Приглашаем посетить сайт

Самохвалов Н.И.: Американская литература 19в.
Глава VII. От областничества к критическому реализму.
Брет Гарт

Брет Гарт

(1836—1902)

Фрэнсис Брет Гарт родился в штате Нью-Йорк, в г. Олбэни. После смерти отца, школьного учителя, в 1845 г. для будущего писателя началась жизнь, полная лишений и испытаний. Подстегиваемый нуждой, он отправляется в 1854 г. в Калифорнию, которая считалась «землей обетованной».

Калифорнийский период сыграл решающую роль в жизни Брет Гарта. Калифорния дала ему материал для творчества, здесь он становится писателем. Но прежде чем он начал изображать жизнь в своих произведениях, проходит шесть лет суровой борьбы за существование, в течение которых Брет Гарт работал помощником аптекаря, школьным учителем, агентом деловой конторы, золотоискателем, наборщиком и, наконец, журналистом, побывал во множестве поселков и приисковых городов.

В одном таком городке, Аркате, будучи помощником редактора местной газеты, он выступал со статьей, осуждающей индейские погромы, расовую ненависть. В ответ на это «отцы города» организовали банду головорезов, которая готовилась расправиться с писателем по американскому образу, т. е. линчевать его. Спасая жизнь, Брет Гарт бежал в Сан-Франциско в начале 1860 г.

Здесь и начинается его литературная карьера — стремительная и, увы, короткая. Работая наборщиком в журнале «Золотая эра», Брет Гарт публикует на его страницах свой первый рассказ.

В 1864 г. Брет Гарт становится редактором журнала «Калифорниец», а в 1868 г. он уже возглавляет толстый литературный журнал «Оверленд Мансли». Вокруг этого журнала собирается значительный отряд писателей, среди них такие крупные величины, как Марк Твен, Жоакин Миллер, Амброз Бирс. Непререкаемым авторитетом в этом кругу был Брет Гарт. Начинается самый счастливый период его жизни. Одна за другой появляются на страницах «Оверленд Мансли» его прославленные новеллы — «Счастье Ревущего стана», «Изгнанники Покер Флета», «Компаньон Теннеси»» и др. Брет Гарт становится знаменитостью не только Запада, но и всей Америки.

В 1870 г. на Брет Гарта обратили внимание бостонцы. Бостонские издатели выпускают сборник новелл Брет Гарта, а через год, в 1871 г., они приглашают автора в Бостон. Брет Гарт принимает приглашение и навсегда покидает Калифорнию. Журналы и издательства на первых порах предлагают ему сотрудничество на самых лестных условиях. Но переселение на Восток было ошибкой, ибо Брет Гарт оторвался от почвы, которая взрастила его как писателя и дала ему богатый материал. Нужны были годы, чтобы слиться с новой средой, изучить ее. Издатели не хотели ждать или печатать «перепевы калифорнийских рассказов».

Буржуазная читающая публика быстро охладевает к вчерашнему кумиру. Более того, пресса начинает травить Брет Гарта, заявляя, что он — обманщик, что он вовсе не талантливый писатель. Об этом с горечью писал Марк Твен в статье «Разнузданность печати» (1873): «Стоило Брет Гарту написать слабую вещь,— замечает Твен,— как сразу же бывшие поклонники возопили: «Да он мошенник!» и набросились на Брет Гарта. До сих пор в него летят комья грязи... Брет Гарт сражен, ему больше не подняться. А ведь он человек большого дарования, и мог бы многое сделать и для нашей литературы и для себя, если бы ему больше повезло»1

Совершенно ясно, что дело не в отдельных неудачных рассказах, даже не в перепевах старых мотивов, а в неодобрении буржуазной публикой гуманизма и смелого реализма этого писателя, в том, что он своих отщепенцев — игроков и проституток— ставит выше респектабельных ханжей.

Семь ужасных лет, прожитых на Востоке, были для Брет Гарта годами нравственной пытки. Встретив равнодушие и враждебность окружающих, он вынужден был заниматься литературной поденщиной, чтобы прокормить семью. Не в силах переносить такую жизнь, писатель решает покинуть родину. В 1878 г. он уезжает в Германию, получив должность консула в Крефель- де, а в 1880 г. переезжает в Англию. Он много пишет в 80-е и 90-е годы, но в историю американской литературы Брет Гарт вошел как один из зачинателей критического реализма, творец калифорнийских рассказов, созданных в 60—70-е годы.

Литературные взгляды Брет Гарта. Даже в XX в., когда творчество Брет Гарта стало частью истории американской литературы и исследователи стремятся объективно оценить Брет Гарта, все-таки осталась тенденция принизить его как художника- гуманиста. Литературоведы обвиняют Брет Гарта в неискренности, театральности, склонности к мелодраматическим эффектам.2

Анализируя творчество Брет Гарта, американские литературоведы обычно игнорируют его высказывания по вопросам литературы. Они не желают считаться с его статьями, в которых он объяснял, какие задачи он ставил перед собой как писатель.

Понять литературные взгляды и вкусы Брет Гарта помогает его серия литературных пародий «Романы в сокращенном изложении» (1866), в которых он обыгрывает слабости Купера, Дюма и даже своего учителя Диккенса, осуждая сентиментализм Диккенса, трюкачество Дюма, преувеличенный героизм Купера. Оценивая эти пародии, Кларенс Браун замечает, что все они «вызваны нарушением того, что Гарт считает нормой хорошей литературы: здравого смысла, верности жизни, экономии»3 .

В критических статьях Брет Гарта высказаны определенные требования к литературе, от которых он сам не отступал. В шутливой форме он выразил эти требования, сказав, что презирает ту духовную пищу, которую поставляют публике иные писатели, а именно: «неудобоваримый нравоучительный пирог, сенсационный горячий кофе и чувствительную содовую воду»4 . Итак, Брет Гарт — враг навязчивой назидательности, сенсационности книжных «боевиков» и приторной чувствительности. И эти пороки американской литературы, по его мнению, способен излечить лишь юмор с его здравым смыслом, плебейским духом, грубоватой прямотой.

Брет Гарт рассматривал юмор как мощный, целительный фактор в развитии американской литературы, как хорошее противоядие против фальши, сентиментальности и снобизма, как образец верного отражения жизни.

Замечательная статья Брет Гарта «Возвышение новеллы» (1899) дает лучшую в американской критике оценку народного юмора и его роли в развитии американской реалистической новеллы. В ней писатель, вспоминая 60—70-е годы, убедительно показал, что американской литературе тех лет грозила утрата своего лица, отрыв от жизни, так как модные писатели того времени вели ее по пути подражания викторианской литературе Англии. Говоря о бурном развитии реалистического рассказа 60—70-х годов, Брет Гарт доказывает, что он развился под благотворным воздействием устного рассказа, народного юмора, он указывает на его огромную очистительную и оздоровительную роль 5

Брет Гарт отказывается от чести считаться создателем американской новеллы, которую ему приписывали многие критики, указав, что подлинным создателем ее был юмор. В то же время он встает на защиту своих соратников 70-х годов, которых критика поспешила назвать подражателями Брет Гарта. Эти писатели, заявляет Брет Гарт, «смело порывали с господствующими условностями и канонами, они искали способы честно описать жизнь, лежавшую вокруг них». Брет Гарт добавляет, что «он может претендовать лишь на то, что показал им, как это может быть сделано»6 .

Итак, главное, чем дорожит Брет Гарт, что ему кажется заслуживающим внимания в его товорчестве,— это стремление честно описать жизнь, окружающую его. И если не всегда ему удавалось достаточно глубоко и точно отражать американскую жизнь, то не надо забывать, что он был одним из пионеров критического реализма и не имел готовых образцов.

«Млисс» (1868) знакомит нас с Калифорнией 60-х годов. Перед нами городок, переживший период старательской демократии, в котором уже образовалась консервативная, мещански-буржуазная прослойка. На страже ее интересов стали пресса, полиция и духовенство. В новелле показан конфликт между сильной духом сиротой Млисс и миром ханжей собственников. Конфликт этот рисуется непримиримым.

Млисс предпочитает убежать с актерами или умереть, чем оставаться среди злобных ханжей, которые ее «презирают и ненавидят».

Пафос этого рассказа — в протесте против мещанского мира, воплощенного в фигурах миссис Морфер и преподобного Мак Снэгли, в защите людей отверженных.

Положительные герои Брет Гарта торжествуют, не дают себя сломить. Такова Млисс. Через столкновение этой прямой, честной натуры с буржуазным миром выразительно подчеркивается лицемерие и ложь мещанства.

Образ сильной духом и благородной женщины Брет Гарт создает и в новелле «Миггльс» (1868). После того как паралич разбил Джима, ее поклонника, Миггльс, веселая содержательница салуна, увозит его в глушь, покупает домик и ухаживает за ним, как за ребенком. Этот подвиг Миггльс потрясает проезжих пассажиров, случайно остановившихся здесь на ночь. Это кажется невероятным: молодая, красивая женщина заточает себя в одиноком домике, посвящает свою жизнь несчастному паралитику.

Американская критика увидела в этом рассказе очередную эксцентричную выходку писателя. А между тем поступок Миггльс мотивирован. Когда врачи сказали ей, что Джим останется паралитиком навсегда и его надо отвезти в Сан-Франциско в больницу, она «сказала: нет!.. Сама не знаю почему — может, глаза Джима на меня так подействовали, а может, потому, что у меня никогда не было ребенка».7 Доброта, склонность к самопожертвованию, потребность заботиться о ком-то, свойственные простому человеку,— вот основа героизма Миггльс.

В этом рассказе снова показано столкновение честных простых людей — Миггльс и кучера Юбы Билла — с миром ханжей буржуа. Когда дамы узнают, что Миггльс живет под одной крышей с мужчиной (хотя бы с паралитиком), не будучи его женой, «от них повеяло таким холодом,— замечает писатель,— перед которым оказались бессильны даже сосновые ветви, возложенные Юбой Биллом на очаг, как на жертвенник»8 . Всего в двух местах рассказа, в нескольких словах показана реакция дам,— и они оказались настолько метко охарактеризованными, что заставили Н. Г. Чернышевского воскликнуть: «Что за сволочь обе «леди-проезжие»! — Нестерпимая сволочь»9 .

Новелла эта отличается своей простотой, отсутствием внешнего драматизма, ибо драматизм ее скрытый, он перенесен в область души. Отсутствие всякой мелодрамы, торжество простоты и естественности делают «Миггльс» одним из лучших образцов бретгартовского реализма.

Широкую известность получает имя Брет Гарта после опубликования новеллы «Счастье Ревущего стана» (1868). Она произвела огромное впечатление на современников и совершила триумфальное шествие через весь континент, до самого Бостона, появляясь в многочисленных газетах и журналах. Этой новеллой Брет Гарт внес новый элемент в американскую литературу — местный колорит.

Но кроме местного колорита, заметна другая особенность новеллы — среди отщепенцев, отверженных, изгнанных из мира буржуазной цивилизации Брет Гарт находит глубокую человечность, гуманизм. Американская критика видит в этом склонность к игре в парадокс, проявление эксцентричности писателя. Так, например, проф. Патти писал о Брет Гарте: «Всюду у него парадокс: в разбойнике внезапная вспышка христианского самопожертвования; священник способен на подлость»10. Но Патти не может понять, что Брет Гарт удивительно верно передал парадоксальность буржуазного общества, в котором все извращено, все перепутано: люди с возвышенной душой, призванные быть поэтами, становятся ворами и игроками, а низкие люди, вроде преподобного Мак Снэгли, являются священниками и юристами.

«эксцентричен», поскольку доброту, самопожертвование и благородство он находил лишь у старателей, бродяг, проституток и игроков — и не находил этих качеств у благочестивых буржуа. К рассказам Брет Гарта приложимо глубокое замечание В. И. Ленина о том, что «эксцентризм» — одна из форм искусства, в которой выражено какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного»11 .

Произведения писателей-областников Запада (Джорджа Эмери, Джона Баумана, У. Тернера и др.) позволяют установить, что в парадоксальных ситуациях Брет Гарта раскрыты типичные стороны жизни, замеченные и областниками. Анализируя эти произведения, Р. Уолтерхауз полемизирует с Патти: «Гарт не выдумал, как полагает проф. Патти, собственную мифическую Калифорнию. В его рассказах проявляется широко распространенное среди его современников восприятие Калифорнии»12 .

Буржуазная критика обвиняет Брет Гарта в неискренности, в равнодушии к тому миру, который он изображает. Сдержанность писателя, его боязнь впасть в сентиментальность, чувствительность (на Западе это считалось грехом не только в литературе, но и в жизни) критика приняла за равнодушие, бесстрастность и холодность.

Глубокое понимание Брет Гарта, его сильных и слабых сторон показал Н. Г. Чернышевский. «Сила Брет Гарта,— писал Чернышевский в 1878 г.,— в том, что он, при всех своих недостатках, человек с очень могущественным природным умом, человек необыкновенно благородной души и — насколько, при недостаточности своих впечатлений и размышлений, понимает вещи — выработал себе очень благородные понятия о вещах»13.

Как видим, Чернышевский тоже указывает на слабости Брет Гарта, но он угадал его действительные слабости: недостаточный запас жизненных наблюдений и «размышлений» — т. е. осмысливания жизненных явлений. Но природный ум и «благородные понятия о вещах» — эти качества игнорировала в нем американская критика не только в 70-х годах, когда был растоптан талант писателя, но и значительно позже.

«помимо местного колорита, дал американской новелле драматический элемент»14 . Действительно, все новеллы Брет Гарта остро драматичны. У этого писателя есть одна черта, которая делает его антиподом Хоуэллса. В то время как Хоуэлле заявлял, что писатель должен изображать человека только в обыденных условиях, при «ординарных обстоятельствах» его жизни, Брет Гарт, напротив, всегда любит показывать человека в кризисные, переломные моменты его жизни. Переломные жизненные обстоятельства раскрывают подлинные черты характера его героев, ранее таившиеся под спудом. По этому принципу построено большинство новелл Брет Гарта, что и делает их остро драматичными.

Но есть в его новеллах еще одна особенность, которая роднит этого писателя с западным юмором,— многие из них жестоки по содержанию. Новелла «Изгнанники Покер Флета» (1869) раскрывает жестокую человеческую драму, но отмечена высоким гуманизмом. Миру добропорядочных мещан противопоставлена группа отщепенцев—две проститутки, шулер Окхэрст и пьяница Билли, да простодушный фермерский парень Симпсон со своей невестой Пайни Вудс. Отверженные не рисуются сплошь розовой краской. Есть среди них и негодяи: пьяница Билли уводит мулов, обрекая оставшихся в ущелье на верную гибель.

Но в то же время какие нравственные силы заложены в отдельных изгнанниках Покер Флета! Сколько у них благородства, нежности, душевных сил, не растраченных в погоне за наживой, не иссушенных расчетливостью и скопидомством! Шулер Окхэрст не хочет, чтобы Симпсон и его невеста знали, что они оказались в обществе жуликов и проституток. Он приказывает «герцогине» и «леди Шинтон» вести себя с достоинством, не употреблять жаргонных словечек. Сам он ведет себя, как настоящий джентльмен. Что это — парадокс, эксцентричность или слащавая идеализация? Это — такой парадокс, который заставляет верить, что в этих отверженных людях сохранилась человечность.

«Герцогиня» умирает, обнявшись с Пайни. Окхэрст сократил свои страдания, пустив пулю в сердце.

должны обнаружиться самые низменные стороны натуры, в то время как буржуа играют эту роль, живя в роскоши и богатстве. Но изгнанникам Покер Флета нетрудно играть роль благородных людей, потому что у них не высохли сердца в погоне за наживой.

Пафос творчества Брет Гарта —в выявлении благородных качеств отверженных, отщепенцев. Он неизменно стремится показать, что только простые люди способны на настоящую дружбу, любовь, отзывчивость и доброту — качества, которые растеряли буржуа в погоне за долларами. Трогателен компаньон Теннеси из одноименной новеллы (1869), пытающийся выкупить своего друга — афериста и не переживший его смерть. Душа у этого человека — чистое золото. Это было новое слово американского реализма. Автор решительно не наделяет своего героя никакими доблестями: компаньон Теннеси не совершает сногсшибательных подвигов, не является он ни вожаком Покер Флета, ни чемпионом по стрельбе или игре в карты. Он неуклюж, застенчив, смешон. И все-таки ему нельзя отказать в величии души: он жертвует всем ради друга, он умирает в тоске по нем. Так упорно, постоянно Брет Гарт убеждает читателя, что душа у простого народа, у тружеников не огрубела, осталась детски наивной и чистой.

В новелле «Как Санта Клаус пришел в Симпсон Бар» (1872) писатель снова показывает за внешней грубостью обитателей Симпсон Бара их отзывчивость, горячую любовь к человеку. Пьяница и бездельник Дик Буллен совершает подвиг ради того, чтобы достать чужому больному ребенку подарок к рождеству. Простой человек не задумываясь жертвует собой, когда его товарищам грозит реальная опасность. Об этом рассказывается в новелле «Почтмейстерша из Лорел Рена». Десятник Бэйкер погибает, спасая своих товарищей во время обвала. Сходный рассказ создает впоследствии Драйзер («Могучий Рурк», 1919).

«Дурак из Пятиречья» — еще один рассказ о подвиге самопожертвования. Сайрус Хокинс спасает жизнь своему сопернику, отнявшему у него жену, которую он ждал десятки лет, а сам погибает под обвалом. Перед кончиной Хокинс просит Энни жить с любимым человеком в доме, который он построил для нее.

В рассмотренных нами новеллах Брет Гарт показывает высшую ступень бескорыстия и душевного величия. Но, как с горечью отмечает автор, эти качества не ценятся в буржуазном мире. В этом плане рассказ «Дурак из Пятиречья» полон глубокого смысла. Равнодушие Хокинса к деньгам, умение ценить любовь выше денег — все это кажется обывателям Пятиречья величайшей глупостью. Сайрус Хокинс получает кличку «Дурак», и к нему относятся с величайшим презрением. Это презрение сменяется негодованием, когда обыватели узнают, что Хокинс отказывается продать свой участок, на котором найдены залежи свинцовой руды, и строит на этом месте дом для любимой женщины, которая ушла от него. Впоследствии Хокинс жертвует своей жизнью ради счастья легкомысленной, глупой и пошлой женщины. Так настоящее чувство оказывается осмеянным и растоптанным в мире мещан-дельцов.

«Счастливец Баркер». Отчетливо, зримо показано здесь, как деньги оскверняют любовь, дружбу, губят все хорошее.

Правда, Брет Гарт не совсем последователен в этом рассказе: Баркер и его друзья, сумевшие поставить дружбу и любовь выше денежных расчетов, вознаграждаются автором и становятся безмерно богатыми. Брет Гарт противоречит самому себе: только что избавив своих героев от «проклятия богатства», он снова взваливает на их плечи этот гнет.

Повесть «Миллионер из Скороспелки» (1887) можно рассматривать как поправку, некую коррективу к предыдущему рассказу.

Пока Эльвин Малрэди разводил овощи и жил на небольшой доход, он был счастлив, у него была хорошая, дружная семья. Но вот он однажды стал рыть колодец и обнаружил золотую жилу — «и навсегда утратил простодушную и невинную радость жизни». Малрэди безмерно разбогател. Его жена и дочь становятся тщеславными, эгоистичными и жестокими. Они проводят время в Нью-Йорке и «слоняются» по Европе.

Затем Малрэди узнает, что он обокрал своего бухгалтера Слинка, что он нашел золото на чужой земле. И вот этот сильный и благородный человек решает возвратить все богатство Слинку. Слинк, перенесший паралич из-за поисков золота и покинутый семьей, отказывается от дара Малрэди. Читателю предлагается решить, кто же выиграл — Слинк, потерявший богатство, или Малрэди, нашедший его. Вот причина отказа Слинка:

«Я не хочу, чтобы богатство мое досталось моим детям... Оно было проклятием для меня; оно могло бы стать только проклятием и для них. Вы, владелец моего состояния, моего богатства, не могли купить на ваши миллионы любовь, заботу и общество своих детей, как и я, нищий, не смог сохранить любовь моих детей» 15

Однако в рассказах Брет Гарта, разоблачающих власть денег, не все сказано до конца. В них только намечена главная тема критического реализма. Его положительные герои легко преодолевают все соблазны, все его богачи — богачи случайные, % не утратившие благородных качеств. Типичная фигура дельца появится позже у других реалистов. В рассказе Брет Гарта «Человек из Солано» такая фигура только намечена, дан лишь беглый набросок портрета миллионера. Грубый и невежественный «Человек из Солано», бывший пастух, благодаря хитрости и наглости становится крупным дельцом Нью-Йорка, которого начинают бояться и к которому более мелкие хищники проникаются уважением. Под пером Кинена и Фуллера безымянный «Человек из Солано» вырастет в многосторонне обрисованную фигуру монополиста.

Гуманизм Брет Гарта проявляется не только в его уважении к простому человеку, но и к людям труда вообще, без различия цвета кожи. В этом — еще одна ценная черта бретгартовского творчества, сближающая его с американским фольклором.

В рассказе «Язычник Ван Ли» (1874) Брет Гарт разоблачает расовую дискриминацию в США. Писатель создает чудесный портрет китайчонка — сироты Ван Ли, умного, живого, энергичного мальчика, которого убивает озверелая толпа во время китайского погрома.

Тема братства и уважения к цветным народам проходит через все творчество Брет Гарта. В рассказе «Трое бродяг из Тринидада» (1900) описывается еще одна «американская трагедия», порожденная расовой ненавистью. Рассыльный редакции, китайчонок Ли Ти, родители которого убиты «цивилизованными» людьми во время погрома, подвергается глумлению и побоям со стороны мальчишек города. Он убегает на остров и живет здесь с индейцем Джимом. Автор объясняет настоящую причину их бегства: «Джим и Ти Ли, по всей вероятности, бежали просто потому, что боялись суда Линча».

Боб Скиннер, выдает их местонахождение.

Лавочник Паркин Скиннер (т. е. Живодер) —образ большой обобщающей силы. Это — буржуа периода империализма, с философией расиста и колонизатора. Вот наглые рассуждения Скиннера: «Я хочу сказать вам, джентльмены, что наша страна, это страна белых!.. Негр любого сорта — желтый, коричневый или черный, называйте его «китайцем», «индейцем», или «канаком», или как вам угодно — должен очистить божий мир, когда в него вступает англосакс! Всякому ясно, что им не место рядом с печатным станком, жатками Мак Кормика и библией! Да, сэр! Библией. И дьякон Хорнблоуэр вам это докажет. Наш прямой долг — очистить от них нашу страну, для этого мы здесь и поставлены. За это мы и должны взяться»16. Образ Скиннера дополняет галерею образов империалистов и исполнителей их воли, созданных Марком Твеном.

Толпа изуверов во главе со Скиннером устраивает облаву на беглецов. Они захватывают с собой Боба как приманку. Ли Ти умирает, так и не узнав, с какой целью к ним вернулся «бостонский мальчик». Но индеец Джим, ответивший на предательский зов Боба, понял все, когда его окружили расисты... и пал, пронзенный пулей. Доверчивость индейца и китайчонка, их моральная красота противопоставлены коварству и вероломству «цивилизованных» изуверов.

Как писатель Брет Гарт опирался на западный юмор и американский фольклор. Эксцентричность характеров, необычность, причудливость содержания — результат влияния юмора, устного рассказа. Теплота, задушевность, лиричность его новелл идут от народных негритянских и ковбойских песен. Некоторые его рассказы прямо перекликаются с песнями и легендами фронтира, например «Почтмейстерша из Лорен-Рэна». Изумительная по силе и выразительности характеристика негритянских народных песен, данная в рассказе «Новый помощник учителя в Пайн-Кли- ринге», свидетельствует о глубоком знании и понимании негритянского фольклора.

этом случае Брет Гарт шел впереди своего времени, писал А. Старцев в 1939 г.: «В его время, когда стяжательский эгоизм почитался в широких кругах общества нормальным нравственным состоянием, воспевать самопожертвование в среде золотоискателей значило рисковать быть смешным». Старцев замечает далее, что американская литература много позже пришла к выводу, что «добродетели» капитализма античеловечны.17

— верное наблюдение. Мы полагаем, что объяснение ему следует искать в фольклорных влияниях. В негритянских песнях, в песнях ковбоев и балладах фронтира воспевание самопожертвования является одним из ведущих мотивов. В среде лесорубов, рабов с плантаций, охотников и ковбоев бескорыстие и самопожертвование не казались смешными. Таковы связи Брет Гарта с фольклором и юмором.

Дав толчок областнической литературе, Брет Гарт вышел за рамки этой литературы, сыграв значительную роль в возникновении критического реализма в США. Он сумел социально осмыслить конфликты. Постоянно мы находим в его рассказах столкновение простых людей или отщепенцев с мещанским миром, и неизменно писатель убеждает нас в нравственном превосходстве первых. Брет Гарт убедительно показал, как золото развращает людей и уродует человеческие отношения. Галерея мещан, созданная им на протяжении 30 лет творчества, свидетельствует о все более глубоком понимании социальной сущности мещанства. Если в ранних новеллах выступают ханжи вроде миссис Морфер и преподобного Мак Снэгли, ревностные охранители буржуазных устоев, то в новелле «Трое бродяг из Тринидада» (1900) этот мещанин превращается уже в воинственного колонизатора и экспансиониста Скиннера.

Образ Скиннера свидетельствует об умении создавать типические характеры. Правда, некоторые фигуры у писателя условны, но все же мы находим у него и удачные типические характеры.

Далее, значение Брет Гарта в формировании критического реализма состоит в мастерской разработке жанра новеллы. Брет Гарт придал новелле четкие формы, динамизм, энергично развил элементы композиции. Кульминация в его рассказах всегда драматична, а концы всегда четки и эффектны. Драматизм, который он внес в американскую новеллу, достигается у него показом судьбы человека в решающие, переломные моменты жизни.

Писатель тонко чувствует природу, и в его рассказах пейзаж помогает создать определенное настроение, косвенно охарактеризовать героя. Как умело использует он пейзаж в новелле «Млисс», чтобы подчеркнуть свободолюбие Млисс и гордость ее натуры! Так же гармонично слита с природой и Миггльс — свежая, как брызги дождя, непосредственная и естественная.

Наконец, специфической чертой Брет Гарта как художника является широкое использование парадокса. Парадокс у Брет Гарта не является проявлением оригинальничанья, эксцентричности, как полагает американская критика, а используется им как острая форма критики буржуазно-мещанского мира, протеста прлтив него.

Но можно согласиться с американскими литературоведами в том, что Брет Гарту присущи и определенные слабости: Носителями высоких человеческих качеств у него выступают почти исключительно шулеры, проститутки и отщепенцы. Правда, Млисс, Миггльс, Юба Билл — характеры, взятые из другой среды, но все же писатель сравнительно мало показал жизнь труженика— подлинного носителя высокой морали. За это справедливо упрекнул его Уитмен, сказавший в 1879 г., что Брет Гарт «взял нескольких бродяг и эксцентричных персонажей и сделал их представителями всей массы народа»18 . В этом, в частности, сказалась недостаточность запаса впечатлений, о которой писал Н. Г. Чернышевский.

Примечания.

1. Марк Твен. Собр. соч. в 12 томах, т. 10, стр. 658.

2. John Macy. The Spirit of American Literature, p. 256; F. L. Рattee. A History of American Literature, Since 1870, p. 75; W. Taylor. A History of American Letters, p. 256.

3. C. A. Brown. Ed. The Achievement of American Literary Criticism. N. Y., 1954, p. 376.

5. С. А. Brown. Ed. Op. cit., p. 378.

6. Tам же.

7. Брет Гарт. Избранные произведения. М., 1956, стр. 62.

8. Там же, стр. 60.

10. F. L. Рattee. A History of American Literature, Since 1870, p. 76.

11. См. В. И. Лени н о литературе и искусстве. М., 1957, стр. 566.

13. Н. Г. Чернышевский. Цит. изд., стр. 240.

15. Брет Гарт. Избранные произведения, стр. 312.

16. Брет Гарт. Цит. изд., стр. 346.

17. См. предисловие к сборнику: Брет Гарт. Калифорнийские повести. М., 1939, стр. 49—50.

18. Цит. по журналу: «American Literature», May 1942, p. 146.