ПРОТИВ ФАШИЗМА
Когда над миром нависла угроза фашизма и войны, великие писатели-гуманисты сказали свое веское слово, выступив за мир, за демократию, за народный фронт всех передовых сил. А. М. Горький был вдохновителем антифашистского и антивоенного движения передовых писателей мира. У его истоков стояли Анри Барбюс и Ромен Роллан. Это по их призыву был созван 27 августа 1932 года Международный антивоенный конгресс в Амстердаме, на котором присутствовало 2195 делегатов от 29 стран. В числе инициаторов этого конгресса, положившего начало широкому движению против фашистской угрозы войны, был Теодор Драйзер. В одном ряду с А. М. Горьким, А. Барбюсом и Р. Ролланом он выступал в защиту мира от имени прогрессивной Америки, от имени передовой мировой общественности.
В США Теодор Драйзер был признанным трибуном антифашистского и антивоенного движения. К его голосу прислушивались все передовые писатели США, все прогрессивно мыслящие американцы.
Антифашистское движение способствовало подъему передовой литературы США. Замечательный образец айтифашистского романа-памфлета «У нас это невозможно» (1935) создал Синклер Льюис. Ярким антифашистским выступлением была пьеса Эрнеста Хемингуэя «Пятая колонна» (1938). С серией антифашистских романов, получивших мировую известность, выступает Эптон Синклер 1. Фашистские методы американских монополий изобразил Альберт Мальц в романе «Глубинный источник» (1940), рассказывающем о борьбе коммунистов США против реакции. Джон Стейнбек в гады подъема антифашистского движения в США создал роман «Гроздья гнева» (1939).
Неоценимый вклад в развитие американской прогрессивной литературы внесли книги очерков «Трагическая Америка» и «Америку стоит спасать», а также многочисленные боевые выступления Драйзера в защиту мира, против фашизма и войны. Писатель постоянно выступает со статьями, очерками, интервью, в которых клеймит реакцию, совершает лекционные турне по Соединенным Штатам, рассказывая многочисленным слушателям правду о событиях, происходящих в мире. Читатели требовали от Драйзера новый роман, но он на это возражал: «Какое значение может иметь какой-то роман в это, катастрофическое для всего мира время. Нет, я должен писать об экономике»2. И писатель вскрывал глубокие экономические причины, которые породили фашизм в Италии и Германии и толкали империалистов на военные авантюры.
Драйзер призывал все прогрессивные силы объединиться под знаменами борьбы, за мир, против империалистической войны. Он горячо поддержал решения Амстердамского международного антивоенного конгресса 1932 года. «Состоявшийся недавно конгресс, на который собрались представители 30 миллионов человек, чтобы создать единый фронт борьбы против капиталистических войн, — писал Драйзер, — следует считать наиболее значительным шагом на пути к миру со времени русской революции» (XI, 520).
В 1932 — 1933 годах Драйзер делает попытку объединить прогрессивно настроенных литераторов в журнале «Америкен спектейтор» («American spectator»), который он стал издавать с группой литераторов — Эрнестом Бойдом, Джорджем Натаном и другими. В качестве одного из редакторов этого издания он обратился к известному литератору С. С. Динамову с просьбой организовать для журнала статьи из СССР, рассказывающие о различных сторонах жизни советского народа. Он пытался печатать в «Америкен спектейтор» материалы в защиту мира, в поддержку рабочего движения.
«Коль скоро любое упоминание о Марксе, красном флаге или коммунизме пугает лошадь и выбрасывает седока,— писал Драйзер,— то, вероятно, приходится их заменять белым флагом и словами: справедливость и равновесие, но даже и в этом случае вы не должны показывать их лошади, чтобы усидеть в седле» (Письма, т. II, стр. 618). Эти слова дают ключ к пониманию многих статей Драйзера и особенностей их фразеологии, вызванной стремлением использовать различные органы буржуазной прессы для защиты передовых идей.
В журнале «Америкен спектейтор», однако, даже подобные статьи Драйзеру с трудом удавалось помещать. Возникали острые разногласия с другими редакторами. Попытка Драйзера «повернуть издание на бросающий вызов или интеллектуально левый путь или, по меньшей мере, на общественно радикальную точку зрения» (Письма, т. II, стр. 666) не увенчалась успехом, и Драйзер вышел из состава редакции в конце 1933 года.
Борьба Драйзера за «Америкен спектейтор» была одной из многочисленных попыток, характерных для его публицистической деятельности после написания «Трагической Америки», организовать широкое объединение американской интеллигенции под лозунгом борьбы за мир, против фашизма и войны.
В 1932—1939 годах писатель выступает с острыми статьями по этим политическим вопросам. Много места в них Драйзер отводит популяризации достижений СССР. В качестве примера можно привести его ответы на вопросы, опубликованные в «Интернациональной литературе» № 3—4 за 1934 год под заглавием «СССР — маяк человечества». «Самое возникновение СССР и даже трудные первые годы его существования положили начало весьма убедительному и не вызывающему возражений доводу, ныне ставшему несокрушимым»3, — пишет Драйзер.
«С глубочайшим интересом, — указывает писатель, — наблюдал я зарождение и рост СССР. Думаю, что делать это, оставаясь внутренне безучастным, не возбужденным великими и человечными идеями и их постепенным внедрением, — невозможно. С того момента, как я аналитическим путем впервые пришел к пониманию этих процессов и их результатов, я не перестаю приходить в отчаяние от ужасной и все углубляющейся несправедливости, которую порождает капиталистическая система, но в то время, как это явление с самого начала становится каждому честному наблюдателю очевидным, для борьбы с ним не оказывается ничего, кроме призрачного и столь часто высмеиваемого оружия — теории»4. Эта теория — марксизм-ленинизм. Об этом же пишется в статье о СССР (1937), присланной в качестве приветствия Советскому Союзу в двадцатую годовщину Октября (напечатана 7 ноября 1937 года в «Известиях» под заглавием «Благодарю Маркса и Красную Россию»). В этой статье Драйзер пишет о Марксе — величайшем философе мира.
Статья «Благодарю Маркса и Красную Россию» замечательна еще и тем, что в ней Драйзер показывает, как СССР самим своим существованием накладывает узду на силы реакции, облегчает борьбу угнетенных за освобождение от ига капитала. Драйзер выражает надежду «вопреки диктаторам современности дожить до того момента, когда справедливость Маркса победит повсеместно»5. Говоря об овладении Драйзером теорией научного коммунизма, нельзя упрощать этот процесс. Драйзер не сразу и не во всем до конца разобрался, он склонен был, к примеру, подчас увлекаться идеями технократии, но в главном — в отношении к борьбе рабочего класса, в отношении к Советскому Союзу, в понимании социальных пороков капиталистической системы — он был непреклонен. Как отмечает далекий от коммунизма профессор Ф. О. Маттиссен, Драйзер усвоил «первейшую истину, что не может быть действительной политической свободы без устранения страшного экономического неравенства»6.
Успехи Советской страны все более и более углубляли веру Драйзера в правоту идей коммунизма. В 1935 году он заявил: «Мой интерес к коммунизму основан на том, что коммунизм справедливо разрешил отношения людей, и я решительно отвергаю любой вывод из моих сочинений, который бы противоречил этому»7.
«Америка и война», присланной им в журнал «Марксистско-ленинское искусствознание». Статья замечательна четким пониманием разделения мира на два лагеря и неразрывной связи борьбы за мир с борьбой за построение социализма в СССР. «Рабочие и крестьяне всего мира а также многие интеллигенты, — пишет Драйзер, — стоят за мир, против империализма. Я приветствую Советский Союз и вторую пятилетку, возвещающую окончательное уничтожение классов. Это новая и единственно важная страница в современной истории человечества» (XI, 542).
В этой статье Драйзер утверждает, что трудящиеся США и правящие круги этой страны по-разному относятся к войне: «В настоящее время в Америке существует два отношения к угрозе новой мировой войны, которая стала уже вполне реальной. Одно представлено американским народом: сами по себе американцы вообще никакой войны не желают, особенно сейчас, при нынешнем напряженном экономическом положении и сложной социальной обстановке. Другое — это отношение правительства, и, чем бы оно ни маскировалось, можно сказать с уверенностью, что это отношение определяется исключительно и целиком интересами финансовых и промышленных Горгон Уолл-стрита» (XI, 542). Раскрывая империалистическую программу монополистов, Драйзер разоблачает антисоветскую суть их замыслов.
Он предупреждает об опасности фашизма, разоблачает стремление империалистов посадить в любой, пусть самой маленькой стране «своего ничтожного и грубого диктаторишку, который будет править этой страной и этим народом в интересах толстосумов, желающих власти и роскоши только для себя, но, конечно, за счет других. И это правда. Тенденцию к этому можно наблюдать и у нас, и за границей, в Италии, Польше, Венгрии, Румынии, Аргентине, Чили и почти во всех южноамериканских странах» (XI, 542). Драйзер говорит о «дьявольском» заговоре империалистов против народов мира.
Драйзер активно выступает против актов фашистской агрессии в Китае, Эфиопии, Испании. Особенно примечательны его выступления в защиту республиканской Испании. Он одним из первых внес в фонд помощи республиканской Испании свои книги 8. Летом 1938 года он совершил поездку на фронты республиканской Испании и выступил впоследствии в печати с разоблачением захватнической политики германо-итальяно-испанских фашистов. 15 июня 1938 года Драйзер писал в журнале «Эроп»: «Я против Франко и фашизма вообще. MОИ ДОВОДЫ СОСТОЯТ В ТОМ, ЧТО фашизм означает потерю интеллектуальной свободы, сильный милитаристский репрессивный режим, очевидно, связанный с продолжением и усилением лживых религиозных теорий, и, вообще говоря, антитезу, всего духа справедливого отношения, который по меньшей мере претендует предоставить личности другие формы правительства».
«Поездка в воюющую Испанию», в котором выразил свое благоговение «перед людьми, которые восстают против несправедливости и презирают опасность. Презирают даже смерть». Приехав в Париж, он пытался посетить французского министра иностранных дел Боннэ, но натолкнулся на непробиваемую стену равнодушия. «Секретарь его с готовностью ответил: «Да, да, да» — на все мои заявления, и эти бесстрастные поддакивания звучали в моих ушах приговором борющемуся и сражающемуся народу» (XII, 293).
Драйзер-антифашист активно участвовал в международном движении за мир. В июне 1938 года он председательствовал на чрезвычайной международной конференции деятелей культуры в защиту мира в Париже. В своем вступительном слове писатель говорил о той решающей роли в борьбе за мир, которую имеет «развитие коммунизма в СССР, пролившее ослепительный свет на социальное неравенство в Америке»,9
Всентябре 1939 года немецкие фашисты разожгли в Европе пожар второй мировой войны. Американо-англо-французские империалисты, однако, и в это время не оставили своих планов превращения этой войны в крестовый поход против Советского Союза. Поэтому Немецкому фашизму не оказывалось действенного сопротивления ни в Польше, ни в Дании, ни в Норвегии, ни во Франции.
Драйзер в эти годы утверждает решающую роль СССР в борьбе за мир, против реакции.
В 1940 году Драйзер выступает с поддержкой политики Американской компартии на президентских выборах, совершает ряд пропагандистских турне по США.
«Ленин», написанный в апреле 1940 года к 70-летию В. И. Ленина. Начиная очерк, писатель говорит о великой любви советских людей к Владимиру Ильичу. В Ленине он видит вождя масс в их борьбе за освобождение от ига эксплуатации.
Драйзер подчеркивает творческий, действенный характер идей Ленина, овладевших массами, выражает твердую веру в торжество идей ленинизма. «Что касается меня, — говорит он, — то я не сомневаюсь в исходе. Ленин, его советское государство восторжествуют»10.
В октябре 1940 года Драйзер публикует в журнале «Фрайда» («Friday,») два интервью с боевым американским профсоюзным деятелем Гарри Бриджесом под названием «Рассказ о Гарри Бриджесе». Продолжая традицию «Эрниты», он теперь уже на материале жизни США создает образ героя-борца за счастье народа. Он повторяет за Бриджесом слова: «Если ты против рабочих, значит ты против Америки» (XII, 324). Он видит высочайший гуманизм деятельности Бриджеса, мечтающего «о таком преобразовании общества, которое повлекло бы за собой отказ от эгоистического индивидуализма, т. е. изменило бы его таким образом, чтобы так называемый средний американец понял, что он не изолированная индивидуальность, а представитель страны, народа, его национальных возможностей, той среды, откуда он черпает силы и способность достичь успеха» (XII, 324)/ В Бриджесе он видит символ Америки, борющейся против социальной несправедливости, против капиталистической системы, порождающей бесчеловечность. Заканчивается очерк энергично и призывно изречением Гарри Бриджеса: «Надо, чтобы никто из нас не жил в нужде» (XII, 345). К борьбе за счастье народное звал вместе с Бриджесом Драйзер—писатель, гуманист, борец.
Героическую борьбу советского народа за построение социализма и ее международное значение обрисовывает Драйзер в статье «Значение СССР в сегодняшнем мире» (1940), написанной к XXIII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В родине социализма Драйзер видит прообраз общества будущего, которое победит на всем земном шаре; писатель предрекает крах миру капитализма.
Многие номера «Дейли уоркер» за 1941 год содержат статьи и очерки писателя, пропагандирующие политику Компартии США. В статье, опубликованной 1 марта 1941 года, Драйзер призывает изучать опыт СССР. «Опасно, — пишет Драйзер, — быть без правды. В наши дни особенно опасно не знать правду о Советском Союзе. Если недавняя европейская история имеет какие-нибудь уроки для нас, это и является уроком»11«... коммунисты преданы интересам простых людей... Я не имею чести принадлежать к ним. У меня нет необходимых познаний, но я симпатизирую их идеям»12.
Драйзер призывал американскую молодежь изучать марксистско-ленинскую науку: «Молодые люди, вы должны читать Маркса и Ленина и усваивать материалистическое понимание истории».
Статья Драйзера — боевой документ. В ней отвергаются обвинения компартии в неконституционности. «Мы, — заявляет писатель — можем изменить это правительство. Конечно, Коммунистическая партия законна. Она должна быть. Правом каждого американца является изменение правительства к лучшему и обсуждение таких идей с другими людьми»13.
Основные идеи этой статьи писатель развил в письме о вступлении в компартию пять лет спустя.
Во время Великой Отечественной войны советского народа Драйзер считал борьбу советских людей против Гитлера своим кровным делом. В заявлении по поводу разбойничьего нападения Гитлера на Россию он писал, что для прогрессивной Америки ничто не имеет большего значения, чем успех России в борьбе против Гитлера. «Дело русских является всегда и везде подлинным делом демократии, ибо Россия уже сделала для простого человека больше, чем какая-либо другая страна в истории» (XII, 363).
«Героическая борьба советского народа показала всему миру, что Советский Союз является великой военной державой, великой цивилизованной страной, обеспечивающей справедливые и прогрессивные условия жизни для всех»14.
Писатель был одним из самых ревностных сторонников открытия второго фронта. Выступая в Канаде в Торонто в сентябре 1942 года, он разоблачил стремление реакционных кругов Англии и США добиться ослабления Советского Союза.
В статье «Русское наступление», написанной в 1944 году, Драйзер заклеймил американских реакционеров, которые и во время войны продолжали строить козни против страны социализма.
Отмечая коренной перелом в соотношении сил в пользу СССР, в пользу сил антигитлеровской коалиции, Драйзер говорит о «кучке врагов советского народа вроде Маккормика, Форда, Херста, Дюпона, Дайса» и предсказывает, что победа советского народа в Великой Отечественной войне ускорит торжество мира, демократии и социализма.
Драйзер приветствует также рождающиеся в пламени освободительной борьбы страны народной демократии и предупреждает народы этих стран о заговоре против них американских реакционеров, стремящихся «нанести России удар в спину»15
до своей смерти он обратился с письмом к профсоюзу моряков в поддержку их забастовки — они не хотели перевезти оружие для подавления борющихся против колонизаторов народов. «Вы ведете борьбу против третьей мировой войны, — писал он, — и миллионы американцев стоят за вами» (Письма, т. III, стр. 1032). Верный своим высоким идеалам, Драйзер страстно обличал поджигателей новой войны.
После окончания второй мировой войны идея вступления в коммунистическую партию окончательно созрела у Драйзера. В конце июня 1945 года он подал заявление о вступлении в компартию и был принят в ее ряды.
Это было завершение процесса, начавшегося в годы мирового экономического кризиса, когда писатель фактически стал на коммунистические позиции. Драйзер тогда же подавал заявление о вступлении в компартию, но не был принят из-за противодействия Браудера, занимавшего в то время пост генерального секретаря. Вступление Драйзера в партию стало возможным лишь после воссоздания в 1945 году Коммунистической партии США и отстранения от ее руководства Браудера, который впоследствии был исключен из ее рядов.
Реакция с помощью различных буржуазных политиканов, критиков, журналистов и. даже писателей пыталась заставить Драйзера свернуть с пути, на который он стал. В апреле 1933 года ренегат Макс Истмен попробовал добиться согласия Драйзера поставить подпись под антисоветским, антикоммунистическим заявлением и получил категорический отказ. Драйзер заявил, что «он не хотел сделать ничего, что хоть как-нибудь повредило бы положению России» (Письма, т. II, стр. 630).
27 марта 1943 года к Драйзеру обратился Менкен с письмом, где заявил, что считает неправдоподобными статьи Драйзера, которые он прочитал в американской коммунистической печати, и получил от Драйзера резкую отповедь. Он напомнил своему бывшему другу, что в отличие от него, Менкена, он предубежден, потому что родился бедным и до сих пор помнит, как ходил босиком в зимние месяцы и как его мать страдала от нужды. «Именно поэтому, пожалуй, я за такую социальную систему, которая, может быть, и будет лучше для всех... Что же до коммунистической системы, как я ее видел в России в 1927—28 г., я весь за нее» (Письма, т. III, стр. 982), — ответил Драйзер. Эти его слова следовало бы помнить всем тем многочисленным буржуазным. критикам, которые пытаются принизить значение его вступления в коммунистическую партию. Не мешало бы им прочитать заново и письмо Драйзера о вступлении в коммунистическую партию, где ясно и четко не только выражена воля писателя, но и содержится его обращение к американскому народу, его политическое завещание. Как бы предвидя эти выпады реакционеров, писатель говорил незадолго до смерти: «Я всегда был коммунистом. Вступление в партию было лишь оформлением этого»16.
— результат многолетнего личного участия в борьбе американского рабочего класса против сил империалистической реакции. Драйзер пишет в своем заявлении: «Моя просьба коренится в убеждениях, которых я давно придерживался и которые были укреплены и углублены с годами. Я неуклонно верил в то, что простые люди и прежде всего рабочие Соединенных Штатов и мира являются творцами своих судеб и создателями своего собственного будущего. Я стремился жить этой верой, облекать ее в слова и образы, увидеть ее полное значение в жизнях мужчин и женщин» 17.
Вступая в компартию, Драйзер еще раз подчеркивает значение опыта строительства социализма в СССР, его борьбы с поджигателями империалистических войн. Писатель говорит, что «величайшую роль сыграла в этой победе страна, которая, построив социализм, показала величайший в истории пример тех высот, которые могут быть достигнуты свободным народом с верой в себя и во все прогрессивные силы человечества, — Советский Союз. Единство нашей страны с великим Советским Союзом является одним из наиболее ценных плодов нашей общей борьбы, и пусть не осмеливаются ослаблять его без серьезной опасности для самой Америки»18. Драйзер тем самым предупреждает американский народ относительно антисоветских происков империалистов и зовет к решительному пресечению их, призывает к дружбе советского и американского народов. Он высоко оценивает деятельность американских коммунистов: «... американские коммунисты боролись за объединение американского народа против фашизма. Они увидели опасность и предложили путь к ее устранению. Марксистская теория дала им возможность бросить свет на подлинные экономические и общественные корни фашизма. Марксизм же дал им и научное понимание роли рабочего класса как той силы в истории, которая смогла мобилизовать необходимые знания, силы и героизм, чтобы разгромить фашизм, спасти человечество и продолжить борьбу за дальнейший прогресс»19.
Вступление Драйзера в компартию было и результатом понимания писателем авангардной, решающей роли коммунистов в победе над фашизмом, в борьбе за мир, демократию и социализм. «Коммунисты, — пишет Драйзер в своем заявлении, — сыграли жизненную роль в выковывании того единства народов, которое обеспечивало поражение фашизма. Они первыми четко выступили против наступления агрессии в Китае, Эфиопии, Испании... Из подполья измученной Европы поднялись коммунисты, чтобы возглавить борьбу перед лицом террора и все удушающего военного режима»20.
Письмо Драйзера свидетельствует о том, что он ясно осознал невозможность для настоящего художника и ученого современности творить вне связи с идеями коммунизма; он перечисляет имена коммунистов: Арагона и Мартина Андерсена Нексе, Жолио-Кюри и Ланжевена. В письме намечена и программа борьбы с империализмом, за торжество идей марксизм. «Эти исторические годы, — пишет Драйзер, — углубили мое убеждение, что укрепление американского коммунистического движения в высшей степени усилит американский народ вместе со всеми антифашистскими силами в мире для полного уничтожения фашизма и достижения высот мировой демократии, экономического прогресса и свободной культуры»21.
людям особенно дороги слова Драйзера о том, что дружба двух великих народов — советского и американского — важна и для Соединенных Штатов Америки, и для Советского Союза.
Драйзер был верен высоким идеалам, о которых он говорил в письме о вступлении в компартию, до конца своих дней. 28 декабря 1945 года Драйзер умер.
На похоронах выступали Джон Говард Лоусон и Чарли Чаплин. Лоусон говорил о вере Драйзера в человеческое достоинство, о его глубоком понимании жизни общества. Чарли Чаплин прочитал стихотворение Драйзера «Дорога, которой я пришел». Последним же словом Драйзера оказалось его завещание, где он указал, чтобы то небольшое имущество, которое останется после смерти Элен Драйзер, пошло на дом для негритянских сирот. И здесь он остался верен своим высоким гуманистическим идеалам.
Примечания.
1. В последних томах этой серии, опубликованных после окончания второй мировой войны, Эптон Синклер проповедует реакционные идеи.
3. «Интернациональная литература», 1934, № 3—4, стр. 16—17.
4. Там же, стр. 16.
5. «Известия», 7 ноября 1937 г..
6. F. О. Matthiessen. Theodore Dreiser. N. Y., 1951, p. 223.
«Интернациональная литература», 1935, № 7.
8. «Интернациональная литература», 1938, № 3—4.
9. Там же.
10. «Интернациональная литература», 1940, № 4—5, стр. 82.
11. «Daily Worker», I. III. 1941.
13. Ibid.
14. «Известия», 14 октября 1941 г.
15. «Soviet Russia to-day», 1944, №7.
16. Daily Worker», И. I. 1946.
«Daily Worker», 30. VII. 1945.
18. Ibid.
19. Ibid.
20. «Daily Worker», 30. VII. 1945.
21. Ibid.