Приглашаем посетить сайт

Лиходзиевский А.С.: Типология комического романа в литературе США ХIХ века
Заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть необходимость и перспективность изучения комических жанров в литературе США. Удельный вес в ней комических текстов всегда был достаточно высок, а концу XIX века и в ХХ веке все более очевидной становится тенденция к увеличению роли комического в американской литературе (и как элемента - отдельного приема, способа оценки, и как отдельного жанра -сатирико-юмористического).

Рассмотренные в данном исследовании четыре типа комического романа нам представляются основными, имеющими первостепенное значение для дальнейшего развития как американской комической прозы, так и литературы США в целом. Все четыре типа сатирико-юмористического романа являются жанрами продуктивными и их традиции можно проследить в литературе ХХ века вплоть до 80 - 90х годов. И каждый из них знаменует собой определенный этап развития американской литературы.

В каждом из четырех типов комического романа происходит взаимодействие элементов разных жанров, но в каждом случае по-разному. Очевидно, что в комическом американском романе не бывает в «чистом виде» сатиры или юмора. Они всегда вместе, особым образом взаимодействуют. Характер их взаимодействия и определяет в основном разновидности комического романа. При этом происходит взаимодействие собственно комического элемента (юмористического и сатирического) с элементами лирическим, сентиментальным, философским и другими. Их использование имеет общие закономерности, связанные с традициями комических жанров в мировой литературе. Но в творчестве конкретного романиста, в конкретных литературных произведениях это взаимодействие своеобразно, так как поэтика конкретного романа отражает индивидуальность автора (его национальную принадлежность, убеждения, эстетику). Пазновидности комического романа как раз и отражают различия в проблематике, поэтике, идейной позиции авторов, обратившихся к данному жанру. Соединение комического и эпического, создающее комический роман, дало американским писателям XIX века ключ к решению многих проблем, оригинальные способы выражения авторских концепций.

этого элемента в каждом случае своеобразно и преследует различные идейные и эстетические цели.

«Сервантесовский тип» романа определяет самый ранний этап американской литературы, когда на фоне литературных заимствований из английской, испанской и других литератур начинало проявляться специфическое американское содержание с помощью особых, уникальных средств национальной поэтики, во многом берущей свое начало в американском фольклоре. При этом соединились книжные и фольклорные традиции, был выработан специфический американский комизм, грубоватый, но меткий и образный. На материале «сервантесовского типа» романа (Брекенридж, Леннокс) можно проследить процесс становления американской литературы (диалектика взаимоотношений заимствованного и национального, влияние специфической проблематики на уникальную художественную форму, социальное значение комического, отражение в нем национальной психологии). «Сервантесовский тип» романа представляет собой первый и очень важный этап развития жанра сатирико-юмористического романа в США. Возможно, трудно будет назвать прямых продолжателей этого жанра в последующей литературе. Очевидно, развитие «сервантесовского типа» романа обусловлено и определено конкретно -историческими рамками (начало XIX века). Но традиции «сервантесовского типа» романа, «романа дороги» можно проследить в творчестве М. Твена («Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»). Отголоски этого типа романа находим в произведениях писателей второй половины ХХ века («Сирены Титана» К. Воннегута, например). Сыграв важную роль на раннем этапе развития американской литературы, «сервантесовский тип» романа уступает место другим разновидностям сатирико-юмористического жанра.

формы, вполне отчетливо проявившиеся уже в XIX века, а что касается века ХХ, то сатирико-философская комическая аллегория - очень популярный тип романа в американской литературе. Соединяя в себе философско-сатирические традиции мировой литературы (Свифт, Вольтер, Рабле и др.) и национальную проблематику вместе с характерной комической образностью, такой роман является одним из самых распространенных в современной американской литературе. Целый поток произведений, написанных как в реалистическом, так и в модернистском плане, комически исследует актуальные для XIX века философские проблемы (концепция человека, прогресса, сама сущность человеческого бытия) и сатирически атакует несуразности «цивилизованного» общества. ХХ век породил многочисленные антиутопии, в которых их авторы предупреждают человечество о грозящей ему катастрофе. Образцом может служить проза того же Курта Воннегута (практически все его романы), Д. Херси, Т. Макграта, Г. Майерса и других писателей, реалистов-сатириков и философов. Первопроходцами в этом жанре были Ф. Купер («Моникины» и отчасти «Кратер») и Г. Мелвилл («Марди»). Также еще из XIX века идет традиции «черного юмора», к которому обращаются писатели, одолеваемые сомнениями в возможности нравственного усовершенствования человека и общественного прогресса. Сатирико-философская аллегория - одна из излюбленных форм у «черных юмористов» второй половины ХХ века (Д. Барт, Т. Пинчон, Д. Хоукс, Д. П. Донливи и другие). Но первыми авторами, у которых можно проследить начало «черного комизма» были все-таки Ф. Купер и особенно Г. Мелвилл («Маpди», «Шаpлатан»). Закономеpность традиции совершенно очевидна.

XIX, так и ХХ века. Зародыш жанра можно обнаружить в памфлетах Б. Франклина, Ф. Хопкинсона (то есть еще в конце XVIII века), главах «Современного рыцарства» Х. Г. Брекенриджа. Но первые законченные образцы комического романа-памфлета дали Д. H. Кеннеди («Куодлибет»), Д. P. Локк («Бумажный город» и «Демагог»), Г. Адамс («Демократия») и Д. Дефорест («Честный Джон Вэйн», «Озорные проделки»). Жа^ сформировался в основном примерно в середине XIX века и своего расцвета достиг уже в ХХ веке в политических pоманах-каpикатуpах С. Льюиса («У нас это невозможно», «Гидеон Плениш», «Человек, который знал Кулиджа»). Богата политической сатирой и послевоенная литература США (Д. Хеллеp, P. Ларднер - мл., Д. Хоран, H. Бенчли, А. Хедли, P. Мэдисон и другие). Жа^ политического сатщ)ико-юмоpистического романа развивался закономерно вместе с развитием политической системы США,на каждом этапе отражая политические реалии времени, издержки политической борьбы, демагогические речи политических деятелей определяют жизненность этого жанра и в настоящее время. Традиции романистов XIX столетия будут развиваться и в дальнейшем.

Четвертый тип комического романа в литературе США - юмористический -также представляется нам не менее важным для всей американской культуры, актуальным и продуктивным. Становление и развитие этого жанра связано с особой культурной традицией развлекающим комизмом. Элемент развлекающего комизма мы находим у Брекенриджа, у Ф. Купера, у Г. Мелвилла, творчество которых не может быть сведено лишь к стремлению решать какие-либо важные проблемы. Особое отношение к смеху - одна из важнейших черт психологии американца, умение рассмешить, пошутить - одна из важнейших критериев оценки личности в США. Как было показано выше, юмористический роман имеет и содержательное, и эстетическое значение. Он дает читателю эстетическое наслаждение блестящим комизмом, с одной стороны, и по-своему преломляет американскую действительность - с другой. Многие классики американской литературы отдали дань национальному юмору. Выдающимся юмористом (не только сатириком, автором памфлетов) был Марк Твен. Национальная юмористическая традиция проявляется в романах У. Фолкнера и Д. Стейнбека. Появление профессионалов - юмористов и их книг в жанре юмористической новеллы и романа обусловлено как историческими факторами (особенности формирования США как государства с освоением Запада и американцев, как единого народа), так и психологическими и эстетическими (потребность в комизме, его социальная функция и национальная комическая образность). В этом отношении книги Д. Хаббертона, Л. Хейл и Ф. Стоктона во многом подготовили почву для появления целой плеяды юмористов ХХ века, обратившихся как к юмористической новелле, так и к комическому роману (О. Генри, Д. К. Бэнгс, P. Бенчли, Д. Тербер, P. Ларднер и другие). Есть юмористическая классика и в литературе США второй половины ХХ века (Б. Чивер, М. Шульман, А. Уоллоч). Юмористический роман в литературе США продолжает активно развиваться, и это явление видится нам вполне закономерным.

«смех и насмешка - две вещи совершенно различные» (27, 532). Он допускает смех без насмешки, то есть смех добрый, не унижающий человека, не скрывающий прекрасных его качеств. В статье XXIX (1767) «Гамбургской драматургии» теоретик немецкого Просвещения писал о комедии: «Польза, которую она действительно приносит всем, заключается в самом смехе, в упражнении нашей способности подмечать смешное, легко и быстро раскрывать его под разными масками страсти и моды во всех его сочетаниях с другими, еще худшими качествами, а также их хорошими, даже под морщинами торжественной серьезности» (27, 533). Вовсе не обязательно комедия должна «врачевать больных». «С нее достаточно и того, что она будет укреплять силы здоровых» (27, 533),-пишет Лессинг. Здесь верно вскрыта социальная функция комической литературы. «Предохранительные меры - это тоже ценное лекарство, и во всей морали нет средства более сильного и действительного, чем смех» (27, 533), - с абсолютной точностью определяет просветитель значение комического в искусстве. Именно в силу вышесказанного, комический роман в литературе США имеет большое будущее. Он был и будет средством сатирической критики, способом иронического философского осмысления бытия и развлечения читателя неиссякаемой комической образностью. Его развитие будет идти по пути различного сочетания элементов юмора и сатиры, сатиры и философии. В современной литературе можно проследить традиции комической образности, типы комических характеров, заложенные комическими романистами XIX века - сатириками и юмористами. Комические жанры в американской литературе можно считать значительной частью национального богатства Америки.