Приглашаем посетить сайт

Ливергант А.: Генри Миллер.
Основные даты жизни и творчества Генри Миллера

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ГЕНРИ МИЛЛЕРА

1891, 26 декабря — в Нью-Йорке, в Йорквилле, в доме 450 по Восточной восемьдесят пятой улице, в семье портного немецкого происхождения Генриха Миллера и его жены Луизы Мари, урожденной Нитинг, родился сын Генри Вэлентайн (Вэл) Миллер.

1892 — переезд семьи на другой берег Ист-Ривер, из Йорквилля в Бруклин, в Уильямсберг, в впоследствии воспетый Миллером Четырнадцатый квартал, на Дриггс-авеню, 662.

— рождение младшей сестры Лоретты Анны.

— приобретение Миллерами дома в другом районе Бруклина — Бушуике, на Декатер-стрит, 1063, улице, которую Генри впоследствии назовет «улицей первых печалей».

— окончание начальной школы и поступление в среднюю школу «Маккэддин-холл» в Уильямсберге.

— знакомство с первой любовью, одноклассницей Корой Сиуорд.

— оканчивает среднюю школу одним из лучших в классе, подает на стипендию в Корнеллский университет и, когда в стипендии ему отказывают, поступает в Сити-колледж, где учится всего два месяца. За 25 долларов в месяц устраивается клерком в компанию «Атлас Портленд» по производству цемента. Помогает отцу в пошивочной мастерской. Начинает писать.

— сходится с вдовой Полин Шуто; ее сын моложе Генри всего на год.

— поступает на четырехлетние вечерние педагогические курсы в «Сэведж-скул оф армз» на Пятьдесят девятой улице.

— увлекается теософией; посещает лекции бывшего евангелиста Бенджамина Фей Миллза о телепатии, гипнозе, ментальном внушении, «духовной энергии» и «внутренней динамике».

— посещение Арсенальной выставки современного искусства.

— отъезд в Калифорнию. Странствует по Западному побережью. Пасет скот на ранчо близ Сан-Педро, собирает лимоны в Отейе близ Чула-Виста.

— в Сан-Диего знакомится с известной анархисткой и суфражисткой Эммой Голдман.

— возвращение в Нью-Йорк. Занятия на педагогических курсах в «Сэведж-скул оф армз» Участвует в культурной жизни города: посещает «Кафе Ройяль» на Второй авеню, где выступают музыканты, писатели, поэты, а также — еврейский театр, концерты в Карнеги-холл, лекции и чтения в «Рэнд-скул» и в Культурном центре на Генри-стрит.

— знакомство с английским писателем, журналистом и издателем Фрэнком Харрисом; ведет дневник, который называет «Сын портного — интеллектуал» («The Intellectual Tailor’s Son»).

— знакомство с пианисткой Беатрис Силвас Уикенс, берет у нее уроки игры на фортепиано.

— едет в Вашингтон, где работает клерком в отделе писем Министерства обороны за 250 долларов в месяц, а также репортером-стажером в «Вашингтон пост». По возвращении в Нью-Йорк получает отсрочку от военной службы.

— женится на Беатрис Силвас Уикенс. Помогает отцу в швейной мастерской, подрабатывает мойщиком посуды, билетером, разносчиком газет, кондуктором, мусорщиком, а также коридорным, барменом, библиотекарем, страховым агентом, книготорговцем.

— литературный дебют Миллера: в журнале «Черная кошка», выходящем в Салеме, штат Массачусетс, печатаются пять его рецензий. Недолго работает в Бюро экономических исследований, а также каталогизатором в универмаге Чарльза Уильяма.

— у Генри и Беатрис рождается дочь Барбара Силвас.

— работа руководителем курьерской службы в нью-йоркской телеграфной компании «Вестерн юнион». Заводит «картотеку забавных случаев» («Humorous File»), куда записывает обрывки из собеседований с нанимаемыми в компанию курьерами. Встреча со старым другом Эмилем Шнеллоком, изучавшим в Европе живопись. Шнеллок знакомит Миллера с современной американской поэзией и европейской живописью.

— Беатрис расстается с Миллером и вместе с Барбарой уезжает в Рочестер.

— в подражание рассказам Драйзера из сборника «Двенадцать человек» начинает писать первый роман «из жизни» «Подрезанные крылья» (не опубликован). В центре романа — незавидная судьба посыльных «Вестерн юнион»; полемика с «романом успеха» Хорейшо Элджера.

— знакомится с дочерью польского еврея из Черновиц, профессиональной партнершей («такси-танцовщица») из дансинга на Бродвее «Уилсонз Данс-холл» Джун (Юлией) Эдит Мэнсфилд.

— разводится с Беатрис; алименты за дочь — 25 долларов в неделю.

— отрывок из «Подрезанных крыльев» под названием «Черное и белое» печатается в журнале «Кризис» негритянского общественного деятеля и писателя У. Э. Б. Дюбуа.

— заключение брака с Джун Мэнсфилд в Хобокене, штат Нью-Джерси.

— по настоянию Джун уходит из «Вестерн юнион» на вольные хлеба.

— вместе с женой торгует на улицах Бруклина конфетами (по февраль 1925 года).

— молодожены переезжают с квартиры на квартиру вблизи клубов и дансингов, где работает Джун. Жена продает богатым поклонникам набранные на разноцветных карточках короткие — 10–12 строк — очерки и стихотворения в прозе Миллера. В трехкомнатной квартире в цокольном этаже на Перри-стрит в Гринвич-Виллидж она открывает питейное заведение, где Миллер работает барменом и поваром.

— попытка торговли недвижимостью во Флориде вместе с Джо О’Риганом и Эмилем Шнеллоком. До Джексонвилла друзья добираются автостопом. После очередной неудачи возвращение в Нью-Йорк на деньги отца.

— работа в газете на Лонг-Айленде за 50 долларов в месяц. Пишет «Дневник футуриста» и посылает рукопись издателю журнала «Америкэн меркьюри» Генри Луису Менкену. Пишет статью «Слова» для журнала «Либерти мэгэзин». Журналы «Янгз» и «Лихие истории» заказывают Джун рассказы, которые пишет за нее Миллер.

— Джун и Миллер в Ашвилле, Северная Каролина. Бедствуют, торгуют трикотажными изделиями.

— не расплатившись за снятую в Ашвилле комнату и за обед в ресторане, сбегают в Нью-Йорк. Миллер зарабатывает продажей несброшюрованных энциклопедий.

«Катакомба». Снимают квартиру на Генри-стрит вместе с подружкой Джун, авангардной поэтессой и художницей Джин Кронски. Миллер пытается покончить с собой; пишет очерк «Невиданные муки».

— Джун и Джин Кронски на деньги поклонников едут в Париж. Первая выставка акварелей Миллера в винном погребке в Гринвич-Виллидж. Миллер подвизается могильщиком в Куинсе. Возвращается жить к родителям.

— набрасывает первые страницы книги, которая впоследствии станет «Тропиком Козерога».

— возвращение Джун из Парижа. Миллер пишет роман «Молох» (переработанный вариант «Подрезанных крыльев»), заказанный Джун Попом, ее престарелым поклонником. «Молох» увидит свет только после смерти писателя в 1991 году.

— Миллер и Джун едут в Монреаль; Джун — поездом, Миллер — автостопом.

— Миллер и Джун на деньги, полученные за «Молох», отплывают в Европу.

— путешествие по Европе; Ливерпуль, Лондон, Гавр, Париж («Отель де Пари», рю Бонапарт, 24), Брюссель, Аахен, Бонн, Франкфурт, Гейдельберг, Мюнхен, Линц, Вена, Будапешт, Черновцы, Львов, Краков, Прага, Мариенбад, Реймс, Париж. Знакомство с австрийским писателем и журналистом Альфредом Перлесом, а также с Осипом Цадкином, Оскаром Кокошкой. Поездка с женой на велосипедах на Ривьеру, возвращение из Монте-Карло в Париж на деньги американского консула в Ницце.

— возвращение с Джун в Нью-Йорк. Завершение третьего, автобиографического романа «Взбесившийся фаллос», начатого в 1927 году (будет опубликован только в 1992-м). Миллер, Джун и Джин Кронски фигурируют в нем как Тони Бринг, Хилдред и Ваня. Ставит свое имя под авангардным манифестом «Новый инстинктивизм» с требованием «осквернить жеманство послевоенного искусства». Увлекается акварелью.

— отплывает, по настоянию Джун, в Европу на пароходе «Американский банкир» с десятью долларами, которыми ссудил его Эмиль Шнеллок, и рукописью «Молоха».

— прибытие в Лондон, проживание в пансионе «Мелвин» на Гауэр-стрит в ожидании денежного перевода от Джун.

— Миллер в Париже; останавливается в отеле «Сен-Жермен-де-Прэ» на рю Бонапарт. Подробно описывает первые парижские впечатления Эмилю Шнеллоку; эти письма в дальнейшем лягут в основу «Тропика Рака».

— получает приют у Альфреда Перлеса (прототип Карла в «Тропике Рака»), а также рекомендацию в парижское бюро «Чикаго трибюн». Перлес знакомит его с сюрреалистическими произведениями Блеза Сандрара, Андре Бретона, Филиппа Супо, фильмами Бюнюэля. Сводит Миллера с рецензентом издательства «Грассе» Анри Мюллером, который убеждает Миллера в невозможности издания «Молоха» во Франции.

— работа уборщиком и поваром у индийского торговца жемчугом Нанавати.

— Джун в Париже, безуспешно пытается найти работу в кино. Миллер дает уроки английского языка бизнесмену в Нейи.

— 1931, февраль — проводит зиму в квартире выпускника юридического факультета Йельского университета Ричарда Осборна (прототип Филмора в «Тропике Рака») на улице Огюста-Бартольди. Дописывает «Взбесившийся фаллос». Пишет два рассказа: «Мадемуазель Клод», в котором описал свою связь с проституткой Жермен Дожар летом 1930 года, и «Безек», который отсылает в Нью-Йорк в надежде на публикацию в США. «Мадемуазель Клод», а также статью о фильме «Золотой век» Бюнюэля посылает в авангардный парижский журнал «Новое обозрение», который издает на английском языке Сэмюэл Патнем (прототип Марло в «Тропике Рака»). Тираж журнала — 73 экземпляра.

— в «Пэрис геральд» выходят две заметки Миллера о цирке «Медрано» и о велосипедной гонке («Шесть дней на велосипеде»); это первые публикации Миллера в Париже.

— знакомство с американским поэтом-сюрреалистом и публицистом Уолтером Лоуэнфелсом, который сводит его со своим парижским издателем, писателем, философом, историком европейского авангарда Майклом Френкелем (прототип Бориса в «Тропике Рака»). Живет вместе с Френкелем в квартире на Вилла-Сёра, 18 (в «Тропике Рака» — Вилла Боргезе).

— переезжает в номер Перлеса в гостинице «Отель сентраль». Роман с Бертой Шрэнк, женой американского драматурга Джозефа Шрэнка.

— в письме Френкелю излагает идею романа «Тропик Рака»: «рассказ от первого лица, никакой внутренней цензуры, никакой наперед заданной формы».

— вторичный приезд в Париж Джун Мэнсфилд. Миллер начинает писать «Тропик Рака». Через Осборна знакомится и сближается с живущей в Лувесьенне под Парижем писательницей и психоаналитиком Анаис Нин, по мужу Гайлер. Рассказ «Мадемуазель Клод» печатается в третьем, осеннем номере «Нового обозрения». Питер Ниго включил этот рассказ в свою антологию «Американцы за границей» (1931), куда вошли также произведения Хемингуэя, Дос Пассоса, Эзры Паунда, Конрада Айкена, Гертруды Стайн и других американских литературных репатриантов. В отсутствие Патнема Миллер и Перлес подвизаются в «Новом обозрении» выпускающими редакторами и по собственной инициативе помещают на его страницах манифест «Новый инстинктивизм».

— Анаис Нин при посредстве мужа устраивает Миллера учителем английского языка в лицей Карно в Дижоне.

— Джун возвращается в Нью-Йорк. Миллер переезжает в Дижон.

— возвращение из Дижона в Париж после письма Перлеса о возможности занять постоянное место корректора в парижском отделении «Чикаго трибюн».

— лишается работы в «Чикаго трибюн». Переезд с Перлесом в Клиши на авеню Анатоля Франса.

— начало работы над «Тропиком Козерога». Живет у Анаис Нин в Лувесьенне.

— Джун опять в Париже. Любовный треугольник: Джун — Миллер — Анаис Нин.

— по инициативе издателя и писателя, владельца парижского независимого издательства «Обелиск-пресс», английского репатрианта Джека Кахейна начинает писать книгу о Дэвиде Герберте Лоуренсе, впоследствии названную «Мир Лоуренса» и так и незаконченную.

— едет в Англию, его задерживают на таможне и возвращают во Францию, что впоследствии описано в рассказе «Дьепп — Ньюхейвен», вошедшем в сборник «Космологический глаз» (1939).

— живет в Клиши. Сходится с австрийским психоаналитиком и писателем, любовником Анаис Нин Отто Ранком, который дает высокую оценку «Тропику Рака». Увлекается психоанализом, записывает сны.

— велосипедное путешествие с Перлесом по Франции и Люксембургу.

— заканчивает «Тропик Рака».

— зреет окончательный замысел «Черной весны» (первоначально «Автопортрета»).

— Анаис Нин переезжает из Лувесьенна в Пасси. Миллер покидает Клиши и снимает в Пасси квартиру на улице Марроньер.

— в Париже, в «Обелиск-пресс», с предисловием Анаис Нин, написанным вместе с Миллером, тиражом 500 экземпляров выходит «Тропик Рака»; средства на печатание романа — 600 долларов — находит Анаис Нин с помощью Отто Ранка. В течение последующих лет в «Обелиск-пресс» выходят пять переизданий романа. Миллер рассылает «Тропик» известным английским и американским писателям и критикам. Автор первой рецензии на «Тропик Рака» — швейцарский писатель и путешественник, друг Миллера Блез Сандрар. Миллер возвращается на Вилла-Сёра, 18.

— начало переписки с гарвардским студентом Джеймсом Лафлином, прочитавшим «Тропик Рака» по рекомендации американского поэта Эзры Паунда; впоследствии Лафлин станет главным американским издателем Миллера.

— развод с Джун Мэнсфилд в Мексике через доверенное лицо; скандальные подробности развода описаны в «Тропике Козерога», а также в фильме Ф. Кауфмана «Генри и Джун» (1990).

— вслед за Анаис Нин и Отто Ранком едет в Нью-Йорк, где участвует в проводимых ими психоаналитических сеансах. Это его вторая поездка, первая — в 1933 году. Знакомство с Уильямом Сарояном; попытки пристроить свои книги в американских издательствах.

— Анаис Нин возвращается из Нью-Йорка в Париж. Миллер заканчивает «Черную весну».

— получает письмо с Корфу от молодого английского писателя Лоренса Даррелла с комплиментами в адрес «Тропика Рака». Книгу Даррелла «Черная смерть» принимает к публикации «Обелиск-пресс».

— возвращение в Париж. В поддержку Альфреда Перлеса пишет открытое письмо «Как ты собираешься поступить с Альфом?», а также очерк «В Нью-Йорк и обратно» — письмо Перлесу на 150 страницах, содержащее негативные впечатления о поездке в Америку.

— обмен письмами между Миллером, Майклом Френкелем и Перлесом на тему смерти; смысловой центр переписки — шекспировский «Гамлет». Эта переписка (тысяча писем) издается Френкелем в издательстве «Каррефур» (Нью-Йорк; Париж) в двух томах, первый том — в 1939 году, второй — в 1941-м, тираж каждого тома 500 экземпляров.

— Джеймс Лафлин основывает в Нью-Йорке авангардное издательство «Нью дайрекшнз» («Новые направления»), в котором на протяжении более сорока лет будут выходить многие книги Миллера. Отрывок из «Черной весны» печатается в первом ежегодном сборнике «Новые направления в прозе и поэзии». «Нью-Йорк и обратно» печатается Лафлином в гарвардском журнале «Заступник» («Advocate»).

— выпуск в Париже в «Обелиск-пресс» десяти автобиографических очерков Миллера под общим названием «Черная весна»; книга посвящается Анаис Нин. Второе издание выходит в том же году.

— первые критические отзывы на произведения Миллера в США.

— знакомство с Лоренсом Дарреллом, приехавшим с женой в Париж из Греции. Дарреллы живут в Париже на Вилла-Сёра по апрель 1938 года. Выход первого номера журнала «Бустер» («Зазывала»), возглавляемого Перлесом, где Миллер является литературным редактором и одновременно редактором отдела моды; ведет рубрику «Только для мужчин».

— выход в «Обелиск-пресс» сборника «Библиотека на Вилла-Сёра», куда вошли произведения Даррелла, Анаис Нин, Миллера. Отдельным изданием выходит «Сценарий (Звуковой фильм)» — образчик сюрреалистической малой прозы Миллера, в основу которой положен первый роман Анаис Нин «Дом кровосмешения» (1936). Творчеством Миллера заинтересовалось нью-йоркское издательство Альфреда А. Кнопфа. Переписка с влиятельным радикальным американским критиком В. Ф. Калвертоном. По рекомендации французского писателя Реймона Кено становится редактором парижского журнала «Причуды», где в переводе на французский язык печатаются его произведения.

— пребывание в Лондоне; встречи с Томасом Стернзом Элиотом и Диланом Томасом.

— возвращение Дарреллов на Корфу. Выход в «Обелиск-пресс» памфлета Миллера «Деньги, и почему они овладели миром», написанного в форме письма Эзре Паунду.

— дописан последний, черновой вариант «Тропика Козерога». Поддавшись всеобщей предвоенной панике, уезжает из Парижа в Бордо, оттуда в Марсель, собирается перебраться в Пиренеи, однако вскоре возвращается в Париж.

— выход сборника «Макс и белые фагоциты», куда вошли одноименный рассказ, рассказ «Дьепп — Ньюхейвен», роман «Черная весна», «Сценарий», эссе о сюрреализме «Открытое письмо сюрреалистам всей земли», эссе о друге Миллера, немецком художнике Гансе Рейхеле «Космологический глаз», эссе о венгерском фотографе Брассаи («Глаз Парижа»). А также очерки, рецензии, в том числе и на «Золотой век» Бюнюэля, письма, зарисовки.

— выход последнего номера журнала «Дельта» (ранее — «Бустер») с отрывками из «Тропика Козерога» Миллера и «Зимы проделок» Анаис Нин, очерком Карела Чапека, астрологическим портретом Нижинского, выполненным швейцарским астрологом Конрадом Мориканом, пародией Лоренса Даррелла «Гамлет, принц китайский», стихотворением в прозе Дилана Томаса.

— выход в Париже в «Обелиск-пресс» тиражом тысяча экземпляров романа «Тропик Козерога», посвященного Джун Мэнсфилд. Отрывки из романа, а также несколько эссе печатаются Лафлином в «Новых направлениях в прозе и поэзии».

— покидает Париж, на месяц останавливается в Рокамадуре, откуда направляется в Экс-ан-Прованс, где проводит несколько дней с Анаис Нин, и далее — в Марсель.

— на пароходе «Теофиль Готье» отплывает из Марселя в Афины, по дороге проводит несколько часов в Неаполе и в Помпеях. На том же пароходе отплывает из Афин на Корфу, где в деревне Калами его ждут Лоренс Даррелл с женой Нэнси.

— публикация в «Причудах» рассказа Миллера «Дьепп — Ньюхейвен» во французском переводе Реймона Кено.

— переезд с Дарреллами с Корфу в Афины.

— в день начала Второй мировой войны умирает парижский издатель Миллера Джек Кахейн. Возглавивший «Обелиск-пресс» его сын Морис Жиродиа обещает ежемесячно выплачивать Миллеру тысячу франков с условием сотрудничества.

— путешествие по Греции с греческим поэтом, переводчиком и издателем Георгосом Кацимбалисом. В журнале Кацимбалиса «Новая литература» печатает «Размышления о сочинительстве», где описывает беседы с Кацимбалисом о литературе. С Дарреллами едет в Спарту и на Пелопоннес. Начинает писать «Колосса Маруссийского» — дневник путешествия по Греции, посвященного Кацимбалису, уроженцу Марусси.

— первая американская публикация Миллера; в «Нью дайрекшнз» выходит сборник «Космологический глаз» — перепечатка парижского сборника «Макс и белые фагоциты» с дополнительно включенными отрывками из «Тропика Козерога», «Черной весны», с эссе «Бруклинский мост», «Ганс Рейхель» и «Автобиографическими заметками». Сборник рецензируется в сорока американских газетах и журналах.

— отплывает с Корфу в США на американском грузовом пароходе «Эксохорда».

— прибытие в Нью-Йорк. Останавливается в отеле «Ройялтон» на Манхэттене, где встречается с Шервудом Андерсоном и Джоном Дос Пассосом. Навещает в Бруклине родителей, с которыми не виделся больше десяти лет.

— поездка к Эмилю Шнеллоку в Фредериксберг (Виргиния), где тот преподает в художественном колледже. По дороге заезжает в Вашингтон к своему приятелю, юристу и цензору Хантингтону Кэрнзу.

— проживает в квартире подруги Анаис Нин, издательницы («Блэк-Сан пресс»), поэтессы и мемуаристки Каресс Кросби. «Мир секса», написанный по заказу книжного коммерсанта из Нью-Йорка Барнета Рудера, специализирующегося на порнографической литературе, издан чикагским книготорговцем Беном Абрамсоном тиражом 250 экземпляров.

— завершение первого варианта повести «Тихие дни в Клиши», также написанной по заказу Рудера. Дописывает «Колосса Маруссийского»; нью-йоркские издательства, в том числе и «Нью дайрекшнз», отклоняют рукопись: Греция не представляет интереса для американского читателя.

— с Анаис Нин и художником Джоном Дадли гостит в поместье Каресс Кросби «Хэмптон-Мэнор» в Баулинг-Грин, штат Виргиния, где встречается с Сальвадором Дали. При посредстве литературного агентства «Расселл и Волкенинг» безуспешно ведет переговоры об издании своих очерков в ведущих американских журналах («Нейшн», «Нью-Йоркер», «Нью рипаблик», «Эсквайр»). Начинает работу над «Сексусом» — первой частью трилогии «Роза распятая». Выход эссе Джорджа Оруэлла «Во чреве кита», где автор превозносит «эмоциональную подлинность» «Тропика Рака».

— контракт с нью-йоркским издательством «Даблдей энд Доран» на книгу путевых очерков об Америке. Получение от издательства 750 долларов в качестве аванса.

— автомобильное путешествие по стране с иллюстратором «Сценария», своим приятелем художником Абрахамом Рэттнером. Впечатления о путешествии лягут в основу книги путевых очерков Миллера «Кондиционированный кошмар».

— Вашингтон, Виргиния, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия. Дважды на деньги Анаис Нин ненадолго возвращается на самолете в Нью-Йорк: на годовщину свадьбы родителей (ноябрь) и на Рождество.

— Флорида, Луизиана, Миссисипи. Публикация фрагмента «Колосса Маруссийского» в январском номере журнала «Таун энд кантри».

— смерть отца. Возвращение в Нью-Йорк из Миссисипи на похороны Генриха Миллера-старшего.

— 9 октября — продолжение путешествия. На поезде — Мичиган, Висконсин, Чикаго, Миссисипи. На машине — Арканзас, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Вайоминг, Айова, Нью-Йорк. Выход в «Нью дайрекшнз» посвященного Ричарду Осборну сборника очерков «Мудрость сердца» (первоначальное название — «Гигантская утроба»), куда вошло эссе «Ганс Рейхель». Долгосрочный контракт с Лафлином на издание всех последующих книг писателя в «Нью дайрекшнз».

— публикация в апрельском номере «Нью рипаблик» отрывка из «Колосса Маруссийского».

— приезд в Голливуд.

— начинает писать «Кондиционированный кошмар». Встречается с Джоном Стейнбеком и Олдосом Хаксли. Договаривается об издании «Колосса Маруссийского» с Уильямом Ротом, владельцем издательства «Колт-пресс» (Сан-Франциско). В ожидании корректуры «Колосса» живет в Голливуде до осени.

— возвращается из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, вновь живет в квартире Каресс Кросби. Продолжает писать «Сексус».

— заканчивает «Кондиционированный кошмар». В «Даблдей энд Доран» отказываются печатать путевые очерки; Миллер возвращает аванс.

— возобновляет работу над «Сексусом».

— переезжает из Бруклина на Западное побережье, где будет жить до конца жизни.

— проживает в Беверли-Глен у писателя и переводчика Гилберта Ноймана и его жены, художницы Маргарет. При посредстве Ремарка и Бадда Шульберга безуспешно пытается устроиться на киностудию; предлагает написать сценарий по «Брайтонскому леденцу» Грэма Грина, по произведениям Стефана Цвейга. Зарабатывает акварелями. Пытается устроиться в университетскую библиотеку, в отдел информации Министерства обороны, предлагает свои услуги в качестве переводчика с французского. Завершает «Сексус».

— пишет внутренние рецензии для газет, журналов и издательств «Туморроу», «Нейшн», «Трибюн», «Нью рипаблик». Живет в Беверли-Глен в коттедже Нойманов вместе с приехавшим из Нью-Йорка Джоном Дадли. Лафлин также отказывается печатать «Кондиционированный кошмар».

— в письме от 6 марта извещает Перлеса, что рисует акварели и книги писать больше не намерен. Знакомится с греческой поэтессой и переводчицей Севасти Кутзафтис, влюбляется в нее, посвящает ей стихотворение «О Озеро света!».

— читает Артюра Рембо, начинает собирать материал для книги о нем.

— акварели Миллера приобретает коллекционер картин, продюсер «МГМ» Артур Фрид. Выставка более шестидесяти акварелей Миллера в Голливуде, на Голливуд-бульвар, в Галерее современного американского искусства. Пишет открытое письмо «Всем и каждому» с предложением приобретать его акварели; письмо печатается в «Серкл» и «Нью рипаблик». Начало интенсивной переписки (продлится до начала 1950-х) с критиком и литературоведом, профессором Йеля Уоллесом Фаули, похвалившим «Тропик Рака». Знакомство с греческим художником Джином Вардой.

— еще одно открытое письмо Миллера «Всем, всем, всем» с просьбой о материальной помощи печатается в журнале «Нью рипаблик».

— выставка акварелей Миллера в Художественном музее Санта-Барбары.

— гостит в Монтеррее у Джина Варды.

— переезд в Биг-Сур. Живет сначала у приятельницы Варды, писательницы Линды Сарджент, затем — в доме бывшего мэра Кармела Кита Эванса, на гребне горы Партингтон-Ридж. В доме отсутствуют элементарные удобства; почта и продукты доставляются три раза в неделю к основанию горы в полутора милях от дома Эванса. Выставки акварелей Миллера в Вашингтоне и Лондоне.

— приезд в Биг-Сур Эмиля Уайта, помогавшего Миллеру по хозяйству. Переписка с 26-летней танцовщицей и фотомоделью Джун Ланкастер.

— приезд в Биг-Сур «невесты по переписке» Джун Ланкастер, прогостившей два месяца.

— поездка в Нью-Йорк к матери; Луизу Мари оперируют по поводу рака. Знакомится с двадцатилетней польской эмигранткой, выпускницей Бринморского колледжа Яниной Мартой Лепской. Выход сборника «Воскресенье после войны» с фрагментами из «Сексуса». Вместе с Яниной Лепской гостит две недели в Ньюхейвене, в Трамбулл-колледже у Уоллеса Фаули. Встреча со студентами Йеля, где проходит выставка-продажа его акварелей. Выступление с лекцией в Дартмутском колледже. Пишет антивоенный очерк «Убить убийцу», впоследствии вошедший в сборник «Помнить, чтобы помнить». Пишет эссе «Участь творческой личности в Соединенных Штатах». Гостит вместе с Лепской у друзей в Бринморе, в Бриджпорте у Ричарда Осборна, в Вашингтоне у Хантингтона Кэрнза, в Фредериксберге у Эмиля Шнеллока, а также в Боулдере, Колорадо, у Нойманов.

— в Боулдере женится третьим браком на Янине Марте Лепской.

— возвращение с Лепской в Биг-Сур. Выход в «Нью дайрекшнз» книги «Кондиционированный кошмар». Публикация отрывков писем Эмилю Шнеллоку, впоследствии вошедших в книгу «Письма Эмилю».

— переводит «Сезон в аду» Артюра Рембо.

— у Миллера и Янины Лепской рождается дочь, которую в честь отца и деда называют Вэлентайн. Крестный отец девочки — Уоллес Фаули.

— в Париже во французском переводе выходит «Тропик Рака».

— физик и издатель, приятель Миллера Берн Портер выпускает том избранных произведений Миллера «Разное» («Miscellanea»).

— временный переезд с семьей в Андерсонову Балку из-за возвращения Кита Эванса в свой дом в Биг-Суре. Начинает писать «Время убийц».

— выход в «Эдисьон Дэноэль» «Черной весны» во французском переводе.

— выход в «Эдисьон ди Шен» «Тропика Козерога» во французском переводе; продано 110 тысяч экземпляров. В соответствии с законом 1939 года о запрете порнографии президент французского Картеля общественных и моральных действий Даниэль Паркер вменяет Миллеру, его издателям и переводчикам иск с обвинением в безнравственности. Теперь «Тропик Рака» и «Тропик Козерога» запрещены и во Франции. По инициативе французского критика и редактора Мориса Надо создается «Комитет в защиту Генри Миллера и свободы слова», куда входят Андре Бретон, Поль Элюар, Жорж Батай, Реймон Кено, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Под петицией в поддержку Миллера ставит свою подпись и Андре Жид, не читавший его парижских романов.

— Миллеры въезжают в дом в Партингтон-Ридж, купленный в рассрочку за пять тысяч долларов у двоюродной сестры Джеймса Лафлина, теософа Джин Уортон. Начинает писать «Плексус», вторую часть трилогии «Роза распятая».

— издание первого сборника статей о творчестве Миллера «Счастливый утес. Книга о Генри Миллере». Среди авторов — парижские друзья Лоренс Даррелл, Альфред Перлес, Майкл Френкель, а также известные американские писатели, поэты и критики Уильям Карлос Уильямс, Осберт Ситуэлл, Эдмунд Уилсон, английский критик Герберт Рид.

— в журнале «Харперс мэгэзин» печатается эссе Милдред Эдди Брэди, назвавшей Миллера «духовным лидером декадентствующей богемы Западного побережья».

— четыре статьи Клинта Мошера в «Сан-Франциско экзэминер» с критикой «культа ненависти», якобы насаждаемого Миллером.

— в Биг-Суре гостит Анаис Нин, совершающая со своим другом автопробег по Америке.

— в «Нью дайрекшнз» выходит сборник «Помнить, чтобы помнить» с подзаголовком «Том второй „Кондиционированного кошмара“»; в сборник вошло эссе «Непристойность и закон рефлексии», где автор рассуждает о разнице между непристойностью и порнографией.

— по приглашению Миллера в Биг-Сур приезжает астролог Конрад Морикан; гостит до марта следующего года.

— Миллер пишет очерк «Дьявол в раю» (первоначальное название — «Потерянный рай»), навеянный приездом в Биг-Сур Морикана. Очерк войдет в книгу Миллера «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха».

— выход в «Нью дайрекшнз» притчи Миллера «Улыбка у подножия лестницы» с иллюстрациями Фернана Леже.

— у Миллеров рождается сын Генри Тони.

— завершение вчерне «Плексуса».

— выход в Париже в «Олимпии-пресс» (новое название издательства «Обелиск-пресс») «Сексуса». Начинает писать «Книги в моей жизни» (первоначальное название — «Мир книг»). Автор идеи — директор библиотеки Лос-Анджелесского университета Лоренс Кларк Поуэлл, собиратель архива Генри Миллера.

— «Сексус» запрещен во всех странах, включая Францию.

— заканчивает «Книги в моей жизни».

— Янина Лепская и Миллер разъезжаются; Янина с детьми покидает Биг-Сур и переезжает к своему другу, биофизику Марселю Верциано.

— начало переписки с 28-летней художницей Ив Макклур, поклонницей его таланта из Беверли-Хиллз. Ив — свояченица приятеля Миллера по Биг-Суру, израильского художника Безалеля Шаца, иллюстратора его книг.

— встреча в Лонг-Бич после нескольких месяцев переписки с Ив Макклур. Выход в «Нью дайрекшнз» «Книг в моей жизни».

— переезд Ив Макклур в Биг-Сур, где она живет вместе с детьми Миллера от брака с Лепской. Начало работы над «Нексусом», третьей частью трилогии «Роза распятая». Развод с Яниной Лепской.

— вылет с Ив Макклур в Париж, где он пробудет по август 1953 года.

— Ив и Миллер путешествуют по Франции, Швейцарии, Бельгии, Испании и Великобритании. В Париже Миллера встречают как героя и живого классика, о его приезде пишут газеты. В Барселоне, через 14 лет после расставания, Миллер встречается с Альфредом Перлесом, переехавшим перед войной в Англию и воевавшим в английской армии.

— возвращение из Европы в Биг-Сур.

— в Биг-Суре гостит американский критик Ван Вик Брукс.

— в Кармел-Хайлендз Миллер сочетается четвертым браком с Ив Макклур. Выход в Париже в «Олимпии-пресс» «Плексуса».

— передвижная выставка акварелей Миллера в Японии.

— приезд в Биг-Сур Альфреда Перлеса, дописывающего книгу «Мой друг Генри Миллер». Гостит до мая 1955 года. Анаис Нин усматривает в книге Перлеса о Миллере «порочащие» ее сведения о близости с писателем. Миллер начинает писать «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха».

— в Биг-Суре гостит Барбара Сэндфорд, дочь Миллера от первого брака.

— в «Нью дайрекшнз» в дешевом издании выходят «Ночи любви и смеха» (тираж 220 тысяч экземпляров); в издательстве «Сигнет» в серии «Нью Америкэн лайбрери» — «Дьявол в раю» (50 тысяч экземпляров).

— выход в «Нью дайрекшнз» книги о Рембо «Время убийц». Первоначально замысел реализован в двух эссе 1946 и 1949 годов, опубликованных в «Новых направлениях прозы и поэзии». Заглавие позаимствовано из стихотворения в прозе Рембо «Хмельное утро». Переработанный вариант повести «Тихие дни в Клиши» выходит в «Олимпии-пресс».

— вместе с Ив Макклур Миллер едет в Нью-Йорк ухаживать за умирающей матерью. Встречается с Джун Мэнсфилд. Записывает пластинку «Генри Миллер вспоминает и размышляет».

— смерть матери, Луизы Мари Миллер, урожденной Нитинг. Миллер и Ив Макклур забирают сестру, Лоретту Анну в Биг-Сур и помещают в интернат для умственно отсталых в Пасифик-Гроув. Приезд в Биг-Сур Георгоса Кацимбалиса.

— Министерство внутренних дел Франции по личной просьбе британского министра внутренних дел накладывает арест на книжную продукцию издательства «Олимпия-пресс», в частности — на «Тропик Рака». Французская пресса выступает против ареста книг Миллера.

— выход в «Нью дайрекшнз» книги «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха» (первоначальное название «Мир и покой: свободная фантазия»), навеянной «Уолденом» Генри Торо. Биг-Сур становится местом паломничества. Переписывает «Тихие дни в Клиши». Выставка акварелей Миллера в Лондоне, Иерусалиме и Тель-Авиве. В «Олимпии-пресс» выходит переработанный «Мир секса». Смерть Майкла Френкеля.

— в Норвегии решением генерального прокурора запрещен «Сексус». В связи с изъятием тиража «Сексуса» в американском журнале «Эвергрин» (издательство «Гроув-пресс») печатается открытое письмо Миллера «В защиту свободного чтения». В поддержку Миллера высказывается владелец «Олимпии-пресс» Морис Жиродиа.

— по инициативе Ван Вик Брукса Миллер избирается членом Национального института искусств и литературы «за оригинальность и богатство литературной техники, за дерзость подхода и исключительную пытливость». После почти десятилетнего перерыва возобновляет работу над «Нексусом».

— умирают Эмиль Шнеллок и Ганс Рейхель.

— заканчивает «Нексус». Выход в «Нью дайрекшнз» сборника произведений «Избранное» («The Henry Miller Reader») с предисловием Лоренса Даррелла. Эдди Шварц и Том Мур учреждают в Миннеаполисе «Литературное общество Генри Миллера» с целью изучения трудов писателя. В Англии выходит книга «Искусство и поругание» («Art and Outrage») — обмен письмами о творчестве Миллера между Альфредом Перлесом, Лоренсом Дарреллом и самим Миллером.

— вылет с Ив Макклур и детьми из Нью-Йорка в Париж.

— едет с детьми в Копенгаген и Амстердам, Ив остается в Париже.

— вместе с Ив гостит в Соммьере у Дарреллов.

— возвращение из второго путешествия по Европе в Биг-Сур. Ив Макклур переезжает к больной матери в Беркли.

— Миллер (вместе с Чарли Чаплином и Жоржем Сименоном) входит в жюри Каннского кинофестиваля. Перед Каннами летит в Гамбург, где встречается со своим немецким издателем Ледигом Ровольтом. Роман с сотрудницей издательства и переводчицей книг Миллера Ренатой Герхардт. Получает письмо от Ив Макклур с предложением развестись.

— вновь гостит у Дарреллов в Соммьере, затем возвращается в Биг-Сур.

— летит в Гамбург к Ренате Герхардт. Пишет комедию «Без ума от Гарри», которую предлагает для постановки берлинскому театру Шиллера. В Париже в «Олимпии-пресс» выходит третья и последняя часть трилогии «Роза распятая» — «Нексус».

— контракт с Барни Россетом («Гроув-пресс») на издание в США обоих «Тропиков».

— путешествие по Европе со своим другом и водителем Винсентом Бриджем в поисках жилья для себя и Ренаты Герхардт. Швейцария, Италия, юг Франции, Испания, Португалия.

— развод с Ив Макклур.

— в издательстве «Гроув-пресс» Барни Россет через 27 лет после написания выпускает «Тропик Рака»; книга становится бестселлером: за первую неделю продано 68 тысяч экземпляров, до конца года — 100 тысяч в переплете и около полутора миллионов в обложке. «Гроув-пресс», а также книготорговые компании, распространяющие «Тропик Рака», подвергаются судебному преследованию почти во всех штатах. Оживленная полемика в прессе относительно «непристойности» романа.

— по возвращении из путешествия по Европе Миллер встречается в Нью-Йорке с шестидесятилетней Джун Мэнсфилд. Выход в США книги «Искусство и поругание».

— встреча в Биг-Суре с Анаис Нин после шестнадцатилетнего перерыва; Нин предлагает Миллеру издать его письма к ней.

— в журнале «Эвергрин ревью» печатается открытое письмо «В поддержку свободного чтения», которое подписали 198 американских писателей, в том числе Сол Беллоу, Джон Дос Пассос, Норман Мейлер, Бернард Маламуд, Уильям Сароян, Роберт Пенн Уоррен. Выход в «Нью дайрекшнз» сборника Миллера «Замри, как колибри».

— летит из Парижа на Майорку, где заседает в жюри литературной премии «Форментор», в Миннесоту — на заседание Литературного общества Генри Миллера, в Эдинбург — на международную писательскую конференцию, где вместе с Джеймсом Болдуином и Норманом Мейлером принимает участие в дискуссии о цензуре. Выход в «Гроув-пресс» «Тропика Козерога».

— Миллер в Европе: Копенгаген, Мюнхен, Зальцбург, Берлин; в Берлине вместе с Ренатой Герхардт работает над немецким переводом «Без ума от Гарри». Джозеф И. Левайн приобретает права на экранизацию «Тропика Рака».

— пишет по совету юриста Элмера Герца открытое письмо в Верховный суд США, которое печатается в чикагской «Санди таймс».

— переезд из Биг-Сура на юг, под Лос-Анджелес, в Пасифик-Пэлисейдз. Сначала снимает там однокомнатную квартиру, затем покупает двухэтажный дом на Окампо-Драйв, где живет вместе с Яниной Лепской, ее вторым мужем и детьми. В этом доме будет жить до конца жизни.

— выход в нью-йоркском издательстве «Даттон» тома «частной» переписки Миллера и Лоренса Даррелла.

— премьера «Без ума от Гарри» в Сполето в театре «Кайо Мелиссо». «Без ума от Гарри» выходит в «Нью дайрекшнз».

— пьеса «Без ума от Гарри» в постановке британской любительской труппы «Кембридж-плейерс» снята с программы Эдинбургского театрального фестиваля «по причине непристойности».

— роман Миллера с тридцатилетней израильской киноактрисой Зивой Роданн.

— издание «Без ума от Гарри» в Германии с акварелями автора. К пьесе проявляют интерес Театр драмы в Копенгагене, Брюссельский национальный театр, берлинские театры.

— вызов из Калифорнии в уголовный суд Нью-Йорка по обвинению в издании в «Гроув-пресс» «литературы порнографического характера». Процесс длится до октября.

— издатель «Сексуса» Морис Жиродиа обвиняется в «оскорблении общественной морали» и приговаривается к тюремному заключению, штрафу и запрету заниматься во Франции издательской деятельностью в течение двадцати лет.

— решение Верховного суда США: «Роман „Тропик Рака“ непристойным не является. Распространение романа не противоречит Конституции США». Вслед за «Тропиком Рака» запрет на публикацию и распространение снят также с «Тропика Козерога» и «Черной весны».

— публикация «Писем Генри Миллера к Анаис Нин». Выход в «Гроув-пресс» в дешевом издании «Розы распятой»; книга попадает в список бестселлеров.

— премьера в гамбургской «Штатсопер» оперы «Улыбка» с декорациями Жоана Миро по книге Миллера «Улыбка у подножия лестницы».

— знакомство в доме домашнего врача Миллера Ли Сигела с японской джазовой певичкой, киноактрисой из Голливуда Хироко Токуда.

— смерть Ив Макклур во сне от передозировки таблеток. Переезд в Биг-Сур дочери Миллера Вэл после развода с мужем. Сын Миллера Генри Тони, не окончив военной академии в Карлсбаде, Калифорния, живет в Санта-Монике.

— женится пятым браком на Хироко Токуда.

— молодожены проводят медовый месяц в Париже, где в галерее «Даниэль Шеви» открывается выставка акварелей Миллера. Гостят у Даррелла в Соммьере.

— у Миллера в Пасифик-Пэлисейдз гостит Лоренс Даррелл.

— смерть от рака младшей сестры Миллера Лоретты Анны в интернате для умственно отсталых.

— расставание с Хироко Токуда, которая переезжает в Санта-Монику и открывает там бутик модной одежды.

— переносит подряд (за один день) две операции по вживлению искусственной артерии для циркуляции крови в правой ноге.

— выход в чикагском издательстве «Плейбой паблишинг» книги «Моя жизнь и мое время» с фотографиями, репродукциями акварелей, отрывками из писем и дневников. Нью-йоркское издательство «Саймон энд Шустер» выпускает подарочное издание этой книги тиражом 500 экземпляров.

— влюбляется в китайскую киноактрису Лизу Лу.

— в Санта-Барбаре в издательстве «Капра-пресс», где печатаются поздние книги Миллера, выходит «Мне за восемьдесят». Задумывает трехтомник воспоминаний о друзьях.

— третья операция. Миллер теряет зрение на правом глазу, глохнет на одно ухо, с трудом передвигается без посторонней помощи.

— выход в издательстве «Даблдей энд Доран» книги акварелей и сочинений Миллера под названием «Бессонница, или Дьявол в полный рост».

— выход в «Капра-пресс» «Книги друзей» — первого тома воспоминаний о друзьях, прототипах действующих лиц в «Тропике Рака», «Черной весне», «Тропике Козерога» и «Розе распятой». Награждение орденом Почетного легиона. Знакомство с Брендой Винис — актрисой и танцовщицей из Миссисипи, живущей в Беверли-Хиллз — это его последнее увлечение.

— выход в «Капра-пресс» в серии «Чекбук сириз» сборника очерков «Мать, Китай и остальной мир». Развод с Хироко Токуда. В Силвер-Лейк под Лос-Анджелесом умирает от рака Анаис Нин.

— выход в «Капра-пресс» второго тома воспоминаний о друзьях калифорнийского периода — «Мой ве́лик и другие друзья».

— первая премия на арт-шоу в Тель-Авиве.

— выход в «Капра-пресс» третьего тома воспоминаний о друзьях — «Джои. Любовный портрет Альфреда Перлеса, а также некоторые забавные эпизоды, касающиеся противоположного пола».

— выход неоконченной (начатой еще в Париже) книги «Мир Лоуренса. Высочайшая оценка»; исследование приурочено к пятидесятилетию со дня смерти автора «Любовника леди Чаттерлей».

— Генри Вэлентайн Миллер умирает во сне на восемьдесят девятом году жизни в своем доме в Пасифик-Пэлисейдз.
 

* * *

— выход на экраны фильма Филиппа Кауфмана «Генри и Джун»; в главных ролях Ред Уорд и Мария де Медейруш. Сценарий фильма написан по дневникам Анаис Нин.

— к столетнему юбилею писателя переиздается альбом его акварелей и очерков «Бессонница, или Дьявол в полный рост».

— персональная выставка акварелей Генри Миллера в Японии. Устроитель выставки — пятая жена писателя Хироко Токуда.