Приглашаем посетить сайт

Староверова Е. В.: Американская литература
Человек и общество. " Автобиография" Б. Франклина

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

"Автобиография" Б. Франклина

В начале XVIII века, до того, как Просвещение властно заявило о себе в литературе, наиболее распространенными жанрами американской словесности оставались прозаические: рассказ путешественника и вошедший в моду в конце прошлого столетия рассказ пленника, автобиография, духовный дневник; появлявшиеся порой очерки были подражательными по форме и тематике. По мере развития общества все большее значение приобретали эпистолярный жанр, в особенности личное письмо, и публицистика — уже не только духовная (проповедь, теологический трактат), но и политическая (трактат, договор и т. д.). По-прежнему широко представленная в колониальной литературе, поэзия приобретала отчетливо светский характер и ориентировалась при этом на европейские классицистские образцы.

У жителей американских колоний постепенно выработался и стал высоко цениться литературный вкус, определявшийся, однако, вкусами и пристрастиями метрополии. Аддисон и Стил, Джон Драйден и Сэмюель Джонсон, Джонатан Свифт и в особенности Александр Поуп почитались в Новом Свете как непререкаемые авторитеты и были объектами подражания. Произведения этих английских литераторов стали школой стилистического мастерства и для крупнейшего писателя американского Просвещения Б. Франклина.

произвела существенные изменения в литературе колониальной Америки. Основные направления этих изменений сводятся к стремлению писателей воздействовать непосредственно на широкую читающую публику, донести до нее определенные социальные и религиозные идеи, с чем связано явное преобладание в американской словесности эпохи Просвещения всевозможных популярных форм, включая газетную периодику.

В плане литературной эволюции Америки XVIII столетия особенно характерно творчество Бенджамина Франклина (1706—1790), самой выдающейся фигуры американского Просвещения, "первого философа и первого воистину великого писателя Нового Света", как отозвался о нем его английский современник философ Дэвид Юм. Франклин — едва ли не единственный из ранних американских литераторов, чьи произведения и ныне вызывают не только историко-культурный, но и самостоятельный художественный интерес. Творческое наследие Б. Франклина обширно (он писал с ранней юности и до самой смерти) и весьма разнообразно: оно охватывает практически все жанры светской литературы колониальной эпохи, периода Американской революции и молодой республики и при этом демонстрирует уверенное и легкое владение пером, оставшееся не превзойденным никем из его американских современников.

Франклин — автор многочисленных газетных очерков (ранняя серия "Сайленс Дугуд", 1722; высмеивающий суеверия "Ведовской процесс на Маунт Холли", 1730; разоблачающая двойную мораль "Речь мисс Полли Бейкер" и др.), знаменитого "Альманаха бедняка Ричарда" (1732—1758), памфлетов по актуальнейшим вопросам внешней и внутренней политики ("Как сделать большую империю маленькой", 1772; "Способ укрощения восставших", 1774; "Заметки о вежливости дикарей Северной Америки", 1783; пародирующая выступления сторонников рабства "Речь Сайди Мемета Ибрагама", 1790).

Он вел обширную переписку, дипломатическую и личную, и в совершенстве владел эпистолярным жанром, а также оставил замечательную автобиографию, самую известную и читаемую автобиографию в мире. Франклин охотно пародировал популярные жанры колониальной беллетристики: рассказ путешественника ("Путешественник: Гигантский прыжок кита", 1765) и рассказ пленника (бурлескный "Отчет о пленении Уильяма Генри в 1755, его пребывании среди индейцев племени Сенека в течение 6 лет и 7 месяцев, пока он не сбежал от них", 1766). Вместе с тем сам он отнюдь не избегал популярности и предпочитал, как явствует уже из перечня его сочинений, преподносить моральные уроки в юмористической форме, обреченной на читательский успех. Таково и его стихотворное размышление о нравственной природе человека — 20 строк текста и три строки заглавия, гласящего: "В защиту молодого человека, содержащегося в тюрьме и в оковах за совращение старухи 85-и лет <...>, у которой был один только глаз, и тот красный".

Простое перечисление всех сочинений Б. Франклина заняло бы далеко не одну страницу, особенно если учесть не только его литературные произведения, но и литературную критику и многочисленные философские и научные трактаты, проекты технических изобретений и политические проекты.

связанной с самыми разнообразными интересами и обязанностями: издательскими, научными, общественными, политическими, дипломатическими. Он был одновременно всем, "только не поэтом", — как заметил в следующем столетии Г. Мелвилл. Это заявление кажется парадоксальным (Франклин писал и стихи), но, по сути, оно верно: рациональный практический ум сына "века Разума" был "антипоэтичен" в глазах крупнейшего писателя романтической эпохи.

Среди технических изобретений и общественных нововведений Франклина — печь Франклина, громоотвод (Филипп Френо писал: "Он королей с престола свел / И стрелы молнии отвел"), первая публичная библиотека, устройство уличных тротуаров, их подметание и освещение, Американское философское общество, Университет Пенсильвании, городская больница и новый тип часов. Кипучая энергия, толкавшая Франклина браться за усовершенствование практически всех сфер человеческой жизни, в сочетании с его пытливым, эмпирическим и прагматическим складом ума, создавали характер, который со временем был признан типично американским. Ошеломляющая карьера Франклина, которой он был всецело обязан лишь самому себе, своим личным достоинствам, также имела отчетливо американское качество.

Исчерпывающие сведения о жизни и формировании личности этого великого человека и великого гражданина от рождения и до 1759 года дает его "Автобиография" (1771, 1784, 1788—1790), самая известная книга Б. Франклина, которая, и в неоконченном виде, наполняет конкретным и впечатляющим содержанием контуры мифа о неисчерпаемости американских возможностей.

Пятнадцатый (и не последний) ребенок в пуританской семье крепкого бостонского мыловара, иммигрировавшего в Америку только в 1683 году, Бенджамин Франклин посещал бостонскую начальную школу. Из-за финансовых затруднений в огромной семье Франклинов он не смог продолжить образование и стать в дальнейшем священником, как задумывал его отец, собиравшийся посвятить своего десятого по счету сына — Богу в качестве живой "десятины". Вместо этого, походив некоторое время в частную школу для будущих торговцев, где учили только "считать и писать", Бенджамин в десятилетнем возрасте вступил в семейное дело, но, так как производство мыла и свечей его ни в малейшей степени не заинтересовало, он двумя годами позже был отдан в подмастерья к сводному брату Джеймсу, одному из бостонских печатников. В печатном ремесле Бенджамин Франклин, по его замечанию, "весьма преуспел", ибо от души наслаждался свободным доступом к книжной продукции.

Литературная деятельность этого "только не поэта" началась тем не менее с "пары случайных баллад", которые он собственноручно отпечатал и сам же распродал тираж. После того, однако, как отец высмеял его стихотворения и проинформировал сына, что "рифмоплеты" обычно становятся "нищими", Франклин послушно перешел на прозу и вскоре добился легкости пера, которая, как он заявляет в "Автобиографии", "не раз бывала весьма полезной в жизни и явилась главным средством возвышения". Свой первый прозаический опыт — цикл юмористических очерков в духе Аддисона и Стила — он опубликовал, спрятавшись за псевдонимом "Миссис Сайленс Дугуд", в газете своего брата и босса. Раскрытие мистификации и разоблачение истинного автора (на четырнадцатом выпуске серии) не способствовало росту взаимопонимания между оказавшимся в простаках хозяином и своевольным подмастерьем, и через год Б. Франклин разорвал условия найма и сбежал в Филадельфию, чтобы начать там новую жизнь.

необходимые деловые контакты, — все это было важно, чтобы с успехом открыть собственную типографию. Дорога оплачивалась губернатором, но в Лондоне Франклин обнаружил, что ему не стоило чересчур полагаться на щедрость покровителя. Он, однако, не был обескуражен; быстро найдя себе работу в одной из прославленных лондонских типографий, Франклин днем оттачивал свое мастерство печатника, а, освободившись, старался завести знакомство с известными английскими писателями, учеными, философами.

над собой. Он развивал добродетели и искоренял недостатки, специально разграфив тетрадь и ежедневно отмечая в соответствующей рубрике количество промахов, совершенных по той или иной части (лень, многословие и т. д.), с методичностью и рвением, достойными его предков-пуритан. В течение трех лет Франклин купил и фактически вернул к жизни "Пенсильванскую газету", открыл для нее специальную типографию (то есть основал газетное издательство) и получил оплачиваемую должность общественного печатника Пенсильвании. В 1730 он женился на Деборе Рид, которую встретил еще в день своего приезда в Филадельфию в качестве беглого бостонского подмастерья (их брак длился сорок четыре года — до смерти Деборы в 1774).

С 1732 по 1744 год Франклин основал городскую пожарную службу и первую в стране публичную библиотеку, был назначен главным почтмейстером колоний, начал издавать журнал, организовал Американское философское общество, изобрел печь Франклина и внес проект создания Пенсильванского университета, задумал и осуществил ежегодный выпуск пародийного "Альманаха бедняка Ричарда" — пестрой смеси из предсказаний погоды, народных примет, забавных стишков, кулинарных рецептов, врачебных заметок, пословиц, анекдотов и ценных советов, как беречь время и "делать деньги", адресованных тем, кому не хватало ни того, ни другого. Все это время Франклин непрестанно работал, следуя девизу, который он сформулировал еще в 1725 году: "Быть полезным человечеству, своей стране, своим друзьям и самому себе".

К 1748 году он "сделал" достаточно денег, чтобы передать управление своими разнообразными предприятиями в другие руки и направить свою энергию в два русла: науку и политику. В каждой из этих сфер он добился международного признания. Еще в 1746 Франклин начал проводить опыты с электричеством, и пятью годами позже в Лондоне вышло первое из многочисленных изданий его "Экспериментов и наблюдений...". Обожавший театральные эффекты научных экспериментов, он летом 1752 поставил широко разрекламированный опыт с воздушным змеем, который доказал электрическую природу молнии и способствовал избранию Франклина членом Лондонского Королевского общества. Отнюдь не склонный игнорировать возможности практического применения научных открытий, он уже в 1753 году предложил ставить на зданиях "заостренные шесты", дабы предотвратить ущерб, который причиняет молния, и его предложение было принято во всем мире.

Художники и поэты конца XVIII столетия сделали вспышку молнии символом политической свободы, Франклин же теперь прочно ассоциировался с этим образом. Начиная с его предложения на Конгрессе в Олбени в 1754 об объединении колоний и до его впечатляющей речи по поводу принятия Конституции в 1787 Франклин играл ключевую роль в борьбе за независимость колоний и формирование новой нации. В 1755—1756 годах, во время Французской и Индейской войны, Франклин, сведущий в торговых делах, обеспечивал снабжение армии генерала Брэддока транспортом и боеприпасами. В качестве командующего ополчением, он руководил постройкой фортов в Пенсильвании, а с 1757 по 1762 год был представителем провинции Пенсильвания в Лондоне.

"Автобиографию", — это пик его политической, дипломатической и литературной карьеры, вершина его славы. После принятия Британией Закона о гербовом сборе Франклин, вновь командированный в Лондон, на сей раз как полномочный представитель всех тринадцати американских колоний, от их лица выразил протест Палате Общин. Он вернулся в Филадельфию в 1775 году и был делегатом Второго Общеамериканского Конгресса и членом комитета, работавшего над "Декларацией независимости". Томас Джефферсон заметил тогда, что Франклину не поручили писать "Декларацию" лишь потому, что тот не смог бы удержаться и непременно вставил бы в текст парочку каламбуров.

В следующем году он в качестве министра Конгресса был принят при дворе французского короля Людовика XVI, очаровал парижское общество и добился для своей родины самой решительной поддержки со стороны Франции. В 1781 Франклин вновь отплыл во Францию, чтобы заключить мирный договор с Великобританией, который он подписал вместе с Джоном Джеем и Джоном Адамсом двумя годами раньше. В Париже его заинтересовали опыты Месмера с животным магнетизмом, и он с воодушевлением следил за полетами Монгольфье на воздушном шаре. Оставив дипломатический пост в 1785 году, Франклин вернулся в Филадельфию, состоял в правительстве штата, был избран президентом Пенсильванского аболиционистского общества и делегирован подписывать Конституцию. В 1788 году, "под влиянием постоянных и сильных болей", Бенджамин Франклин удалился от общественных дел. Последние два года его жизни были заняты литературным трудом — работой над "Автобиографией" и сочинением политических памфлетов.

"Автобиография" занимает важное место в контексте как художественного творчества Б. Франклина, так и американской словесности в целом. Рассматривая "Автобиографию", следует помнить, что это именно художественное осмысление реального жизненного опыта. Поэтому, несмотря на абсолютную достоверность воссозданных в ней фактов, их освещение — дело авторское, а он интерпретирует факты в неразрывной связи с судьбой американской нации. Это не просто рассказ о себе, ни даже типичная для литературы XVIII столетия история победы человека над обстоятельствами и становления личности, это центральный документ социального и интеллектуального прогресса самой Америки.

Франклин писал "Автобиографию" в тревожные и решающие для его страны времена, которые совпали с порой его триумфа: I Часть — в Англии в 1771 году, в преддверии Войны за независимость, II—после Американской революции в 1784, во Франции, уже став министром молодой республики, III и IV — в Филадельфии в 1788—1790 годах, будучи пожилым и прославленным государственным мужем, "гражданином мира" и одним из "отцов-основателей" американского государства. Ему было на что оглянуться: его собственное развитие и взлет были развитием и взлетом нации. "Автобиография" Б. Франклина имеет немалое общественное значение.

"корни", поднимая пуританское прошлое семьи на три поколения назад: английские протестантские диссиденты, тайком читавшие дома Библию, Франклины эмигрировали в Америку, чтобы "свободно исповедовать свою веру". Ныне признано, что в основе американского характера лежит протестантская этика; именно она определяет его твердость и самодостаточность, питает его энергию, учит не роптать, а преодолевать трудности, и внушает уверенность в конечном торжестве. Именно эти качества привели американцев к Войне за независимость и созданию нации.

"Эссе о добродетелях" Коттона Маттера и "Пути паломника" Джона Баньяна. Эти же литературные источники питают и его "Автобиографию". Несколько преувеличивая "нищету и безвестность", в которых он был рожден, бесславие и безденежье его бегства в Филадельфию, Франклин подчеркивает разрыв между "неблагоприятным началом" своей карьеры и ее славным завершением — благосостоянием, успехом, всеобщим признанием. Кальвинистская модель духовного роста применена здесь к светской жизни: служение Богу заменяется служением людям, нравственность оказывается вопросом общественной полезности, "моральное самоусовершенствование" ведет к социальным достижениям. Сделав из своей жизни книгу, Франклин, с его несомненным художественным и общественно-политическим чутьем, по сути, пересоздал ее, исправив все ошибки и устранив "опечатки" (до конца дней он любил говорить о себе: "Б. Франклин, печатник"), выпрямив характер и сюжет. Главный герой этой книги — Бенджамин Франклин, "гражданин мира", настоящий американец и пример для всех; главная сюжетная линия — путь через житейские трудности к успеху и славе.