Приглашаем посетить сайт

Ващенко А. В. Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев.
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Америка — древняя земля с молодой историей», как выразился о ней Г. Кашмен, один из первых историков аборигенных культур страны (58, 475). В этом высказывании нашло отражение глубинное противоречие американской жизни, наложившее отпечаток на развитие национальной культуры и общественной мысли. Сложный характер индейско-европейских отношений привел к возникновению некоторых национально-американских конфликтов и обусловил специфику современной культурной ситуации в стране. Соотнесение двух понятий — древней индейской прародины и «молодой истории» США — посредством анализа устного народного творчества индейцев и входило в задачу работы.

В сферу внимания исследователей был вовлечен историко- эпический фольклор североамериканских индейцев, который сложился к началу колониального периода американской истории и отражал переход индейского общества от родоплеменной стадии развития к стадии союзов племен. Черты «переходности» вполне определенно выражены в специфических формах фольклора североамериканских индейцев. С целью обобщения этого этапа фольклорного развития нами и было выдвинуто понятие «историко-эпический фольклор». Комплексное осмысление индейского устно-эпического материала в его историческом развитии, анализ его как художественного феномена позволили наметить область бытования историко-эпического фольклора североамериканских индейцев и присущую ему общность идейно-художественных признаков. При этом предполагалось, что одной из важнейших его черт является интерес к мифологической истории племени — в отличие от многочисленных разновидностей чисто мифологических или богатырских сюжетов, связанных с индивидуальным героем. Вторая существенная черта такого рода произведений — особенности эпического характера, способ характеризации, проявляющийся в системе художественных средств и идейном пафосе. К произведениям, отвечающим этим основным признакам историко-эпического фольклора, относятся:

1) «красные перечни» делаваров (сохранилась единственная такая эпическая хроника — «Валламолум»);

2) историко-эпический цикл преданий ирокезов о Великой Лиге, куда входят «Легенда о Миротворце», «Вечно-Неразрывный Закон» и «Обряд утешений»;

3) народные легенды мускогов и чероков;

4) историко-эпические предания сиуязычных племен союза Дхегиа (сохранились в виде историко-эпических преданий осейджей).

Детальный анализ названных произведений выявил их многожанровый характер. Оказалось возможным прояснить роль, которую в процессе становления историко-эпического фольклора играют миф, ораторская проза, песенная поэзия, обрядовое действо. Мы стремились показать, каким образом под воздействием внутренних процессов развития индейского общества (от племени — к конфедерации племен) и внешних социокультурных процессов (рост контактов с европейцами) происходила трансформация фольклорных жанров в иную стадиальную разновидность фольклора и, соответственно, новую систему жанров.

«красные перечни», народные легенды), либо — на основе фабульного принципа (цикл преданий о Великой Лиге, предания осейджей). В дальнейшем развитие процессов эпосообразования, поначалу стимулированное культурными контактами с европейцами, было прервано — вследствие разрушения традиционного образа жизни аборигенов, что нередко сопровождалось и исчезновением историко-эпических традиций.

художественной системы историко-эпического фольклора североамериканских индейцев представлялось целесообразным выделить категорию эпического фона, рассмотрев типичные особенности исследуемых ранних форм эпоса североамериканских индейцев: роль эпических перечней, полифункциональность эпической номинации, специфику «природной» образности, а также понятия «эпическое племя».

В результате сопоставления конкретных историко-эпических произведений с иными формами фольклора аборигенов удалось установить, что историко-эпический фольклор индейцев Северной Америки нашел наиболее яркое выражение в различных вариациях историко-мифологической хроники о происхождении и миграции племен, о событиях становления племенных союзов. При этом чем более высоким был социальный уровень той или иной конфедерации, тем сильнее отразилось социальное начало в ее фольклоре. Особая разновидность историко-эпического фольклора — цикл преданий ирокезов о Великой Лиге, вобравший в себя множество историко-мифологических мотивов.

Анализ произведений как единого фольклорного феномена позволил поставить и ряд историко-литературных проблем, обозначив перспективу изучения взаимосвязей индейского историко- эпического фольклора и литературы США, которое сопряжено с раскрытием непростой диалектики их сосуществования. Исследование показало, что достаточно древние проявления фольклорного творчества североамериканских индейцев тесно связаны с современностью — это выражается в преемственности художественных идей и мотивов.