Приглашаем посетить сайт

Лиходзиевский А.С.: Типология комического романа в литературе США ХIХ века
Введение

ВВЕДЕНИЕ

В развитии культуры каждого народа большую роль играют комические жанры. Они отражают психологию того или иного общества, в известном смысле являются его лицом. В современном литературоведении еще недостаточно уделяется внимания смеховой культуре разных стран, выявлению ее национального своеобразия. Комическая литература в каждой стране прошла свой специфический путь развития, она несет в себе традиции конкретного народа, особенности социальной психологии, эстетические вкусы, отражает потенциал народа, уровень его самосознания, культуры в целом. Все народы обладают чувством юмора, но сам характер комизма, поэтика комических жанров могут быть различными как в уставном народном творчестве, так и в книжной культуре. Путь изучения поэтики комического в культуре конкретного народа в сопоставлении со сходными и отличающимися явлениями в культуре других наций и народностей представляется весьма перспективным. Особый интерес представляет изучение процесса становления и развития в конкретной литературе жанра комического (сатирического, юмористического) романа.

Объектом изучения в данной работе является американский комический роман, сыгравший значительную роль в истории литературы США. Для американской культуры характерно особое отношение к комическому, эстетическая ценность которого для американца-факт неоспоримый. Умение шутить, ценить комическое стало, а США одним из критериев оценки человеческой личности. Что касается литературы, то практически нет ни одного прозаического произведения, в котором американский писатель в той или иной мере не использовал элемент комического. Но особый интерес представляет роман, в котором комическое доминирует, определяет всю его структуру и систему образов. Смеховая атмосфера господствует в произведениях такого рода, комическая оценка описываемого явления является для автора и целью и средством достижения поставленной художественной задачи.

Следует сразу определиться в терминологии, поскольку термины, связанные с комическими жанрами до сих пор трактуются исследователями неоднозначно, что затрудняет понимание литературоведами друг друга.

и юмористического начал). Таким образом, в данной работе понятие «комический роман» используется для обозначения различных жанровых разновидностей романа, связанных с их общей смеховой атмосферой, комизмом, лежащим в основе сюжета, обрисовки персонажей, авторских оценок, языка и стиля. Термин «комический роман» является в данной работе обобщающим понятием для разновидностей сатирико-юмористического жанра.

В этом значении термин «комический роман» достаточно широко используется в современном литературоведении. К примеру, в работах В. Манакова «сатирико-юмористическая проза: проблемы жанра и стиля» (Сыктывкар, 1986) и Л. Ершова «Сатирические жанры русской советской литературы» (Ленинград, 1977). В последней монографии говорится о «сатирическом, или комическом романе как своеобразном жанре» (с. 233). Используется это понятие и в американском литературоведении. Исследователь Р. Уоллес выносит термин в подзаголовок своей монографии «The Last Laugh. Form and Affirmation in the Contemporary Amer. Comic Novel» (1979). «Комическим эпосом» называет данный жанр критик Э. Сэйфер («The Contemporary American Comic Epic», 1989). На наш взгляд понятие «комический роман» точно отражает основное свойство подобных произведений и может служить обобщением для обозначения жанровых разновидностей романа.

Следует также определить понятия «сатиры» и «юмора», дискуссии вокруг которых не смолкают до сих пор. Под сатирой иногда подразумевают даже четвертый род литературы наряду с лирикой, эпосом и драмой (Л. Тимофеев, Я. Эльсберг, А. Макарян и др.), считают ее особым способом отражения действительности (И. Эвентов). Мы разделяем точку зрения Г. Поспелова, говорящего о «сатирическом пафосе отрицания». Понятие «сатира» - это понятие иного уровня, нежели род или жанр. Но идейно-эмоциональная окраска явления требует особой поэтики произведения, и в результате создается особая жанровая система (сатирический роман, сатирический рассказ и т. д.). Специфика сатиры состоит в обличении смехом. Именно в этом заключается отличие сатирической литературы от любой другой литературы обличительного характера. Сатирический образ создается как образ комический. Другое дело, что в силу сложности или опасности изображаемого явления, индивидуального восприятия читателя сатирический образ иногда не воспринимается как образ комический. В названной выше монографии Л. Ершова дается на наш взгляд точное определение сатирического романа, основное отличие которого заключается в том, что «центральные конфликты раскрываются с помощью средств смеховой культуры, главные персонажи попадают в ситуации, которые являются объективно комическими» (с. 244). Одновременно согласимся с точкой зрения известных литературоведов А. Бушмина и Д. Николаева, видящих специфику сатиры в обличении смехом.

Что касается юмористического романа, то его комизм дискуссий не вызывается. Ясно, что смех лежит в его основе. Спорят о самой принадлежности произведения к юмористике, сущности юмористического образа и его отличиях от образа сатирического. В данной работе понятие «юмористический» подразумевает оттенок смеха, критикующий лишь частные недостатки при общем положительном отношении автора и изображаемому явлению. Юмористика тоже имеет свою систему жанров, определяемую особым идейно-эмоциональным подходом автора к своему объекту. Не всегда на практике легко отделить юмор от сатиры. Часто встречаются случаи их органичной слитности в рамках одного произведения. Для американской литературы, как это будет показано ниже, это особенно характерно.

В комическое в своей основе произведение могут быть внесены элементы лирические, трагические, философские и т. д. Характер их взаимоотношений с доминирующим комическим элементом определяет разнообразные варианты комического романа. Изучение этих вариантов, или, иначе, типов комического романа представляет интерес для исследователя. Типология комических жанров в литературоведении разработана пока еще явно недостаточно.

считает роман «ведущим героем драмы литературного развития нового времени» (4, 98) именно в силу «особой прозаической художественности, нашедшей свое наиболее полное и глубокое выражение в романе» (3, 67). И если о значении жанра романа для человеческой культуры в целом в отечественном литературоведении сказано достаточно много, то о роли и специфике комического романа значительно меньше. Возможно, это связано со сложившимся представлением о том, что комическая литература является чем-то второстепенным по сравнению с так называемой литературой «серьезной», выдвигающей проблемы, решающей какие-то задачи и т. п. Но ведь комическому роману присущи общие качества романа как жанра. Хотя бы, поэтому он заслуживает пристального изучения. Большинство исследователей, в поле зрения которых попадает комический роман, именно так и делают, рассматривая комические произведения в общем ряду значительных прозаических произведений. Что касается специфики именно комического романа - обобщающие исследования здесь очень редки. Перед литературоведами еще много проблем. В частности, применительно к литературе США, комические жанры в которой существуют с самого ее начала, развиваются вместе с жанрами «серьезными», особым образом с ними взаимодействуя.

Специфика жанра предъявляет особые требования к автору. Он не просто должен обладать умением построить действие, обрисовать персонажей, то есть иметь элементарные способности романиста. Автор комического романа должен иметь достаточный запас острот, шуток, так как интерес читателя в данном случае удерживается именно умением романиста создать комическое и остроумное. Это относится и к особой динамике сюжета, и к специфической обрисовке персонажей, особому языку и стилю. При этом в комическом романе особую роль играет личность автора, его эмоциональная оценка того или иного явления. В комическом романе не может быть даже внешней объективности повествования. Оно всегда субъективно в силу особых отношений между автором и читателем.

Таким образом, выбирая жанр комического романа, автор соединяет преимущества крупного эпического полотна - романа и возможности комической (сатирической или юмористической) оценки. Получается своеобразный сплав и по содержанию, и по форме. В этой связи комический роман играет двойную роль в культуре любого народа, так как находится на стыке эпической и комической традиции.

В американском литературоведении существуют многочисленные труды по истории литературы США. Но большинство из них проблемы комизма в американской литературе или не затрагивают вовсе или содержат лишь краткую информацию о комической литературе в целом («Литературная история США», 1955). Мало исследован вопрос влияния сатирической литературы английского Просвещения на творчество писателей США в плане традиций смеховой культуры. Довольно много исследований американских ученых посвящено истории и специфике американского юмора: «Взлет и падение американского юмора» (1968) Д. Бира, «Американский юмор. Исследование национального характера» (1931) К. Рорк и др. Но в них, как правило, отсутствует жанровый подход к комической литературе, комический роман не выделяется вовсе.

Так же обстоит дело и с хрестоматиями и антологиями по истории комической литературы в США (например, «Юмор в Америке. Антология», 1976). Они дают удачные иллюстрации многообразия американской комики и показывают основные этапы ее развития. Но и здесь выбор авторов традиционен, анализ специфики комических жанров отсутствует.

«Политическая сатира в Американской революции», 1960). Много исследований посвящено политическим памфлетам. Имеются работы о комической драматургии разных периодов. Но жанру комического (сатирико-юмористического) романа внимания уделялось явно недостаточно. Многие капитальные исследования по истории жанра романа комический роман недооценивают (М. Сарнер «Очерк об американском романе», 1971; Р. Чейз «Американский роман и его традиции», 1978). В других исследованиях, где все-таки речь идет о комическом романе, ему посвящены небольшие фрагменты монографий без обобщающих его специфику выводов. Значение комических жанров в литературе США никем из американских критиков не оспаривается. Многие подчеркивают их роль в становлении американской культуры, распространенность в литературе. Критик Луис Райт справедливо замечает, что «с самых ранних времен в истории американской литературы сатира была одной из самых обычных форм комической литературы» (68, 17). Значение сатирических жанров Райт видит в том, что они, с одной стороны, служили своеобразным «инструментом реформ», с другой стороны - давали американскому читателю удовольствие насмешкой над религиозностью, чрезмерными претензиями и т. д.

Исследователь Генри Петтер в отдельной главе монографии «Ранний американский роман» (1971) рассматривает сатирическую и полемическую художественную литературу самого раннего периода. Можно согласится с его выводом о том, что они способствовали живости художественной литературы и ее соприкосновению с реалиями жизни» (133, 153).

Известный специалист по истории американского романа Александр Кауи в своей обширной монографии «Становление американского романа» (1948) отдельную главу посвящает ранней американской сатире и ее главным представителям. Сатирическая линия в американской литературе видится исследователю одной из важнейших. Правда, он опять же не ставит вопрос о специфике американского комического романа, привлекая к анализу произведения, в которые сатира входит как составной элемент (Д. Имлей, Р. Тайлер). Этот же критик в «Литературной истории США» справедливо считает появление сатирического романа в американской литературе «одним из первых признаков интеллектуальной зрелости общества и овладения писательским ремеслом» (28, т. 1, 231).

Касательно проблемы соотношения сатиры как жанра и как элемента в несатирическом в целом произведении своеобразную концепцию предлагает литературовед Эрнест Холл в книге «Сатирический элемент в американском романе» (1921). Привлекая к исследованию довольно обширный материал с конца XIX до 20-х годов XX века, построив книгу по объектам критики (сатира на политику, религию и т. д.). Холл приходит к выводу об очень важной роли сатирического элемента в американском романе, который без него обходится очень редко. Исследователь рассматривает сатирический элемент как важную составную часть американского романа, придающую ему очевидное своеобразие, заметно повышающую его качественный уровень. Можно спорить о полноте списка авторов, привлекаемых им, их роли в американской литературе. Но главное не в этом. С этой частью его концепции невозможно не согласиться. Но когда исследователь имеет в виду собственно сатирический роман, его художественные достоинства и значение в развитии американского романа в целом явно недооцениваются. Э. Холл утверждает, что в силу самой специфики сатиры сатирический роман не может стать великим, так как, по его мнению, сатира противостоит реализму, и ее целенаправленность, тенденциозность, преувеличение отрицательного уводит ее в сторону от выдающегося художественного творчества (great fiction), для которого подобный метод неприемлем. Сатирический элемент, считает Холл, должен вводиться в художественное произведение осторожно, он не должен доминировать. Сатирическими могут быть отдельные оценки, реплики и т. д., но не структура романа в целом.

У Холла получается, что сатирический элемент в американской прозе - это своего рода добавки или специи, значительно влияющие на качество приготовленного кушанья, но сами по себе в качестве отдельного блюда несъедобные. Согласно этому критику очень редкие американские писатели, обратившиеся к сатире, сумели создать подлинно художественные произведения, и их влияние на развитие романа в США было совершенно незначительным (negligible). Стремление к критике у американских писателей и особенности социально-политического положения в стране вызывало у американских писателей скорее «реалистический показ» (realistic presentation), чем сатирический подход.

«интерпретации и оценке многих разнообразных фаз американской социальной истории». Что касается эстетических качеств американской сатиры, то он утверждает, что «с абсолютно художественной точки зрения сатира не способствовала в сколько-нибудь значительной степени развитию американского романа» (90, 81). Таким образом, значение сатиры видится критику именно в использовании ее лишь как составного элемента. На наш взгляд сатира и реализм не противостоят друг другу, если не понимать реализм слишком узко. Можно также возразить: сатирический роман в литературе США имеет свои давние традиции. Романисты - сатирики добились значительных художественных успехов. И сатирический роман является популярным, хорошо распространенным (особенно в XX веке) жанром американской литературы.

Можно сделать вывод, что комический роман в литературе США как жанр исследован недостаточно. В основном затронуты только общие вопросы в истории американской сатиры и юмора. Представляются перспективными следующие аспекты изучения комического (сатирико-юмористического) романа в литературе США:

1. На раннем этапе американской литературы - установление соотношения заимствованных из английской литературы XVIII века комических (сатирических и юмористических) жанров и форм и национального американского материала. Изучение процесса постепенного отхода от английской литературной традиции и развитие национальной комической литературы.

2. Выделение основных этапов развития комического романа в литературе США.

3. Разработка внутрижанровой типологии американского сатирико-юмористического романа.

5. Выявление соответствия поэтики американского комического романа его специфической американской проблематике на разных этапах развития жанра.

6. Анализ влияния на поэтику комического романа США национальных комических традиций (в первую очередь - фольклорных).

7. Рассмотрение проблемы мастерства применительно к творчеству комического романиста США, изучение типичных для американской сатирико-юмористической литературы приемов и средств создания комического образа.

8. Установление художественной значимости и общественного влияния комического романа в США.

века. Писатели этого периода во многом подготовили появление этапных произведений М. Твена и многочисленных комических романистов XX века от С. Льюиса до «черных юмористов».

Комический роман в литературе США формировался и существует в нескольких основных типах, связанных с его конкретными идейным содержанием, организаций сюжета, взаимодействия комического элемента с некомическим. Каждый тип романа может быть рассмотрен с точки зрения его внутренней специфики и в историческом контексте, так как представляет собой исторически закономерное явление в развитии американской литературы. В каждой главе данного мы попытаемся показать специфику конкретного типа сатирико-юмористического романа, закономерности его становления и пути его развития. Структура данного исследования обусловлена предлагаемой нами типологией жанра сатирико-юмористического романа в американской литературе. Представляется возможным выделить следующие типологические его разновидности:

1. «Сервантесовский тип» романа, появившийся в ранней американской прозе.

3. Комический политический роман(карикатура, шарж, гротеск в связи с конкретными явлениями американской политической реальности).

Типологическое изучение сатирико-юмористического жанра представляется весьма актуальной и перспективной. Каждый тип комического романа, определяемый характером взаимоотношений в нем различных элементов, дает возможность проследить процесс формирования американской комической литературы как с точки зрения идейно-содержательной, так и с художественно-эстетической. Каждому типу комического романа посвящена глава данного исследования