Приглашаем посетить сайт

Шамина В.Б.: Американская драма XX века: основные тенденции развития
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделение некоторых типологических аспектов американской драмы позволяет, на наш взгляд, осмыслить ее как целостное эстетическое явление, отражающее некоторые особенности национального сознания. С момента своего возникновения драматургия США самым активным образом включилась в пропаганду идей молодой республики, способствуя тем самым созданию популярных мифов и стереотипов. В этом отношении ее роль была намного значительнее, чем роль других родов американской литературы. Впоследствии, когда несостоятельность социальных иллюзий стала очевидной, американская драма сделала основной своей темой тему крушения Великой Мечты, решая ее на историческом, социальном, психологическом и философском уровнях.

Несмотря на все свое тематическое и стилевое многообразие, американская драма сформировала ряд устойчивых жанровых разновидностей, наиболее распространенными из которых являются историческая, семейная и мифологическая драмы. Каждый из этих видов характеризуется наличием целого ряда специфических структурообразующих признаков, которые, наполняясь конкретным содержанием, однако, очень незначительно модифицируются со временем. Вот почему в исторической или семейной пьесе 60 -70-х годов мы находим целый ряд черт, присущих пьесам этого рода 30 -50 -х. Типологические признаки пьес, речь о которых шла в работе, позволяют сделать некоторые выводы о характерных особенностях американской драмы в целом.

Большой заслугой американского театра явилось то, что он запечатлел американскую действительность "в формах самой жизни" - в характерных и легко узнаваемых семейно-бытовых, нравственных и общественных коллизиях. Для большинства американских драматургов характерна постановка важных философских, общечеловеческих проблем - таких, как поиск человеком своего места во Вселенной, вопрос о смысле существования; им присущ гуманистический пафос утверждения личности: больной, сломленный, слабый, порочный человек в их пьесах всегда достоин сострадания. Героями их пьес становятся представители практически всех сословий - наиболее характерные социальные типы современной Америки. Вместе с тем в решении такой важной проблемы, как человек и общество, звучащей с большей или меньшей силой во всех пьесах, большинство драматургов отдают пальму первенства антропологическому подходу к характеру. Повышенный интерес к метафизическому, всеобщему приводит в ряде случаев к снижению роли социально-исторических факторов в мотивации поступков героев, что позволяет говорить об отсутствии подлинного историзма во многих пьесах на исторические сюжеты.

Все крупнейшие драматурги США в той или иной степени испытали на себе влияние таких популярных на Западе философских концепций, как экзистенциализм, релятивизм, ницшеанство, теория психоанализа. В их художественной практике это проявилось в том, что целый ряд негативных черт современного общества зачастую предстает в качестве неизменных атрибутов человеческого существования, а социальные проблемы решаются прежде всего в психологическом и обобщенно-философском плане. Такая тяга к универсализации, на наш взгляд, является существенной чертой всего американского театра. Более того, в этом, как нам кажется, заключается одна из интересных особенностей американской эстетической мысли в целом: она скорее мифологична, чем исторична. Как было показано в работе, в исторических сюжетах художников больше волнуют универсалии, константы, а не историческая конкретность; в пьесах на темы национальной истории исторические личности часто функционируют как архетипы, в семейных драмах драматурги, развенчивая миф американской мечты, как бы создают новый, запечатлевая семейные отношения в устойчивых парадигмах. И, наконец, мифологическая драма, к которой так тяготеет в XX веке американский театр, придает вопросам социально-исторического и семейно-бытового характера глобальное, общечеловеческое звучание.

Хотя феминистская критика настаивает на том, что "женская" драма идет своим путем, отличным от мэйнстрима, как следует из анализа этих пьес, они также укладываются в предложенную нами типологию и, вольно или невольно, по-своему развивают традиции, заложенные основоположниками американского театра. Несколько особняком здесь стоят афро-американские женщины-драматурги, которые, помимо тематики и проблематики, характерной для феминистского театра в целом, насыщают свои произведения фольклорными мотивами, используют принципы джазовой композиции, что делает поэтику их пьес более причудливой.

пьес, так и в способе сценической подачи материала, она сформировала свои устойчивые национальные традиции, которые проявляются в творчестве современных драматургов.

В художественном плане одной из наиболее характерных черт, во многом определяющей специфику американской драмы, является предельная содержательность и активность художественной формы. Американские драматурги всегда тяготели к наглядной метафоричности, обильной театральной символике, подключению всех сценических средств для наиболее полного, комплексного воздействия на зрителя. Кроме того, для американской драмы характерна синтетичность в жанровом и стилевом отношении, что, видимо, вызвано активным творческим освоением западноевропейского эстетического и философского наследия, сочетающимся с разработкой сугубо национальных проблем. В этом отношении можно сказать, что, если европейская драма в целом больше тяготеет к космополитичности, то американская драма продолжает сохранять свою национальную специфику, проявляющуюся в настойчивом обращении к национальным мифам, истории, этнической проблематике, которые в то же время предстают в общечеловеческом ракурсе.

Таким образом, путь развития американской драмы, начиная с момента возникновения национального театра и до наших дней, - это путь от стереотипов к архетипам, от схематичного, поверхностного изображения действительности - к постижению сущностных основ человеческого бытия.

рассматривать как самостоятельный этап, породивший большое количество маргинальных направлений, подвергнувших переоценке многие устоявшиеся ценности и традиции. Кроме того, назрела необходимость комплексного анализа этнического театра в совокупности его основных составляющих - афро-американской, азиатской и драматургии чиканос, что, возможно, расширит предложенную типологию.