Приглашаем посетить сайт

Ващенко А. В. Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев.
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «историко-эпический фольклор» вводится специально для данного исследования. Обращение к нему вызвано необходимостью обозначить довольно значительный, но в силу ряда обстоятельств малоисследованный пласт фольклора североамериканских индейцев, формировавшийся в период образования конфедераций племен. Речь будет идти о группе произведений, посвященных, с одной стороны, мифологическим событиям или периодам в истории племен; с другой стороны, характер изложения этих событий в важнейших своих признаках близок в них эпическому. Принимая в рамках настоящей работы термин «историко-эпиче- ский фольклор», мы исходили из стремления отразить в нем сочетание идейных и художественных признаков.  

Исследование задумано как первый опыт системного описания и интерпретации историко-эпического фольклора индейцев Северной Америки, в ходе которого должно получить конкретизацию содержание самого понятия. При этом особенно важно было проследить, что представляет собой, с точки зрения художественной и типологической, это промежуточное звено между мифом (мифологическим циклом) и собственно героическим эпосом и в каком: отношении оно находится с эпосом архаическим.  

Опыт развития североамериканских племен далеко не везде приводил к формированию историко-эпических произведений: в частности, за пределами озерно-лесного, юго-восточного и степного регионов данный материал не был выявлен. Таким образом, предметом анализа послужили «Валламолум» («Красный Перечень») делаваров, предания ирокезов о Великой Лиге, так называемые «народные легенды» юго-восточных индейцев (преимущественно мускогов) и историко-эпические предания осейджей.  

Каждое из рассматриваемых произведений отличается не только художественной спецификой, но и исторической судьбой. Так, например, в американской антропологии рубежа XIX—XX вв. наметилась тенденция считать, что у аборигенов Северной Америки не существовало в «доконтактный» период никакого понятия об историзме; фольклорные произведения индейцев XVIII — XIX вв. прямо «выводились» исследователями из европейского влияния, а в отдельных случаях провозглашались поздней подделкой под индейский эпос. В наиболее острой форме споры по этому вопросу разгорелись вокруг делаварской эпической хроники «Валламолум». Споры эти продолжаются и поныне; проблема аутентичности «Валламолума» занимает важное место в рассуждениях антропологов США. В задачу автора входило раскрыть художественное содержание хроники, внутреннюю связь с родственными фольклорными произведениями и тем выявить ее подлинную роль в истории и культуре страны. Повышенное внимание к «Валламо- луму» в данной работе вызвано попыткой показать, что эта хроника обобщает историко-культурный опыт широкой массы алгонкинских племен. Кроме того, ее можно считать архетипичной для целой группы эпических хроник, в различных стадиальных вариантах распространенных в нескольких регионах Северной Америки. Круг вопросов, связанных с мифологизмом, типологией и поэтикой такого рода повествований, также удобнее решать на примере «Валламолума».  

Жанровый синкретизм и полифункциональность — качества, присущие многим историко-эпическим произведениям Северной Америки. Особое значение анализ их приобретает при рассмотрении ирокезских преданий о Великой Лиге. Основная проблема исследования на этом этапе — уяснение смысловой и функциональной связи между отдельными составляющими цикла преданий о Лиге с учетом различия их жанровых признаков. Предания о Великой Лиге, как и «Валламолум» делаваров, в сравнении с другими произведениями историко-эпического фольклора североамериканских индейцев, обнаруживают явление, в стадиальном отношении более продвинутое: их герои индивидуализированы, очеловечены, а конфликт носит чисто социальный характер.  

В главе, посвященной народным легендам мускогов, задачей является реконструкция, насколько это возможно, содержания подобных преданий, выявление их структурных особенностей, типологической специфики.  

В степном регионе процессы эпосообразования не достигли такого распространения и уровня, как на востоке Северной Америки; наиболее продвинутая ступень сложившегося здесь историко-эпического фольклора — мифологические поэмы племен союза Дхегиа (Dhegiha), в частности племени осейджей. Эти произведения обладают значительной композиционной завершенностью и повествуют об эпизодах мифологической истории племени и подвигах первопредков.  

Без сомнения, исследовать вопросы типологии и поэтики историко-эпического фольклора североамериканских индейцев на данном этапе его изучения можно лишь частично. Если в случае с «Валламолумом» и народными легендами удалось привлечь практически все известные источники, тексты и критику, то в случае с ирокезскими преданиями сделать это было затруднительно, поскольку многие из текстов о Великой Лиге существуют в виде рукописей, разбросанных по различным архивам штата Нью-Йорк и по библиотекам Канады. Сохраняется определенная вероятность того, что «карта» историко-эпического фольклора индейцев Северной Америки еще обогатится за счет обнаружения других источников, рукописных или печатных сведений о них, что позволит уточнить и общее представление об историко-эпическом фольклоре.

им уделено преимущественное внимание, автор подробно останавливается только на тех вопросах, которые являются наиболее важными для определения специфики и типологического своеобразия историко-эпического фольклора североамериканских индейцев.  

характера, имеющих непосредственное отношение к теме.  

С литературоведческой точки зрения изучение историко-эпи- ческих произведений индейцев Северной Америки способствует разрешению старых споров об истоках и национальном своеобразии американской литературы и индейской словесности. Каждая эпоха в истории США по-своему пыталась приспособить идеи, выношенные индейским обществом, сначала к политическим задачам молодой республики, затем к идеологическим концепциям панамериканизма, использовать их для интерпретации национальной психологии, склада характера и сознания. Эти идеи — с должным основанием или без него — выводились из традиций миропонимания аборигенов, и аргументация при этом непосредственно черпалась из индейского историко-эпического фольклора.  

Исследование художественной специфики данного материала подводит и к проблеме его влияния на литературу США. Самый факт подобного влияния, хотя речь о нем и не заходила в работах американских литературоведов, не может вызывать сомнений, поскольку имеется достаточно возможностей проследить взаимосвязи интересующих нас литературных и фольклорных явлений; речь должна идти об определении степени и направлений этого влияния. Изучение точек соприкосновения индейского фольклора с англо-американской культурой представляет собой актуальную задачу еще и потому, что во второй половине XX столетия историко-эпическому фольклору было суждено своеобразное возрождение — в виде творческой основы для развития литературы современных индейцев.  

Многие образцы историко-эпического фольклора североамериканских индейцев труднодоступны; как правило, они являются библиографической редкостью или достоянием архивов в США. Специфика настоящего исследования требует присутствия анализируемых текстов, поэтому в качестве приложения приводятся в подстрочном переводе на русский язык «Валламолум» делаваров, «Легенда об основании ирокезской Лиги», «Народная легенда чахта-мускогов» и «Великое предание» осейджей.