Приглашаем посетить сайт

Засурский Я.Н.Романтические традиции американской литературы XIX века и современность
Засурский Я. Н.: Введение

Взаимодействие американской литературы XIX в. и современности тесно связано прежде всего с традициями американского романтизма, который пережил свое рождение, становление и расцвет в первые шесть десятилетий XIX в., наложив неизгладимый отпечаток как на формирование национальной американской прозы и поэзии, так и на развитие традиций реализма, в последней трети XIX в. завоевывавшего все более прочные позиции и завершившего процесс становления национальной американской прозы и поэзии. 

Под этим углом зрения в специальном разделе, написанном Т. Л. Морозовой, рассматривается сложное взаимодействие и борьба литературных школ и направлений на протяжении XIX в., причем особое внимание уделено значению романтических традиций литературы США XIX в. для становления и развития реализма в творчестве Марка Твена и Уолта Уитмена.

Следующий раздел книги посвящен проблемам теории американского романтизма, он открывается работами Ю. В. Ковалева и Г. В. Аникина, в которых говорится о различных аспектах становления, развития и типологии американского романтиама.

Затем рассматриваются основные проблемы художественного творчества американских романтиков. О. М. Кириченко прослеживает становление романтизма в поэзии США цервой половины XIX в.; Т. Л. Морозова анализирует взгляды Ральфа Уолдо Эмерсона и значение выдвинутых им принципов для понимания этики и эстетики, мироощущения и мировосприятия американских романтиков, а также для сегодняшнего литературного процесса в США; М. М. Коренева, раскрывая художественный мир Натаниэля Готорна, выявляет специфику поэтики американской романтической прозы и ее воздействие на современный американский роман; наконец, А. М. Зверев завершает этот раздел работой, где раскрывается связь романтизма и современности на материале творчества Германа Мелвилла и его литературной судьбы.

Заключительный раздел книги посвящен последней трети XIX в.— в нем рассматривается взаимоотношение позднего романтизма и реализма на материале творчества Эмили Дикинсон, которой посвящена работа А. М. Зверева, а также на материале художественного мира Генри Джеймса в работе Т. Л. Морозовой. Анализ творчества Э. Дикинсон и Г. Джеймса позволяет глубже выявить значение романтических традиций американской литературы XIX в. для современного литературного процесса.

'Романтизм стал важнейшим этапом становления и развития национальной американской литературы, выявив характерные особенности американского литературного процесса, которые сохранили значение и по сей день. Воинственное неприятие феодально-монархических порядков и утверждение в противовес им свободы личности, индивидуализма, «американской мечты» свойственны произведенпям романтиков и затрагивают творчество многих современных писателей США, даже тех, кто отвергает «американскую мечту» или видит, что иллюзии, порожденные «американской мечтой», порождают «американскую трагедию», ибо, раскрывая суть «амерпканской трагедии», многие из писателей США XX в. отвергают американскую действительность эпохи государственно-монополитического капитализма как не соответствующую исконным американским идеалам.

И здесь речь идет не только о живучести буржуазной демократических иллюзий в Америке, но и о специфике развития культуры, идеологии и литературы в Соединенных Штатах Америки, где иллюзии о возможности достижения личной свободы имели под собой долгое время реальную почву, пока существовала возможность получить земли, двигаясь на Запад. Выявлению классовых конфликтов мешал также постоянный приток иммигрантов. А после того как свободные земли были заняты и сократился приток иммигрантов, нааванные факторы перестали действовать, а острота классовых конфликтов достигла критической точки и обнажила истинное классовое расслоение американского общества: субъективное осознание объективных закономерностей развития американского общества, американского капитализма, американского империализма отставало от объективных процессов развития действительности, что объясняет столь долгое существование подобного рода иллюэий.

Все это содействовало и особой живучести романтического мироощущения и романтической традиции в американской литературе. Вера в силы и мужество человека, который может противостоять природе и социальной несправедливости, способствуя продолжению романтической линии в американской литературе через творчество Уитмена, Лондона, Хемингуэя, получила., особое раэвитие в искусстве, вдохновляющемся социалистическими идеалами.

Взаимодействие развития американского романтизма с процессами развития американского общества в XIX в., до сих пор не получившее полного освещения в нашем литературоведении, привлекает особое внимание авторов данной монографии. Американский романтизм рассматривается в контексте истории американской литературы как развивающаяся система, при этом выявляются особенности основных его этапов и богатство школ внутри романтического направления и анализируется взаимодействие американского романтизма с европейским романтизмом, прежде всего с английским. Работы, посвященные ранней американской поэзии, творчеству Р. У. Эмерсона, Н. Готорна, Г. Мелвилла, Э. Дикинсон, Г. Джеймса, не ограничиваются анализом только творчества тех авторов, которым они посвящены: эти работы рассматривают важные аспекты развития литературного процесса в США — становление романтизма в поэзии, проблему индивидуализма в американской общественной и духовной жизни XIX в., место аллегории и символики в эстетике романтизма, соединение романтизма с изображением американской повседневности, взаимодействие реализма и романтизма, проблемы раскрытия острых социальных конфликтов в творчестве романтиков, судьбы позднего романтизма.

в истории литературы США не только первой, но и второй половины XIX в., а также путей становления реализма. 

В эпоху романтизма в Соединенных Штатах Америки получила распространение новая тенденция в художественном творчестве, связанная с развитием журналистики и стихии народного творчества в районах вновь осваиваемых земель на Западе, на так называемом фронтире. Если литература романтизма расцветала в уже обжитых центрах восточного побережья Соединенных Штатов, в районах, которые теперь относятся к «восточному истеблишменту», то к западу от этих культурных центров Новой Англии, Нью-Йорка, Филадельфии, южных штатов происходило становление нового типа литературного творчества, связанного с устными историями, прибаутками и анекдотами, с творчеством бродячих журналистов и издателей газет. Там, в среде охотников и лесорубов, лоцманов и ковбоев, золотоискателей и рудокопов рождался новый тип литератора — рассказчика, чтеца, близкого сердцам и душам, чаяниям и интересам того самого американца, который пробивался сквозь чащу лесов и кручи гор, пересекая реки и каиьоны, вступая в единоборство с природой. Не обладая ученостью представителей восточных центров американской культуры, эти люди тем пе менее умели читать, они, однако, не читали книг американских мастеров романтической школы.

В известном смысле судьба американских романтиков была парадоксальной. 'Их читали на Востоке Америки и в Европе. Их не читали на Западе Америки. И с ростом и развитием литературного самосознания фронтира, который создал свою собственную систему метафор и образов, тот самый американский фольклорный фон, из которого выросли Брет Гарт и Марк Твен, все четче обнажалось наличие двух художественных тенденций в Америке в рамках демократической культуры. К одной тенденции, бесспорно, относится творчество крупнейших представителей американского романтизма — представителей культуры образованного и ученого Востока, к другой — демократическая, плебейская, народная культура Запада Америки.

Демократизм романтиков выявлялся в их высоких идеалах, в их неприятии мира чистогана, стяжательства, буржуазного преуспеяния и пуританского чванства, в утверждении идеалов свободной личности, отвергающей европейские монархо-феодальные порядки. Демократизм литературы фронтира был органически связан с развитием народного движения, пытавшегося утверждать демократические идеалы свободного труда.

Народная стихия затопила в конце концов романтическую книжную Америку и с середины 60-х годов стала оттеснять на второй план представителей ученой, кпижной традиции, к которой принадлежали американские романтики, С этим отчасти связано непризнание современниками и гениального романа-эпопеи Г. Мелвилла "Моби Дик".

Конфликт книжной и народной традиции воплотился в споре Твена с представителями бостонской школы (перед ученостью которой он преклонялся, но не мог согласиться с ее творческими принципами) и в его же споре с романтиками. 

Конечно, в творчестве Твена и Уитмена многое близко романтикам по мироощущению, по мировосприятию, но главное, что их разделяет, это социальное отличие. Они не только люди другой среды — с ними впервые в литературу США пришел не проповедник и не сын проповедника, не чиновник и не сын чиновника, а лоцман и лесоруб; творчество их обращено к несколько иной и более широкой аудитории — к лоцманам и лесорубам, золотоискателям и механикам. Демократический накал поэзии Уитмена и раннего творчества Твена отражает серьезные изменения в американской литературе.

Величие Твена и Уитмена состояло, кроме всего прочего, и в том, что они соединили в своем творчестве стихию устной американской литературной традиции со стихией книжной. И как бы ни отрицал своего родства с романтиками Марк Твен, именно он сплавил воедино две линии в американской литературе, создав новую основу для развития национального литературного языка, той особой американской метафоричности, которой глубоко передается американский национальный характер.

Внешне далекий от Твена Уитмен по-своему воспринял стихию устной народной речи. Стихия речи проповедников, выступавших против рабства и господства богачей, стихия устной демократической проповеди заставила Уитмена демократизировать поэзию, противопоставив себя традициям, которые были связаны с поэзией традиционных рифи и ритмов и традиционных образов, объединявших американскую и английскую поэзию.

его метафора при всей космичности заземлена, а романтическая экзальтированность Уитмена ещё больше подчеркивает его стремление сблизить литературу с действительностью, поэтизировать мир. Эта тенденция проявляется у Уитмена, в частности, в использовании такого приема, как поэтические «каталоги».

Некоторые исследователи пытались представить метод Уитмена как некий демократический метод в поэзии. По многим причинам с таким определением невозможно согласиться, хотя в нем и отражено одно очень важное обстоятельство, не имеющее, однако, отношения к творческому методу, а именно то, что и Уитмен, и Твен демократизировали американскую литературу и стали певцами свободолюбивого, не принимающего оковы феодализма и монархизма американца, того самого американца, который восстал против рабовладельческих порядков на Юге и сыграл решающую роль в уничтожении южной аристократии, южной конфедерации, в ликвидации рабства негров.

Очень скоро после победы Севера в Гражданской войне и Уитмен, и Твен убедились в том, что идеалы свободной Америки механиков и фермеров, восторжествовавшие на поле боя с Америкой плантаторов, оказались бессильными перед неумолимыми законами развития капиталистического общества, которые с катастрофической быстротой ввергали Америку в эру «позолоченного вена». Столкновение высоких идеалов У. Уитмена и М. Твена с буржуазной повседневностью быстро развеяло иллюзии о возможности торжества свободы в условиях Америки, сделало их поэтические взгляды острее и резче, открыло магистральную дорогу развитию реалистической прозы и поэзии.

Конечно, бурный поток демократической литературы, который оттеснил романтиков, принес литературе не только завоевания, но и некоторые потери (о трагической судьбе Мелвилла в связи с этим шла уже речь). К числу издержек следует отнести и определенную недооценку творчества романтиков тем же Твеном, пожалуй, и Уитменом, недооценку, впрочем, вполне понятную и характерную для истории литературного процесса, для истории смены поколений и направлений.

Более существенные потери принесло развитие псевдодемократической коммерческой литературы, воплощением которой стало творчество Горацио Элджера — певца американского успеха.

американской жизни достигло накала «Американской трагедии» Драйзера и заставило вновь вспомнить о трагическом видении Мелвилла и Готорна. Историческая справедливость восторжествовала, забытый современниками Мелвилл занял почетное место в истории американской литературы рядом с Марком Твеном, Эмили Дикинсон — рядом с Уолтом Уитменом.

Не все современники Твена и Уитмена были удовлетворены характером демократизации американского общества. Уже тогда, в XIX в., позицию крайнего неприятия буржуазной, мещанской Америки занял Генри Джеймс, отказавшийся жить в Америке и переселившийся в Европу. Ему свойствен трезвый взгляд на действительность, трезвое реалистическое видение мира и язвительное пз-приятие мира американского буржуа, ему претил буржуазный демократизм Америки.

Пути становления реализма в американской литературе сложны и многоплановы. Реализм рождался из столкновения веры в американские идеалы с пошлыми и безнравственными реалиями повседневной жизни, из неприятия буржуазной а мерина не кой действительности и разочарования в американских идеалах. В первом случае Твен, оставаясь американцем, веря в Америку, обличал «Соединенные Линчующие Штаты», с горечью расставаясь со своими иллюзиями. Во втором случае Генри Джеймс видел Америку из Европы, трезво анализировал американца как новое «общественное животное», не принимая американского демократизма. Это привело его впоследствии к крайностям, но и на этой сложной и противоречивой основе он сумел найти пути реального постижения американской действительности.

Наследие американской литературы XIX в. помогает видеть перспективу развития литературы США и многие особенности литературного пр'оцесса, в том числе и развития реализма в американской литературе XX в.