Приглашаем посетить сайт

История литературы США. Том 5.
Засурский Я. Н.: Введение

ВВЕДЕНИЕ

Американская литература в первые два десятилетия XX в. выдвинула ряд выдающихся писателей, которые завоевали внимание не только американской, но и европейской аудитории. Марк Твен и Генри Джеймс в своих поздних произведениях соединили традиции второй половины XIX и начала XX века, Эптон Синклер и Джек Лондон стали первыми американскими писателями в XX в., чьи собрания сочинений были изданы во многих европейских странах, в том числе и в России. Драйзер завоевал значительную аудиторию в Англии, Мастере и Сэндберг, ставший олицетворением урбанистической поэзии на английском языке, получили огромную популярность.

Одновременно с прозой и поэзией, развивавшими традиции Твена и Уитмена, появляются новые направления, прежде всего имажизм, апологеты которого в противовес традиционной риторической поэзии Англии и Америки выдвинули тезис о примате образа как средства выражения поэтической идеи.

Американская литература выходит на мировую арену, устанавливаются тесные контакты с европейскими литературами, главным образом с английской и французской. Имажизм как течение объединяет не только американских, но и английских поэтов. Во Франции создает свой салон Гертруда Стайн, развивающая экспериментальное направление в американской прозе.

Начинается процесс обновления американской литературы, связанный с новыми философскими, социально-экономическими идеями и с новыми эстетическими течениями и теориями. В конце XIX в. в творчестве Твена и Уитмена сложилась самобытная американская метафорическая система прозы и поэзии. Генри Джеймс своим творчеством наметил новую тенденцию в американской литературе, связанную с обновленным восприятием мира, обусловленную во многом его знакомством с европейской литературой того времени — Флобером и Тургеневым прежде всего. В результате дальнейшего углубления связей американской и европейских литератур в Европе уходит в прошлое традиционное представление об американской литературе как о литературе о воинственных индейцах и черных рабах.

Серьезное воздействие на творчество писателей 1900—1910-х годов оказали философские течения, пришедшие из Европы и ставшие популярными в Америке. Речь идет прежде всего о влиянии таких мыслителей, как Герберт Спенсер, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, и о распространении социалистических идей. При этом американский прагматизм, всегда поверявший теорию практикой, сказался на характере усвоения философии, которое приняло очень своеобразные формы.

Как правило, американские литераторы узнавали о новых философских теориях и течениях из вторых или третьих рук. Конечно, некоторые писатели читали философские труды, но большинство из них воспринимало их через пересказ в газетных статьях или в популярных лекциях. Спенсер был известен своими "Принципами философии", Фрейд — лекциями, Ницше — в основном книгой "Так говорил Заратустра". Известно, что Спенсера читали Драйзер и Джек Лондон, к тому же Лондон увлекался Ницше (хотя впоследствии разочаровался в его идеях), Драйзер был знаком с трудами Фрейда, Уильяма Джеймса уважала Г. Стайн. Влияние этих философов было, конечно, опосредованным, но оно имело важное значение для развития и обновления литературного процесса.

В начале века обозначился конфликт между массовой литературой, мещанской беллетристикой и слащавой псевдоромантической прозой в стиле "изысканной традиции", с одной стороны, и литературой, стремящейся передать жизнь в ее динамике и противоречиях, с другой. Наиболее ярко этот конфликт отразился в судьбе романа Драйзера "Сестра Керри", который был издан, но сразу же оказался под запретом. Сторонники "изысканной традиции" посчитали его бенравственным и аморальным, прежде всего потому, что порочная, с их точки зрения, героиня романа не наказана автором в конце повествования, как это следовало сделать, следуя романному клише обязательной победы добродетели и соблюдения норм общественной морали.

Важное значение для развития литературы имел рост общественного движения: сначала — против испано-американской войны, затем — против злоупотреблений со стороны крупных концернов и монополий. Уже в первые десятилетия XX в. выделяются три новых тенденции в американской литературе: критического реализма, экспериментальная и социалистическая, которая была представлена двумя выдающимися романистами — Джеком Лондоном и Элтоном Синклером. Джек Лондон, приобретший всемирную известность своими романами и рассказами о смелых и благородных людях, которые преодолевают превратности жизни и трудности, связанные с суровой природой, во многом возвращал дух романтической литературы, а также был одним из родоначальников анималистической традиции, и в то же время выступал как писатель, проповедующий социализм и революцию. В этом отношении показателен его роман "Железная пята", продолжающий в чем-то традицию утопической прозы Беллами. Эптон Синклер получил известность как глубокий обличитель монополий, чей роман "Джунгли", в котором разоблачались тяжелые условия жизни рабочих на скотобойнях Чикаго, открыл серию романов, ратующих за социальные реформы и требующих изменения законодательства о контроле за производством пищевых продуктов. После выхода "Джунглей" в Америке был введен строгий контроль за производством колбас и других мясных изделий, и Эптон Синклер гордился тем, что смог изменить американское законодательство.

Эптон Синклер принадлежал к той группе американских писателей и публицистов, которых президент Теодор Рузвельт назвал "разгребателями грязи". "Разгребатели грязи" сыграли важную роль в развитии национальной литературы и журналистики, соединив журналистское исследование с художественным осмыслением. Так появилась традиция социологического романа, как его называл замечательный американский критик Рэндольф Борн.

В России этот социологический реализм был переведен в план романа социального заказа, излюбленным жанром которого стал производственный роман. Этот жанр существует в Америке и сегодня; в массовой литературе он представлен Артуром Хейли, его "Аэропортом", "Отелем", "Колесами" и другими романами, повествующими о разных сторонах американской жизни без реформаторского пафоса Элтона Синклера, но с его пунктуальностью и дотошностью в изображении деталей. Эти романы, как и "Джунгли", по-прежнему имеют огромный кассовый успех, при том, что высоколобые критики единодушно отмечают шаблонность сюжетов и отсутствие художественной новизны, которую, впрочем, нельзя отрицать в "Джунглях" — первом произведении такого рода.

Выдающуюся роль в противостоянии апологетической и мещанской литературам сыграл Драйзер. Его "Трилогия желания" отличалась широким взглядом на американский капитализм и американского капиталиста. Драйзер вернулся к бальзаковской концепции героя "отрицательного величия": его Каупервуд — не просто хищник, но сильный и талантливый человек, которого разрушает страсть к накоплению денег любым путем. Он сродни не только героям Бальзака, но и горьковскому Матвею Кожемякину.

Важный этап в литературной жизни Америки был обозначен романом Драйзера "Гений", где раскрыта трагедия художника, который вынужден отдать свой талант созданию продукции массовой культуры, работая в рекламе. Но возмутителем спокойствия эта книга стала по другой причине: Драйзер, по мнению американских пуританских святош, слишком откровенно писал о личной жизни своего героя, Юджина Витлы. Под их давлением роман был запрещен в Америке. В защиту Драйзера выступил весь цвет американской словесности, и здесь обнажилось единство писателей-гуманистов, защитников искренней и открытой литературы. Письма в защиту Драйзера подписали не только Джек Лондон и Эптон Синклер, но и Эзра Паунд. Борьба против пуританской ограниченности увенчалась успехом: "Гений" оказался на полках книжных магазинов и положил начало крушению ханжеской традиции.

Серьезные изменения происходят в поэзии. Традицию Уитмена развивает Карл Сэндберг, который становится крупнейшим поэтом американского урбанизма. Его поэма "Чикаго", прославляющая индустриальный город, имела огромный успех не только в Америке, но и в Европе, и Маяковский в чем-то следовал за Сэндбергом в своей поэзии, особенно в американских стихах. Раздумчивая философичность природы открылась в творчестве Роберта Фроста. Эдгар Ли Мастере в своих "Эпитафиях" показал новые возможности поэзии в изображении повседневной жизни и судеб рядовых американцев. Вэчел Линдсей попытался ввести в поэзию ритмы американской устной речи и речи различных этнических групп.

движении придало ему дополнительную основательность. Издававшиеся при участии Паунда журналы "Литтл ревью", "Дайел" и "Поэтри" печатали изложение различных новых эстетических теорий и произведений представителей экспериментальной литературы.

Экспериментальная литература стремилась к изменению действительности, но другими методами, чем социалисты. Если социалисты ставили своей целью изменение социально-экономической природы общества, то экспериментаторы жаждали эстетической революции: они хотели вернуть литературе роль интеллектуального авангарда. Таким образом, при том, что в литературе Соединенных Штатов образовались различные в эстетическом и философском плане направления — с одной стороны, реализм Драйзера и Элтона Синклера, с другой стороны, эксперименты, представленные Эзрой Паундом и Эми Лоуэлл — они согласованно противопоставляли себя пошлой мещанской, бульварной литературной традиции.

Важное направление американской литературы этого периода представлено творчеством трех писательниц — Эллен Глазгоу, Эдит Уортон и Уиллы Кэзер. Писавшие в духе реалистической прозы, они были близки творчеству Драйзера и в чем-то — Генри Джеймса, и вместе с тем, выработали свой стиль, который оказал заметное влияние на развитие романа об американской глубинке, представленного в дальнейшем Синклером Льюисом. В этот период завершается творчество замечательного американского прозаика Генри Джеймса, который углубляется в экспериментальные подходы, стремясь глубже раскрыть внутренний мир своих героев.

Более разнообразной становится массовая литература, в которой появляются новые своеобразные жанры. Большой успех у публики имели романы о Тарзане Эдгара Раиса Берроуза, завоевавшего большую аудиторию не только в Америке, но и в других странах мира.

Тарзан стал провозвестником нового ответвления американской массовой литературы. Одновременно с этим развивались и традиционные жанры американской беллетристики, лежащие на границе массовой и серьезной литератур, такие, как, например, вестерн.

выделяются Уильям Дюбуа, П. Л. Данбар, Ч. У. Чеснатт. Они завоевывают все более широкую американскую аудиторию. Приток иммигрантов в Соединенные Штаты породил своеобразную литературу как на английском языке, так и на языках приехавших в Америку выходцев из разных европейских стран.

Таким образом, представленные в этом томе литературные тенденции предваряют и намечают многие особенности того взрыва литературного творчества, который произошел в Соединенных Штатах в 20-е и 30-е годы XX в. и вывел американскую литературу вперед, позволив занять лидирующее положение в мире. Речь идет о реалистических традициях Драйзера, Лондона, Синклера, об экспериментальном творчестве Паунда и Лоуэлл, о социалистическом романе Лондона и Элтона Синклера.

ханжеских и пуританских нападок, выдвигает концепцию реалистической литературы и отстаивает новую позицию в отношении американского языка.

Этот период замечателен также ростом интереса в Соединенных Штатах к русской литературе и активным взаимодействием русской и американской литератур. В частности, этому способствовало пребывание в Америке Максима Горького, который написал там свой знаменитый роман "Мать", впервые опубликованный в Соединенных Штатах в журнале "Эпплтон мэгезин".

В это же время появляются ростки нового театра. Провинстаун-ские актеры объединились в 1915 г. для постановки пьес начинающих американских драматургов. Ими были поставлены первые пьесы Юджина О'Нила, который уже в 20-е годы открыл новую страницу в развитии американского театра и заложил первые камни в основание американской драматургии.

— в расширении диапазона творчества писателей США в прозе, поэзии, драме, литературной критике, в углублении контактов с европейскими литературами, во включении американской литературы в мировой культурной контекст.