ван Винкля ушла еще дальше в прошлое, и столкновение с новым миром урбанизма и индустриализма поражало воображение, выдвигало не изведанные ранее проблемы, озадачивало, вызывало одновременно восторг и преклонение перед прогрессом техники, человеческого разума и демократии у Уитмена и Твена и озабоченность Генри Джеймса по поводу отсутствия развитой, многослойной общественной системы, в том числе сословной элиты и связанной с ней элитарной культуры.

Четвертый том "Истории литературы США" охватывает период от Гражданской войны до конца века. В американской литературе это знаковое время — эпоха Марка Твена и Уолта Уитмена, классиков американской литературы, чьи произведения прочно вошли в золотой фонд мировой культуры. Именно они определили не только атмосферу конца XIX в. в американской литературе, но и перспективу развития прозы и поэзии Соединенных Штатов. В их творчестве произошло слияние двух важнейших тенденций развития литературы в предшествующий период — народной, газетной, журналистской, связанной с выступлениями устных ораторов, и литературной традиции, связанной тесными узами с английскими корнями.

До Гражданской войны бурное развитие романтизма привело к рождению блестящей школы прозаиков и поэтов, которые тесно общались с английской культурой, и, развивая американские традиции, внимательно и заинтересованно следили за достижениями современной английской литературы. Их творения, как известно, даже часто воспринимались, пусть не совсем справедливо, как часть английской литературы.

Одновременно с этим развивалось своего рода доморощенное творчество газетчиков, выпускавших свои листки в походных типографиях, юмористов, странствующих "чтецов", выступавших перед аудиториями фермеров, золотоискателей, жителей затерянных среди бескрайних лесов или прерий крошечных городов и развлекавших их своими устными рассказами и историями.

Эта стихия творчества консолидировавшейся американской нации породила своих замечательных авторов, многие из которых затем стали заниматься профессиональным литературным творчеством и публиковать свои произведения. Собственно, Марк Твен пришел в литературу из этой стихии: он был и газетчиком, и чтецом, выступал с лекциями, в которых смешил свою неискушенную в литературе публику. Он даже свое литературное имя приобрел, выступая именно под маской бывалого лоцмана с Миссисипи, Марка Твена.

Одновременно с этой стихией людей, двигавшихся на Запад в поисках свободных земель гордившихся силой своего напора, умением противостоять рекам, диким зверям, индейцам, была и другая устная культура, связанная с развитием ораторского искусства, которое в Америке было тем более важно, что его развитие непосредственно продолжало традиции американской демократии: каждый, кто хотел быть избранным на должность (а в Америке многие должности были избираемыми — не только президент, сенаторы и конгрессмены), должен был уметь хорошо, интересно и увлекательно говорить. Но устная речь звучала не только на предвыборных собраниях, но и в храмах различных протестантских конфессий. Искусством говорить с большой аудиторией отличались наряду с бродячими газетчиками и странствующие священнослужители, которые прославились своим умением увлекать паству смелыми и интересными речами.

В творчестве Уолта Уитмена мы отчетливо видим ритмы речи проповедников: здесь Уитмен, в отличие от Твена, который связан с простонародным слоем лексики, метафоричности и образности^ обнаруживает тесную связь с христианской проповеднической культурой, особенно глубоко укоренившейся в США, и справедливо Луначарский говорил об экстатической проповеди Уитмена.

В творчестве Уитмена и Твена обнажились корни американской национальной литературной культуры, они стали родона чальниками новой традиции образности и метафоричности, основанной как на богатом опыте романтиков, так и на живой самобытной речи американских первопроходцев — фермеров, золотоискателей, проповедников. Изучение этого периода имеет огромное значение для понимания последующего развития американской литературы.

В России у авторов этого тома были выдающиеся предшественники, мы хотели бы выразить свою благодарность тем, кого сегодня с нами нет, но кто начал освоение этого пласта американской литературы в России. Это прежде всего Анна Аркадьевна Елистратова, чьи работы о творчестве Уильяма Дина Хоуэллса и особенно о Генри Джеймсе были так важны для понимания нового смысла художественной культуры американского континента, и Морис Осипович Мендельсон, автор основополагающих книг об Уитмене и Твене.

Особое место занимают работы Романа Михайловича Самарина и прежде всего об американском натурализме.

Американская литература второй половины XIX в. развивалась под знаком двух гигантов — Марка Твена и Уолта Уитмена. Но они не исчерпывают всего богатства американской литературы этого периода.

Генри Джеймс, который уехал из Америки в Европу и воспринимался (и продолжает восприниматься и поныне) одновременно и как английский, и как американский писатель, сыграл выдающуюся роль в обновлении американской прозы, в развитии искусства романа. Его дружба и общение с Гюставом Флобером и Иваном Сергеевичем Тургеневым положили начало более активному взаимодействию в конце века четырех литератур — русской, американской, французской и английской, способствовали созданию новой традиции в развитии американской литературы, основанной на высоких эстетических ценностях и устремленной к новым путям освоения художественного видения мира.

культуры.

Четвертый том "Истории литературы США" дает достаточно широкое и разностороннее представление о новом этапе развития американской литературы, который характеризуется прежде всего тем, что наступила новая литературная эпоха, связанная с развитием в первую очередь реалистического направления.

Вместе с тем продолжалось и творчество писателей-романтиков, сложное взаимодействие литературных школ позволяет назвать этот период эпохой постромантизма постольку, поскольку американский романтизм отнюдь не умер. Он продолжался, может быть, в несколько менее масштабном виде в творчестве Лонгфелло, Дж. Р. Лоуэлла, Уиттьера и некоторых других мастеров поэтического цеха из Новой Англии, в эссеистике Эмерсона и других трансценденталистов, и это также была значительная литература, развитие которой увенчалось в самом конце веца созданием подлинного шедевра, повести Г. Мелвилла "Билли ^адд", оставшейся неопубликованной и увидевшей свет в 20-е годы XX в., в совсем другую историческую и литературную эпоху. Эхо романтической эпохи сопровождало становление многообразной и многоплановой реалистической традиции, крупнейший представитель которой Марк Твен не жалел слов для критики романтиков и выспренности ново-английской школы, ее оторванности от проблем современного мира.

Американский реализм появился не вослед романтизму, а одновременно с ним. Романтизм уступал дорогу реализму, но они долгое время сосуществовали, и элементы романтизма можно проследить и в творчестве того же Уитмена, и даже в творчестве Твена.

Особенности исторического развития Америки позволили этим направлениям не только противоборствовать, но и взаимодействовать и взаимообогащаться. Именно поэтому эту эпоху можно назвать периодом постромантизма.

Гарту, оригинальному мастеру изящной прозы Амброзу Бирсу.

Впервые предметом рассмотрения стало и вошло в поле зрения академической истории творчество таких писателей, как Дж. Дефорест, Кейт Шопен, Г. Фредерик. Особое внимание обращено на пристальное исследование региональных литератур, которые перерастают в школу "местного колорита".

Она выросла на почве исходно присущего Соединенным Штатам регионального разделения и создала новое направление в американской литературе - пусть не общенациональное но очень близкое в своих языковых поисках к речи рядовых американцев. В конечном счете писатели, которых относят к "местному колориту", создали особую среду обитания американской литературы, и поэтому требуют серьезного рассмотрения.

Авторы тома стремились более широко представить весь спектр литературной жизни Америки и особенно активное развитие этнической составляющей американской словесности. Творчество писателей-афроамериканцев приобретает все более целеустремленный характер, и можно уже говорить о начале формирования литературной традиции. Активнее развивается и творчество писателей-индейцев. Все это предвещает становление многоэтнического характера американской литературы в XX в.

Особое место занимает в книге массовая беллетристика, которую обычно игнорируют исследователи, хотя современная массовая культура во многом базируется на традициях века XIX.

— исторической, философской и социальной прозы. Специально рассматривается проблема утопического романа, связанная прежде всего с творчеством Эдварда Беллами.

Наконец, специальный раздел посвящен проблеме развития важнейших литературных течений американской литературы конца века. Им посвящены специальные главы. Раздел, анализирующий развитие реализма, как уже говорилось, не ограничивается только именами великих — Твена, Генри Джеймса, Хоуэллса, но и включает в себя многих представителей ново-английской школы, которых, кстати, в России переводили. При известной узости подходов этих писателей их вклад в американскую литературу был достаточно значительным и способствовал развитию интереса к американской литературе. Натурализм, который развивался как продолжение реализма, как его крайняя форма, в Соединенных Штатах существовал параллельно с реалистической литературой и с романтической традицией, в отличие от европейских стран, где натурализм базировался уже на богатом опыте реализма.

— прежде всего, Норрис, Гарленд, — опирались на теории Золя и были знакомы с его творчеством. Вместе с тем в американском натурализме ощутимо присутствуют и черты романтизма, которые позволяют говорить о своего рода "романтическом натурализме".

Взлет американского натурализма как течения был недолог — чуть меньше десятилетия, но влияние натуралистической поэтики на американскую литературу оказалось очень долгосрочным и важным, поскольку натурализм для американских писателей был способом соединения новых знаний, новых тенденций в развитии науки — естественных наук в целом, биологии, физики, химии, социологии, психологии, психоанализа — с литературой.

Первые литературные эксперименты показали, с одной стороны, интересные возможности такого соединения, а с другой стороны, его ограниченность, и в дальнейшем натурализм сохранился как тенденция. Поэтика натурализма была очень важна для американцев. Для национального американского характера показательно увлечение всем новым, перспективным, развивающимся, динамичным и "техническим", и американские писатели были верны этой традиции, стремясь схватить все новые движения мысли и науки. В дальнейшем это способствовало сильному воздействию на американскую литературу фрейдизма и социализма. Все это воспринималось как последнее слово уходящего XIX века и предвестие нового двадцатого столетия.