Приглашаем посетить сайт

Шлионская И.: Главы из диссертации «Романы „451 градус по Фаренгейту“ и „И духов зла явилась рать“».
Часть 3. Символ огня

Часть: 1 2 3

Часть 3

Символ огня

http: //raybradbury.ru/articles/shlionskayadisser/part3/

Наряду с религиозной символикой в романе необходимо выделить также линию символики огня, которой посвящён значительный пласт повествования. С этим символом связано и название книги: 451° по Фаренгейту — температура, при которой горит бумага.

Символику огня здесь отличает двуплановость, характерная для творчества Брэдбери вообще. «Пожарники» не тушат пожары — огнеупорные дома не горят. Они сжигают книги, находящиеся под запретом.

«Жечь было наслаждением, - так начинается роман. - Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгивает на мир ядовитую струю керосина, искажающего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории». «Жгите, жгите всё подряд, - призывает брандмейстер Битти. - Огонь горит ярко, огонь очищает».

Здесь огонь есть орудие и символ разрушения, уничтожения. И в то же время — символ соблазна, искушения. Соблазна дать выход агрессии, покончить со всеми трудностями, разом разрубив «гордиев узел», и снова погрузиться в безмятежность.

Битти хорошо это понимает: « — Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести? Что влечёт к нему старого и малого?... Огонь — это вечное движение. То, что человек всегда стремится найти, но так и не нашёл. Или почти вечное. Если ему не препятствовать, он бы горел, не угасая, в течение всей нашей жизни. И всё же, что такое огонь? Тайна. Загадка. Учёные что-то лепечут о трении и молекулах, но, в сущности, они ничего не знают. А главная прелесть огня в том, что он уничтожает ответственность и последствия. Если проблема стала чересчур обременительной — в печку её».

он жил, прийти к какому-то логическому выводу: «Луна и лунный свет. Откуда он? Ну понятно, от солнца. А солнце откуда берёт свой свет? Ниоткуда, оно горит собственным огнём. Горит и горит изо дня в день, всё время. Солнце и время. Солнце, время, огонь. Огонь сжигающий: Солнце горит каждый день. Оно сжигает Время. Вселенная несётся по кругу и вертится вокруг своей оси; Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга. А если он, Монтэг, вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Всё сгорит».

«люди-книги»: «Этот огонь ничего не сжигал — он согревал. Монтэг видел руки, протянутые к его теплу, только руки — тела сидевших вокруг костра были скрыты темнотой. Над руками — неподвижные лица, оживлённые отблесками пламени. Он и не знал, что огонь может быть таким. Он даже не подозревал, что огонь может не только отнимать, но и давать. Даже запах этого огня был совсем другой» Монтэгу кажется, что «мир весь сосредоточился здесь, у этого костра, словно мир — это лежащий на углях кусок стали, который эти люди должны были перековать заново».

В последнем эпизоде представлена вторая ипостась огненной стихии — созидательная. Вряд ли аспект двойственности здесь случаен. Древние философы рассматривали огонь как один из первоэлементов мироздания, а у мыслителей ХХ века отношение к данному символу довольно противоречивое. Так, в одной из книг Агни Йоги, интерпретированной Н. К. и Е. И. Рерихами, сказано, с одной стороны: «Все процессы в Космосе направляет огонь. Невидимый процесс жизни направляется огнём духа», а с другой: «Бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождений ясного сознания. Это пламя — пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя. И как при некоторых болезнях надо менять место, так от злого пламени надо спастись бегством». В Мирах Возмездия («Роза Мира» Д. Андреева) Огонь — это собственно огонь, пламя, уничтожающее структуры материи (сравните с уничтожением книг в романе Брэдбери). В Мирах же Просветления (там же) Огонь — уже некая мощная энергия, несущая свет.

Следовательно, согласно философской традиции, мы можем выделить в аспекте символики огня два противоположных начала: огонь созидающий, «огонь духа», и огонь сжигающий, представляющий собой разрушительную энергию. Оба этих начала присутствуют в книге Р. Брэдбери. Горение как конструктивная энергия, и горение как апокалиптическая катастрофа — это символические полюса романа Брэдбери, раскрывающего через символику сложную, раздвоенную природу человека — как созидателя и как разрушителя. Здесь содержится ключ к пониманию всего произведения, придающий повествованию целостность и обострённую глубину.

Часть: 1 2 3