Приглашаем посетить сайт

Засурский Я. Н. Теодор Драйзер.
Навстречу новому миру

НАВСТРЕЧУ НОВОМУ МИРУ

Возникновение СССР и первые трудные годы его существования «положили начало весьма убедительному и не вызывающему возражения доводу, ныне ставшему несокрушимым. На мировой арене появилась нация, обоснованно утверждающая: наша система даст не собственнику капитала,' а его производителю справедливо и удобно устроенную жизнь и все блага, которые способны изобрести гений, искусство, наука и силы человеческого разума. Этот светоч неизбежно стал не только маяком для России, но и могучим прожектором, безжалостно вскрывающим и разоблачающим махинации, лживость, конфликты, порожденные жадностью, темные предрассудки и мусор капиталистической системы. К этому учению, к этому светочу я обращал свой взор и находил поддержку и вдохновение для творческой работы» (XI, 570—571),—так Драйзер охарактеризовал значение Великой Октябрьской социалистической революции для своего духовного развития. Действительно, идеи Октября помогли Драйзеру разобраться в важнейших вопросах современности, вдохнули в него новые силы. Они указали Драйзеру, как и миллионам честных людей во всем мире, дорогу к коммунизму. Писатель становится выдающимся общественным деятелем, трибуном прогрессивных сил в США, но это происходит далеко не сразу, а в результате сложной эволюции мировоззрения и творчества писателя под воздействием изменений в политической, экономической и культурной жизни страны в годы общего кризиса капитализма.

Трудящиеся всех стран восторженно приветствовали Октябрьскую революцию. Американские пролетарии вместе с пролетариями всего мира участвовали в борьбе против интервенции в Советскую Россию. Билл Хейвуд в своей книге так описывает забастовку в Сиэтле: «Всеобщая забастовка в Сиэтле, в которой приняли участие все члены ИРМ, имевшиеся в этом городе, была объявлена для того, чтобы помешать дальнейшей отправке военного снаряжения и припасов армии Колчака в Дальневосточной Сибири. Когда я попал в Сиэтл, я увидел на берегу сотни тонн неотправленного груза»1.

Октябрьская революция оказала огромное влияние на американскую литературу. Страстным пропагандистом достижений Октября выступил замечательный американский писатель Джон Рид. За поддержку Советской России категорически высказался Линкольн Стеффенс. Эптон Синклер в романе «Джимми Хиггинс» (1919) создал образ американца, борющегося против антисоветской интервенции. Все громче звучат голоса писателей, сплотившихся вокруг близких американской компартии журналов «Либерейтор» и «Уоркерс мансли».

Уже в первые годы общего кризиса капитализма в творчестве многих американских писателей критического реализма — Теодора Драйзера, Синклера Льюиса, Шервуда Андерсона и других — углубляется критика буржуазного общества. Даже тем писателям США, которые в силу ограниченности своего мировоззрения не смогли осознать великий смысл строительства нового общества в СССР, победа революции в России помогла явственнее ощутить пороки капиталистического мира, а также лживость апологетической и развлекательной буржуазной литературы.

Истоки литературной борьбы, развернувшейся в США в 20-е годы, восходят к последним годам первой мировой войны. В американской литературе намечается определенная. поляризация сил, которая весьма наглядно проявилась в ходе борьбы против запрещения романа Теодора Драйзера «Гений».

Борьба, развернувшаяся вокруг «Гения», была лишь эпизодом, очень, конечно, важным и существенным для выявления этого процесса объединения писателей, выступавших за правдивое изображение действительности.

Характерно, что журналы «Мессес» и «Севен артс», ставшие на защиту «Гения», выступали против вступления США в войну. Вокруг этих журналов группируются писатели и литературные критики, различные по своим политическим и литературным позициям, — критики Рандольф Борн, Ван Вик Брукс, писатели Теодор Драйзер, Шервуд Андерсон, Джон Рид, Уолдо Фрэнк, поэты Роберт Фрост, Вэчел Линдсей и другие. Их объединяло общее стремление противостоять апологетической литературе. Сотрудников этих журналов, как отмечает Ван Вик Брукс, привлекали идеи социализма. Особенно прогрессивных взглядов среди сотрудников «Севен арт» придерживался Рандольф Борн — страстный противник империалистической войны. Как литературный критик Рандольф Борн решительно выступал в защиту реалистического искусства и немало сделал для того, чтобы расчистить путь литературе социалистического реализма, осуждая эстетские и декадентские тенденции в американской литературе.

Подъем реалистической литературы в 20-е годы проходил, как отмечает Ван Вик Брукс, под знаком усиления критики американской действительности, этой «наименее приятной цивилизации», под знаком «бунта против того буржуазного мира, который они знали, против ценностей цивилизации бизнеса»2.

Близок Драйзеру американский писатель Шервуд Андерсон, выпустивший в 1917 году роман «Марширующие люди», в котором он правдиво рассказывает о жизни американских рабочих и призывает к усилению организованности и сплочению американских трудящихся в борьбе против капитала. Правда, в последующих его произведениях— сборниках рассказов «Уайнсберг. Охайо» (1919) и «Торжество яйца» (1921), реалистически изображающих жизнь американского мещанства, и особенно в романе «Темный смех» (1922) — сказывается влияние фрейдизма.

К острым темам современности обращается Синклер Льюис в романах «Главная улица» (1920) и «Беббит» (1922), реалистически выявляя и высмеивая пороки капиталистической Америки. В этих романах Синклер Льюис показывает и ненависть реакционеров к Советской России.

Усиление критических реалистических тенденций в литературе США во время первой мировой войны и особенно после Великой Октябрьской социалистической революции шло одновременно с очень сложным процессом роста влияния различных модернистских течений на некоторых писателей США. Неприятие буржуазной действительности находило выражение в бегстве от американской действительности, в эскепистских тенденциях, удалявших писателей от реализма. Получают широкое распространение буржуазные теории, в той или иной степени оправдывающие капитализм и проповедующие апологетический взгляд на буржуазную действительность. Это философия прагматизма, фрейдистские и эстетские теории, которые вместе со всякого рода модернистскими взглядами пропагандируются на страницах чикагского журнала «Литтл ревью» (1912—1929), особенно в 1917—1919 годах, когда редактором иностранного отдела в нем был поэт Эзра Паунд. На страницах «Литтл ревью» был опубликован «Улисс» Джеймса Джойса наряду с изложением 23 «новых систем искусства» из 19 стран мира.

Модернистские течения оказывали определенное воздействие и на творчество многих писателей-реалистов, в том числе и на таких реалистов, как Шервуд Андерсон, что свидетельствует об остроте и сложности литературной борьбы.

В этих условиях резкого обострения политической и литературной борьбы огромное значение для подъема и укрепления реалистического направления в литературе США приобретала позиция Теодора Драйзера.

Под влиянием Октябрьской революции у Драйзера углубляется интерес к рабочему движению в США и к жизни Советской России, растет его политическая активность. Драйзер незамедлительно определил свое отношение к революции в России и высказался за поддержку Советской России. В 1918 году он послал телеграмму сенатору Д. Джонсону, в которой требовал, «чтобы США не участвовали в интервенции в Россию».

Произведения Драйзера 20-х годов, и прежде всего опубликованная в 1925 году «Американская трагедия», стали знаменем реализма в литературе США.

Большие философские и гуманистические обобщения «Американской трагедии» были подготовлены произведениями Драйзера, изданными в 1918—1923 годах, и в первую очередь книгами «Бей, барабан!» (декабрь 1919), «Газетные дни» (ноябрь 1922) и сборниками рассказов: «Освобождение» (август 1918), «Двенадцать мужчин» (апрель 1919), «Краски большого города» (декабрь 1923). Большинство собранных в сборниках рассказов было опубликовано ранее. Драйзер в свое время собирался издать книгу рассказов «Идиллии бедных» и теперь, развивая свой замысел, разбил эти рассказы на три книги, дополнил их новыми произведениями и, сохранив общую идейную направленность, придал каждой книге особый смысл.

В книгу «Освобождение» вошли такие из ранее написанных рассказов, как «Мак Юен из блестящих рабовладельцев», «Путешествие на «Айдльуайльде», «Негр Джеф». Рассказы сборника объединяло критическое отношение к капиталистической Америке, и в то же время для них характерно разнообразие настроений, передаваемых автором: и сатирическое изображение предвыборных махинаций буржуазных американских партий (рассказ «Западня»), и веселый юмор, с которым рисует Драйзер будни рабочих («Путешествие на «Айдльуайльде»). В центре внимания всех рассказов — трагическая судьба простого человека в капиталистической Америке, все они проникнуты подлинной человечностью.

Сборник «Двенадцать мужчин» также включает рассказы, созданные в разное время. Относительно пяти из них известно, что они были написаны в 1900—1912 годах: «Тот, кто служит человеку», «Настоящий патриарх», «Могучий Рурк», «Мэр и его народ», «У. Л. С.». остальные семь впервые опубликованы в сборнике.

«Среди безмерной скудости американской умственной жизни он был словно оазис, настоящий родник в пустыне» (X, 153). Эти слова хорошо передают направление и характер рассказов: с одной стороны, разоблачение духовной пустоты американского буржуазного общества, а с другой — поиски «оазиса» в. пустыне. Стремление найти положительного героя всегда было характерно для Драйзера, но оно никогда ранее не проявлялось у него столь настойчиво.

Все содержание сборника «Двенадцать мужчин» говорило о том, что Драйзер искал своего героя в среде людей, не удовлетворенных империалистической Америкой, но расплывчатость и неопределенность его общественно-политической позиции обусловили некоторую пестроту портретов, их противоречивость. Как и в ранее опубликованных рассказах, автор выступает в защиту простого народа, людей труда; только в них находит он подлинно человеческие качества. Таков, например, сельский врач Гридли (рассказ «Сельский врач»), посвятивший всю свою жизнь помощи бедным и малоимущим.

Рассказ «Мопассан младший», на наш взгляд, наиболее ясно показывает направление, в котором развивалось творчество и мировоззрение Драйзера в эти годы. Тема рассказа — трагическая судьба художника в буржуазной Америке. Герой рассказа — начинающий писатель. В этом рассказе писатель продолжает линию, развитую в романе «Гений», но идет дальше. Он справедливо указывает, что господствующие круги Америки «принимали все, хоть сколько-нибудь приближающееся к правде, как самое явное и преступное оскорбление из всех возможных». Всякий осмеливающийся говорить правду встречает «яростную оппозицию или леденящее безразличие».

Как и Юджин Витла, герой рассказа «Мопассан младший» поддается давлению буржуазного общества. Это проявляется в его рассказах в так называемом счастливом конце — «этом проклятии всей американской литературы», по словам Драйзера, и он осознав антихудожественность своих произведений, порывает с издательством, где он работал и печатался. Его новые произведения, чуждые духу компромисса с буржуазной Америкой, не печатают, и он погибает. Сама гибель героя зовет к борьбе за правдивое искусство. В этом сила рассказа, в этом шаг вперед писателя по сравнению с его другими произведениями 1915—1917 годов.

Реалистическую линию в литературе США Драйзер продолжает сборником «Краски большого города», объединившим рассказы, написанные в 1900— 1915 годы и частично уже опубликованные в различных газетах, в том числе в социалистической прессе США.

были еще взгляды Драйзера3.

Все три сборника рассказов были важными вехами на пути развития реалистического направления в американской литературе 20-х годов.

О симпатиях писателя борьбе антиимпериалистических сил США в 1917—1919 годах свидетельствует книга «Бей, барабан!». Сборник вышел в свет в декабре 1920 года с подзаголовком— «Книга тайн, чудес и ужасов жизни», в него включены 3 пьесы и 17 статей.

Большой интерес представляют статьи и очерки: «Жизнь, искусство и Америка», «Бей, барабан!», «О некоторых чертах нашего национального характера», «Американский финансист», «Равновесие неизбежно» и «Больше или меньше демократии? Исследование».

Сборник «Бей, барабан!» отделяют от «Гения» пять лет, но он теснейшим образом связан с борьбой против запрещения этого романа. Статьи и очерки, собранные в этой книге, выявляют эволюцию взглядов писателя и ее направление. В ходе острой дискуссии, вызванной «Гением», Драйзер поставил многие острые проблемы «жизни, искусства и Америки». Эти проблемы были усугублены участием Америки в первой мировой войне, против которой решительно выступал Драйзер, и, наконец, Великая Октябрьская революция заставила Драйзера уже в 1918—1920 годах глубже смотреть на многие из этих животрепещущих проблем американской действительности и американской литературы.

«Гения» и борьбой против вступления США в первую мировую войну. И хотя Драйзер эти идеи принял не сразу, а лишь в результате весьма сложного и противоречивого развития, то уже в 1920 году они благотворно сказались на ряде статей и очерков.

Драйзер впервые выдвигает политические требования, направленные против господства Уолл-стрита, выступает в защиту Советской России от американских и прочих интервентов. В результате его критика делается более острой, чем в вышедших на четыре года раньше «Каникулах уроженца Индианы», и, главное, меняется ее характер — Драйзер стремится выступать от имени тех, кого преследует капиталистическая Америка, от имени рядовых американских тружеников.

Это нарастание гуманистических тенденций ярко выражено в открывающем книгу очерке-манифесте «Бей, барабан! (Из заметок покойного Джона Парадизо)». Эти заметки написаны от имени Джона Парадизо, сорокалетнего обитателя самой нищей окраины города Нью-Йорка. Джоном Парадизо звали грека — владельца маленького грязного чикагского ресторана, в котором Драйзер в дни своей юности работал — мыл грязную посуду, но Джон Парадизо из очерка «Бей, барабан!» не обладает и таким богатством, он — один из многих рядовых американских тружеников, на себе испытавших все тяготы капиталистической эксплуатации. Он — водитель трамвая и подручный в лавке у старьевщика, но в отличие от других своих собратьев по этим профессиям он хочет еще быть писателем: «в лучшие минуты моей жизни я сижу за столом и пытаюсь писать рассказы, которые, по мнению редакторов, — без сомнения столь же нищих, как я сам,—никому не нужны» (XI, 397). Очерк пронизан иронией, как и сама фамилия Парадизо, которая по-итальянски обозначает рай, а Парадизо в американском «раю» уготована отнюдь не райская жизнь.

Обрисованный с большой теплотой образ прозябающего в нищете, но богатого духом бедняка Джона Парадизо выявляет глубокий гуманизм Драйзера, которым отмечен и весь сборник «Бей, барабан!».

Джон Парадизо и вместе с ним Драйзер отвергают примирение с действительностью, противопоставляют показному благополучию, которым проникнуты восхваляющие американский «рай» статьи буржуазных газет и журналов, бедственное положение трудящихся в США. Здесь вновь проявляется характерное для Драйзера внимание к рабочему движению: писатель восторженно и красочно говорит о забастовке колорадских горняков 1913—1914 годов. Здесь же речь идет о самоотверженной борьбе рабочих в противовес показному славословию реакционной американской пропаганды, кричавшей о «классовом мире» в США.

эксплуатирующего меньшинства; с одной стороны, самоубийство стариков, отравившихся газом, негр, бежавший на Север, отморозивший себе руки и ноги и умерший от истощения, а с другой стороны — роскошные обеды для собак и монументы, воздвигаемые лошадям. Драйзер иронически просит «найти в этих фактах божественный разум, свет, мудрость, правду, справедливость, милосердие»4. Очерк, как, впрочем, и весь сборник, резко осуждает империалистическую войну. «Животная сила, обагренная кровью, хохочет во все горло»5, —такова выразительная характеристика, которую дает писатель американскому империализму.

В 1919—1920 годах людей прогрессивных взглядов увольняли с работы, арестовывали, высылали из Соединенных Штатов. Джону Парадизо американские порядки не по душе, и Драйзер заканчивает статью вопросом своего героя: «Подумайте, не удивительно ли, что, придерживаясь таких невозможных взглядов, я вообще что-то зарабатываю ? » 6.

Разоблачению американской буржуазной демократии посвящена одна из наиболее интересных статей сборника — «О некоторых чертах нашего национального характера». Драйзер выступает здесь против фальсификации истории Соединенных Штатов: «Правда об американской истории и то, что о ней говорят,—две совершенно различные вещи»7

Писатель критикует американский империализм как олицетворение всех и всяческих пороков капиталистического общества в целом. Еще раньше, в книге «Каникулы уроженца Индианы», Драйзер поддерживая борьбу против участия США в империалистической войне, показал, что нет существенных различий между капиталистической Европой и капиталистической Америкой, что и той и другой управляют одни законы — законы капитала. Теперь Драйзер выступает против антисоветской интервенции и противопоставляет Советскую Россию всему капиталистическому миру, доказывает порочность общественного строя Соединенных Штатов — цитадели капитализма.

Драйзер уподобляет Соединенные Штаты Америки по их реакционности и всевластию капитала царской России и кайзеровской Германии: «Очень сомнительно, что современная республика создана для простого человека в большей мере, чем королевства старого времени. Чем теперешний магнат трестов или денежный барон, который взимает мзду и притесняет простого человека, грабя его на зарплате и пище, не настоящий король или по меньшей мере средневековый барон? Возьмите, к примеру, Рокфеллера. Чем отличается он или ему подобные, — Морган, например, — от донов, которые совместно правили Испанией, смеясь над ее королем, или от денежных лордов, которые направляют сейчас политику Ацглии, так же, как это делали их собратья в России и Германии до прошедшей войны?»8.

Далее Драйзер развертывает картину ужасающей нищеты огромной массы населения США. «Бедных обманывают, при этом им заявляют во всеуслышание, что их не обманывают — кормят Воздухом и добрыми словами9. Официальное славословие о якобы более высоком уровне жизни в Америке Драйзер сопоставляет с ужасающим положением трудящихся масс. «Правда, — пишет Драйзер, — заключается в том, что если средний американец и воображает, что он живет лучше и более свободен, то это в большей, чем что-либо еще, степени дело его воображения. Что касается его дневного заработка и уровня жизни, он, действительно, получает больше денег, но и больше денег платит за то, что покупает. Подъем уровня зарплаты столько раз сопровождался снижением покупательной способности доллара, что его мало утешает более высокая зарплата»10

Драйзер пишет об угнетенном положении негров в США. Он заявляет, что неграм ни на Севере, ни на Юге не предоставляются права, гарантированные им конституцией. С гневом говорит он о диких расправах над неграми, которые повсеместно происходят в стране: «Почти ежедневно — где-нибудь в Америке их (негров.— Я. 3.) сжигают живьем».

Показав бесправное положение трудящихся масс в США, Драйзер приходит к выводу, что конституция не соблюдается, и приводит примеры, убедительно иллюстрирующие это положение: детский труд; объявление неконституционным арбитража в трудовых конфликтах; заключение на месяцы в тюрьму без суда; объявление профсоюзов незаконными или неконституционными учреждениями. Разоблачая американскую лжедемократию, он подвергает уничтожающей критике избирательную систему в США, показывая, что она служит прикрытием для господства магнатов Уолл-стрита. Драйзер пишет, что американец «голосует попросту за людей, которых ему подсунут силы, над которыми он не имеет контроля, никогда не имел и, очевидно, не будет иметь, и избрание или поражение которых не зависит от него. Мэры, губернаторы, законодательные органы штата, конгрессмены, сенаторы и даже судьи и президенты приходят и уходят, а могущественные силы на вершине остаются»11.

Драйзер раскрывает механику «выборов»: «А кому поклоняется местный босс — местному губернатору или президенту? — Ничего подобного. Он сам делает их или помогает делать. Он поклоняется только одной силе — деньгам, громадным национальным денежным силам и никому больше»12. На любое действие законодательных властей требуется, как говорит Драйзер, «согласие финансовой олигархии (с Уолл-стрита по преимуществу)»13— президента железнодорожной компании «Бостон мейн рейлроуд», который оказывал влияние на всю политическую жизнь в США.

Расширение политического кругозора Драйзера отчетливо проявляется и в его трактовке первой мировой войны и роли, которую сыграли в ней Соединенные Штаты.

Драйзер так охарактеризовал значение первой мировой войны для США: «Потребовался мировой взрыв, чтобы разбить скорлупу самодовольной неграмотной самонадеянности, которая покрывала среднего американца с головы до пят»14.

Драйзер клеймит участие США в империалистических войнах, захват Кубы, Филиппин и войну с Мексикой. С негодованием пишет он о зверствах американской военщины на Филиппинах: «Туземцев ставили рядами, а затем офицер расстреливал их из револьвера по одному, другим в горло и в нос наливали воду, пока они не умирали»15.

Ссылаясь на зверства американских милитаристов во время захватнической войны на Филиппинах и на резкое осуждение этой войны передовой американской общественностью, Драйзер говорит, что народ не хотел и не мог хотеть войны. Поэтому, как справедливо указывает писатель, в Америке был установлен режим репрессий по отношению к людям, выступающим против войны. Эти репрессии вели к разгулу «нетерпимости к мнению оппозиции, по сравнению с которой бледнели темнейшие дни русского самодержавия»16.

«он нас спас от войны» и который не замедлил вероломно и бесцеремонно нарушить свои обещания. Писатель высмеивает демагогический характер экспансионистской политики правительства Вильсона, лицемерно заявлявшего о «защите малых стран», о «самоопределении наций», а на деле осуществляющего захватническую политику по отношению к этим странам. .

Интервенция против молодой Советской республики вызвала широкое возмущение передовых слоев американского народа. Против них и направила свой удар американская реакция, используя для борьбы с прогрессивными элементами законы более чем столетней давности. Писатель разоблачает реакционный характер этих законов, напоминает, что они приняты в 1798 году федералистами, не желавшими помогать революционной Франции. Это одна из самых позорных страниц в истории США, правители которых предали своего недавнего союзника, оказавшего стране неоценимую услугу в борьбе с Англией. В 1800 году, на следующих выборах, федералисты потерпели поражение. Драйзер, таким образом, показывает, что против революционной Советской России и ее сторонников в США использовались те же законы, что и против революционной Франции, законы, вызывающие возмущение передовых кругов американского народа.

Осуждая интервенцию в Советскую Россию, Драйзер пишет: «Мы болтали о том, что пришло для нас время выступать среди великих держав мира, а потом послали каких-то Рута и Френсиса вести переговоры с представителями разоренного войной народа, стремящегося к новой и лучшей форме общественной и политической жизни»17. Именно выступление в защиту Советской России и определило высокий политический накал статьи. В ней Драйзер стремится порвать с пресловутой «теорией равновесия», с метафизическим эволюционизмом. Он заявляет: «... воздух заполнен криками о чрезвычайных качествах демократии и в то же время всякий, кто выскажется против спекуляции или даст понять, что такой демократии могут быть свойственны по меньшей мере некоторые пороки самодержавия, рассматривается как враг»18.

О том, что «теория равновесия» постепенно становилась для Драйзера уже прошлым, говорит его статья «Больше или меньше демократии? Исследование». «Америка, — утверждает Драйзер, — отнюдь не является ни общественным, ни демократическим успехом человечества»19«пять процентов населения контролируют девяноста пять процентов богатства; тринадцать процентов населения неграмотно; голова Горгоны— финансисты, такие жирные диктаторы, каких только видел свет, в высшей степени враждебные патриотизму и всему американскому, как это понималось по первоначальной теории американской демократии»20. Он снова и снова разоблачает недемократический характер государственного строя США, в котором отсутствует «настоящее народное руководство»21. Однако пути борьбы с американским империализмом еще неясны Драйзеру; он предлагает по существу буржуазно-демократические методы, хотя тут же, правда, ставит под сомнение их возможность.

В сборнике «Бей, барабан!» ощутим сдвиг в мировоззрении и творчестве Драйзера, вызванный подъемом рабочего движения в США и Великой Октябрьской социалистической революцией. Победа нового, прогрессивного в мировоззрении Драйзера вместе с тем идет путем сложной и трудной борьбы со старыми, ошибочными «теориями» и «идеями». Об острой борьбе противоречий в мировоззрении писателя говорят статьи «Американский финансист» и «Равновесие неизбежно». Статья «Американский финансист» содержит меткие критические замечания о заправилах Уолл-стрита и этим сходна со статьей «О некоторых чертах нашего национального характера». Писатель говорит, что финансовые тузы образуют «процессию процветающих и по преимуществу кошкообразных животных»22. Драйзер указывает на длинный ряд преступлений, которыми сопровождалось создание состояний теперешних правителей Америки. «Список слишком велик, чтобы привести его здесь»23 «Другие страны, без всяких деклараций в гораздо большей мере обладают своими неотъемлемыми правами, чем Америка, если можно судить по последним событиям в России и других местах»24.

В этой статье Драйзер впервые говорит о Марксе, называет его гуманистом25. Однако вследствие воздействия буржуазной идеологии Драйзер оказался в то время неспособным понять и принять марксизм. О давлении буржуазных идей свидетельствует и проскальзывающая у Драйзера подчас мысль о «полезности» какого-нибудь Вандербильта, о метафизическом «равновесии», об «извечной борьбе между массой и личностью»26.

Значение для Драйзера сборника «Бей, барабан!» хорошо передает и его подзаголовок—«Книга тайн, чудес и ужасов жизни». Действительно, статьи, составившие сборник, обличают ужасы жизни простого человека в Америке и указывают на те ее чудеса и тайны, смысл которых отнюдь еще не был ясен Драйзеру.

Сборником «Бей, барабан!» Драйзер восставал против равнодушия к судьбам народным и возвещал, что он отправляется в путь — на поиски новых дорог в жизни и искусстве. Этот путь был нелегким и сложным, но он вывел Драйзера на вершину, с которой видны истинные перспективы общественного развития, и увенчался вступлением писателя в коммунистическую партию.

против прогрессивных слоев населения США, а интервенция США в Советской России продолжалась.

Следующее произведение Драйзера — книга «Газетные дни» («Книга о самом себе») вышла в свет в ноябре 1922 года. Ее роднит со сборником «Освобождение и другие рассказы», «Двенадцать мужчин» и «Краски большого города» политическая направленность против апологетической буржуазной литературы США и высокий гуманизм.

Юношеские реминисценции помогают лучше понять формирование личности писателя, его отношение к жизни, увидеть истоки его глубокой народности. Рассказывая о своей юности, Драйзер создает ряд запоминающихся образов замечательных людей, которых погубила капиталистическая Америка.

Прослеживая в книге «Газетные дни» свой путь в литературу, Драйзер стремился четче определить эстетические и литературные позиции. Резко критикуя за приукрашивание и искажение действительности Хоуэллса и литературную школу «изысканной традиции», показывая невозможность вскрыть подлинную правду жизни в американских буржуазных газетах, Драйзер еще раз провозглашал кредо писателя-реалиста и тем самым говорил свое веское слово в той ожесточенной борьбе направлений, которая развернулась в американской литературе 20-х годов. Книга «Газетные дни» была начата Драйзером в 1912 году, одновременно с работой над рукописью «Гения» и во многом продолжала линию романа «Гений», отстаивала реалистические принципы литературного творчества, формировала приверженность Драйзера к школе Бальзака и Толстого.

Произведения Драйзера этих лет отличает углубленное внимание к судьбе искалеченного американским буржуазным миром человека— рядового труженика, даже пьесу «Рука гончара» (1918), где социальные проблемы оттеснены на второй план пристальным рассмотрением психики совершающего преступление и трагически гибнущего душевнобольного человека и где сказывается воздействие на Драйзера буржуазных теорий о непознаваемости человеческой природы и психики.

«Рука гончара», были подчас сложными и мучительными, но, именно преодолевая эти сложности, Драйзер нащупывал глубоко реалистическое решение проблемы человека и общества в Америке. Эти поиски привели Драйзера к созданию лучшего его романа — «Американской трагедии».

Усиление гуманистических исканий, которому в немалой степени способствовало воздействие идей Октябрьской революции, отличало начало нового этапа в творческой эволюции Драйзера.

Примечания.

1. «Книга Билля Хейвуда». М., 1932, стр. 304.

2. Van Wyck Brooks. Days of the Phoenix. The Nineteen-Twenties i Remember. N. Y., 1957, p. 81.

—X.

4. Th. Dreiser. Hey-Rub-A-Dub-Dub. N. Y., 1920, p. 17.

5. Ibid., p. 17.

6. Ibid., p. 72.

7. Th. Dreiser. Hey-Rub-A-Dub-Dub, p. 32.

9. Ibid., p. 32.

10. Th. Dreiser. Hey-Rub-A-Dub-Dub, p. 51.

11. Ibid., p. 56.

12. Ibid., p. 57.

14. Ibid., p. 30.

15. Ibid., p. 43.

16. Ibid.

17. Th. Dreiser. Hey-Rub-A-Dub-Dub, p. 60. Рут — глава американской дипломатической миссии, ставившей своей задачей консолидацию всех сил контрреволюции против РСФСР; Френсис- посол США в России, организатор антисоветских заговоров белогвардейцев.

19. Ibid., p. 239.

20. Th. Dreiser. Hey-Rub-A-Dub-Dub, p. 238.

21. Ibid., p. 248.

22. Ibid., p. 80.

24. Ibid., p. 86.

25. Ibid., p. 91.

26. Th. Dreiser. Hey-Rub-A-Dub-Dub, p. 91.